Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:27, реферат
*Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.
*Лечебная
физическая культура (ЛФК) — метод лечения,
состоящий в применении физических упражнений
и естественных факторов природы к больному
человеку с лечебно-профилактическими
целями. В основе этого метода лежит использование
основной биологической функции организма —
движения.Термином лечебная физическая
культура (или ЛФК) обозначают самые различные
понятия. Это и дыхательная гимнастика
после тяжелой операции, и обучение ходьбе
после травмы, и разработка движений в
суставе после снятия гипсовой повязки.
Это и название кабинета в поликлинике,
и кафедры в институте физкультуры, и кафедры
в медицинском институте. Термин «лечебная
физкультура» применяется в самых различных
аспектах, обозначая и метод лечения, и
медицинскую или педагогическую специальность,
и раздел медицины или
Рассмотрим ЛФК с разных сторон.
Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.
Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это — медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.
Лечебный массаж,
который, по сути, является пассивным физическим
упражнением, мы рассмотрим в отдельно
в силу специфики этого метода лечения,
но в тесной связи с лечебной физкультурой.
Лечебная физкультура назначается только
врачом и проводится строго по назначению
врача обычно в учреждениях здравоохранения —
больницах, поликлиниках, санаториях,
диспансерах. Это принципиально отличает
ЛФК от оздоровительных систем и технологий,
в которых заключение врача имеет рекомендательный
характер или вовсе не требуется. Это вовсе
не означает, что ЛФК только для больных
и только для лечения. На практике лечебная
физкультура не ограничивается только
лечением.
Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная.
Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе
здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.
Однако цель
применения этих средств — лечение или
профилактика болезней. Как известно цель
физкультуры — воспитание здорового человека,
а спорта — достижение результатов. Лечебная
физкультура выполняет не только лечебную,
но и воспитательную функцию. Она воспитывает
сознательное отношение к использованию
физических упражнений, прививает гигиенические
навыки, приобщает к закаливанию организма
естественными факторами природы. В этом
ЛФК тесно соприкасается с педагогикой
и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость,
координацию движений, прививает навыки
гигиены, закаливает организм. В настоящее
время никем не подвергается сомнению,
что лечебная физкультура, — обязательная
и необходимая составная часть всех разделов
современной практической медицины, особенно травматологии,
Наука ЛФК как
раздел медицины состоялось только в середине
прошлого столетия, благодаря синтезу
традиционных физкультурно-оздоровительных
систем и достижений в области анатомии, физиологии
Средства, формы и методики ЛФК
Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.
Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».
Средства
ЛФК — это действующие лечебные факторы,
такие как гимнастические физические
упражнения, физические упражнения в воде, ходьба,
занятия на тренажерах…
Классификация средств, форм и методов ЛФК.
Формы ЛФК | Средства ЛФК | Методики ЛФК | Способ проведения занятий ЛФК |
Утренняя
гимнастика
Лечебная гимнастика Дозированная ходьба Производственная гимнастика Лечебное плавание. Гидрокинезотерапия. Механотерапия. Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе. Игры, спортивные игры. Туризм. Терренкур. |
Физические
упражнения.
Физические упражнения в воде. Ходьба. Восхождения Занятия на тренажерах. Плавание |
при заболеваниях
опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе,
при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…);
при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при заболеваниях дыхательной системы; при заболеваниях пищеварительной системы; при нарушении осанки; при травмах; при операциях на грудной клетке; при беременности. Обучение ходьбе с опорой на трость… |
Занятия с инструктором
ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые
[2-3 человека] и групповые [8-12чел])
Самостоятельные занятия — физические тренировки |
Обычно для
лечения какого-либо конкретного
заболевания используют комбинацию
самых различных форм и средств ЛФК.
КОМПРЕССИОННЫЙ
ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА.
