Лекции по "Истории физической культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курс лекций

Описание

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Содержание

1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории России;
3) история современного спортивного и олимпийского движения.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

СТАДИЙ - в Древней Греции - мера длины, размером в 600 ступней человека. В Олимпии эта мера равнялась 192 м 27 см. Как утверждает легенда, эту длину отмерил ступнями сам Геракл. (Любопытно, что пересчитав эту меру на размер обуви, можно утверждать, что Геракл носил сандалии 47 размера.) Отсюда пошло название “стадион” как место для состязания в беге.

Первоначально стадион не был похож на современные спортивные сооружения. Это была ровная площадка прямоугольной формы, посыпанная мелким песком. По обе ее стороны располагались зрители, причем специальных мест для них не было. Зрители сидели прямо на траве.

СТАТУЯ БОГА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ - одно из семи чудес света. Около 13 м высотой, была изготовлена скульптором Фидием из ценных пород дерева, покрыта золотом и слоновой костью, установлена в храме Зевса в Олимпии.

В 394 г. н.э. после запрещения Олимпийских игр императором Феодосием перевезена в Константинополь, где была уничтожена пожаром.

ЭЛЛАНОДИКИ - судьи Древней Греции. На Олимпийских играх они следили не только за правильностью и точностью выполнения атлетами условий состязаний, но и выполняли другие обязанности (например, сопровождали атлетов из городов-полисов в Олимпию). Одежда элланодиков отличалась яркостью, а на голове каждого судьи был венок из лаврового дерева. Это подчеркивало их особое положение и авторитет. Никто не мог возражать им. Их решение было окончательным и обжалованию не подлежало. В Древней Греции преднамеренные ошибки в судействе были исключены, и не только потому, что элланодики давали публичную клятву. Общественный резонанс Игр был настолько велик, что создавал вокруг них дух высокой морали и нравственности. К сожалению, это продолжалось не всегда. С завоеванием Греции Римом небезызвестный римский император Нерон пожелал сам участвовать в очередных Олимпийских играх. Однако в установленные сроки явиться в Олимпию он не смог и Игры по его указанию были перенесены на следующий год. В истории древних олимпиад это был единственный случай, когда Игры проходили не в високосном году. Нерон пожелал состязаться в гонках на колесницах. Вопреки всем правилам ему в колесницу были впряжены не 4, как у всех, а 10 лошадей. Несмотря на это, Нерону не удалось победить, так как на повороте колесница опрокинулась и незадачливый возница едва остался жив. Тем не менее судьи, нарушив все правила увенчали его лавровым венком победителя. Так впервые был нарушен священный закон Олимпийских игр, гласящий, что победа завоевывается не деньгами и знатностью, а в честной борьбе.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету

“История физической культуры”

 

1. Предмет, задачи истории физической культуры. Источники, используемые при изучении истории физической культуры.

2. Физическая культура в первобытном обществе. Теории возникновения физической культуры.

3. Особенности развития физической культуры в рабовладельческом обществе. Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии.

4. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период.

5. Содержание греческой гимнастики и агонистики.

6. Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля.

7. Олимпийские игры античного мира.

8. Упадок физического воспитания в Древней Греции и запрещение Олимпийских игр. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр.

9. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.

10. Физическая подготовка гладиаторов. Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания.

11. Особенности развития физической культуры в средние века.

12. Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры.

13. Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа в средние века. Физическая культура горожан в средние века.

14. Причины упадка феодальной системы физического воспитания. Рост буржуазии и зарождение физической культуры буржуа.

15. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения (Витторино де Фельтре, Иеронима Меркуриалиса, Франсуа Рабле).

16. Взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы на физическое воспитание.

17. Вклад Я.А. Коменского в развитие гуманистических идей физического воспитания.

18. Особенности развитие физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков.

19. Развитие теоретических основ физического воспитания в педагогических сочинениях, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци.

20. Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса.

21. Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции.

22. Немецкая система гимнастики.

23. Шведская гимнастическая система.

24. Французская гимнастическая система.

25. Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда.

26. Сокольское движение, сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша.