Наибольшее число переломов позвоночника
протекает без нарушений со стороны нервной
системы; к ним относятся так называемые
компрессионные переломы, которые чаще
всего появляются при падении с высоты
на ноги или ягодицы, а также при падении
на голову и т.д. Под влиянием сгибающей
тяжести удара передняя (вентральная)
пластинка одного из позвонков ломается,
тело его сплющивается, а лежащий выше
позвонок при этом соскальзывает вперед.
Приступая к лечению, следует помнить,
что позвоночник является органом опоры,
сохраняющим вертикальное положение тела,
органом движения (основная ось и место
прикрепления мышц туловища, верхнего
и нижнего пояса) и органом, окружающим
спинной мозг с его оболочками и корешками.
Перед лечащим врачом стоит задача восстановить
функции позвоночника как органа опоры
и движения и предупредить возможное сдавление
спинного мозга.
При лечении
компрессионных переломов позвоночника
лечебная физкультура предусматривает
следующие задачи:
— восстановление правильной оси и нормальных
изгибов позвоночника (положение позвоночника
в состоянии разгибания);
— укрепление длинных мышц спины и других
мышечных групп туловища, восстановление
нормальной подвижности и гибкости позвоночника;
— создание мощного мышечного корсета,
способного удерживать позвоночник в
правильном положении.
Обычно достаточно 4—5 месяцев применения
лечебной физкультуры для восстановления
трудоспособности больных.
После первых сообщений об эффективности
лечебной физкультуры при переломах позвоночника
этот метод широко внедрился в повседневную
практику травматологических стационаров.
Методика лечебной гимнастики (по Е. Ф.
Древинг). Для подготовки больного к занятиям
на наклонную плоскость кровати (головной
конец ее поднимают на 15—20 см) кладут щит
с плотным матрацем, на который помещают
больного. Для того, чтобы больной не сползал
с наклонной плоскости, ему под руки подводят
мягкие лямки, которые прикрепляют к изголовью
кровати. Для сохранения естественных
изгибов позвоночника под шейный и поясничный
лордозы подкладывают небольшие подушечки
(из волоса с небольшим слоем ваты). Подкладывание
подушечек под место перелома недопустимо.
При повреждениях шейных и I—III грудных
позвонков вытяжение осуществляют при
помощи петли Глиссона.
При закрытых травмах позвоночника, если
нет противопоказаний, упражнения применяют
с 3—5-го дня.
Е. Ф. Древинг предложены серии физических
упражнений для применения в различные
стадии заболевания.
При
применении лечебной
гимнастики целесообразно
придерживаться общепринятого
деления на 3 периода.
Первый период — наиболее ранний.
Упражнения этого периода обычно проводят
в течение первого месяца лечения. В первые
дни занятий производят осторожные движения
конечностями и широко используют дыхательные
упражнения. Методической особенностью
выполнения упражнений является требование
производить движения руками и ногами,
не отрывая их от плоскости постели. Этим
предупреждают возможность напряжения
мышц плечевого и тазового пояса, что может
вызывать смещения и оказывать другие
неблагоприятные влияния на позвоночник.
С ослабленными больными такого характера
упражнения проводят в течение 6—12 дней.
При отсутствии противопоказаний и хорошем
общем состоянии многие больные могут
переходить к дальнейшим упражнениям.
При этом с первых же дней больному рекомендуют
проделывать упражнения самостоятельно
2 раза в день; продолжительность упражнений
10—15 минут. Начальные занятия лечебной
гимнастикой инструктор (методист) должен
проводить индивидуально с каждым больным;
в дальнейшем больных можно объединять
в группы в зависимости от периодов применения
лечебной физкультуры.
Как было указано выше, спустя 6—12 дней
от начала занятий лечебной гимнастикой
число их постепенно увеличивают, больные
могут их выполнять с большей силой и большей
амплитудой.
Сначала включают более легкие упражнения,
затем переходят к более трудным; также
постепенно увеличивают и число их повторений.
Для тазового пояса еще не дают большой
нагрузки, но зато энергично вовлекают
в работу мышцы плечевого пояса и начинают
осторожную тренировку мышц — разгибателей
спины.
Упражнения проделывают до конца первого
месяца пребывания больного в постели.
Если нет противопоказаний, с 8—10-го дня
больному рекомендуют часть времени проводить
лежа на животе. При тяжелых переломах
со смещением, даже при отсутствии отклонений
со стороны нервной системы, поворот на
живот разрешают не ранее 14-го дня после
перелома. Поворот проделывают так: больной,
лежа на спине, передвигается на край кровати;
одной рукой, расположенной вдоль края
кровати, он захватывает изголовье, второй,
вытянутой вдоль туловища, производит
поворот на живот. Первые повороты следует
производить с поддержкой и помощью методиста.
Под грудь (верхнюю ее часть) подкладывают
обычную подушку. В таком положении проделывают
специальные упражнения второй серии.
При этом основным требованием является
безболезненность упражнений. Наклонное
положение постели облегчает выполнение
упражнений.
Второй период обычно начинается со
2-го месяца лечения. Упражнения, применяемые
в этом периоде, уже требуют хорошей координации
движений и значительного силового напряжения.
В эту серию включают упражнения на развитие
гибкости позвоночника и производят дальнейшую
настойчивую тренировку разгибательной
спины. К этому времени продолжительность
каждого занятия доводят до 45 минут (с
интервалами для отдыха после каждой группы
упражнений). Организованные занятия проводят
не менее 2 раз в день. Кроме того, больной
должен 2 раза в день заниматься самостоятельно.
Обычно разрешают вставать спустя 60 дней
после перелома, а в тяжелых случаях позже.
При подъеме с постели больной не должен
садиться. В положении лежа на животе (или
стоя на коленях) больной передвигается
на край кровати и спускает на пол сначала
одну, затем вторую ногу. К этому времени
он приступает к выполнению упражнений
третьего периода. Кроме того, проводят
и занятия в положении лежа.
Разрешая вставать, врач должен руководствоваться
следующими показаниями: отсутствие у
больного болей в области перелома в покойном
положении, отсутствие болей при постукивании
в области позвонков на месте перелома,
сглаженность выступа в области перелома,
отсутствие болей после занятий гимнастикой
(или наличие незначительных и непродолжительных).
Вставать для ходьбы и занятий гимнастикой
в первые дни разрешают не более 3—4 раз
в день и то на короткое время (20—30 минут).
Третий период. К концу 3-го месяца больной
должен приучить себя ходить без отдыха
1/2—2 часа. Только научившись свободно
ходить (недели через 3 после выписки),
больной может приучаться к сидению. Для
правильного положения спины во время
сидения на стул следует подвешивать круглый
валик на уровне поясничного лордоза.
После выписки больной должен и дома длительное
время заниматься гимнастикой и выполнять
рекомендации врача по режиму.
Следует отметить, что у детей при лечении
переломов позвоночника хирурги обычно
пользуются только этим методом. Обычно
сроки выздоровления в результате применения
лечебной физкультуры в детской практике
по сравнению со взрослыми значительно
сокращаются. Детям можно рекомендовать
сократить сроки применения лечебной
гимнастики по периодам: по первому периоду
до 20—22 дней, второму — до 30—35 дней; после
35 дней пребывания на койке детям обычно
уже разрешают вставать с постели, и до
выздоровления применяют упражнения по
третьему периоду.
Некоторые изменения следует вносить
также в методику занятий лечебной гимнастикой
с больными пожилого возраста. У них необходимо
ограничить или полностью исключить статические
упражнения с задержкой дыхания, включать
в занятия в достаточном количестве дыхательные
упражнения, упражнения, активизирующие
периферическое кровообращение, а также
массаж, применять более ранние повороты
в постели и отдых .