27. Гимнастика Ж. Демени.

28. Естественный метод Ж. Эбера.

29. Основная гимнастика Н. Бука.

30. Система средств и методов физического воспитания второй половины Нового времени (Ф. Дельсарт, А. Дункан, Э. Далькроз, Э. Бъеркстен).

31. Развитие спортивного движения во второй период Нового времени.

32. Особенности физической культуры в Новейшее время.

33. Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами.

34. Развитие физической культуры в странах социализма после Второй мировой войны.

35. Развитие физической культуры в странах Азии и Латинской Америки после Второй мировой войны.

36. Развитие физической культуры в капиталистических странах после Второй мировой войны.

37. Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России.

38. Военно-физическое воспитание господствующих классов России с древнейших времен до XVIII века.

39. Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма в России.

40. Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта в России.

41. Введение физического воспитания в учебные заведения России с XVIII века до первой половины XIX века.

42. Военно-физическая подготовка в русской армии с XVIII века до первой половины XIX века.

43. Физическое воспитание в быту народов нашей страны с XVIII века до первой половины XIX века.

44. Физическое воспитание в быту дворянства с XVIII века до первой половины XIX века.

45. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания в трудах М.В. Ломоносова, А.П. Протасова, В.Н. Татищева, И.И. Бецкого, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского.

46. Развитие капиталистических отношений в России во второй половине XIX в. Подъем общественного движения и его значение для развития системы физического воспитания.

47. Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, Д.И. Писарева.

48. Значение трудов Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова для научного обоснования основ физического воспитания.

49. Роль Е.А. Покровского в развитии теории и практики физического воспитания.

50. Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования.

51. Физическое воспитание в учебных заведениях со второй половины XIX в. до начала XX в.

52. Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады. “Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи”.

53. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР.

54. Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах с 1917 по 1941 г. Введение комплекса ГТО.

55. Спотривно-массовая работа с населением с 1971 года до начала Второй мировой войны.

56. Перестройка советского физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны.

57. Физическое воспитание учащейся молодежи в военные годы. Физкультурная работа в тылу страны. Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии.

58. Завершение Великой Отечественной войны и переход страны к мирной жизни. Организация и проведение физкультурной работы в СССР в послевоенные годы.

59. Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы.

60. Международные спортивные связи СССР в послевоенный период.

61. Физическая культура и спорт в жизни советского народа с 1960 по 1980 г.

62. Комплекс ГТО (1972) и его роль в развитии физкультурного движения.

63. Физкультурное движение на путях перестройки.

64. Анализ выступлений советских спортсменов на летних Олимпийских играх 1961 - 1999 гг.

65. Анализ выступлений советских спортсменов на зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1961 - 1999 гг.

66. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2000 гг.).

67. Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе.

68. Предыстория Олимпийского движения нового времени.

69. Олимпийское движение в период с 1894 по 1918 годы.

70. Олимпийская символика и атрибутика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России / В.С. Родниченко и др. - М.: Советский спорт, 1999.

2. Агеевец В.У., Поликарпова Г.М. Олимпийские игры. Из прошлого в будущее. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.

3. Цатурова К.А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

4. Цатурова К.А. Физическая культура в России с древнейших времен до конца XVIII века: Лекция. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

6. Столбов В.В. История физической культуры. - М.: Просвещение, 1989.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  

3

Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах  

 
5

1.1. Физическая культура в Древнем мире  

5

Теории возникновения физической культуры  

5

Развитие физической культуры на отдельных  
этапах истории первобытнообщинного строя  

 
7

Физическая культура в рабовладельческом  
обществе. Особенности ее развития  

 
10

Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии  

 
11

Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем  
физического воспитания рабовладельцев в  
классический период  

 
 
 
16

Зарождение педагогической мысли в области  
физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля  

 
 
23

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития  

 
25

Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх  

 
29

Физическая подготовка в гладиаторских школах  

31

Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания  

 
32

2. Физическая культура в средние века  

33

Особенности развития физической культуры в этот период  

 
33

Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры  

 
34

Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа  

 
36

Физическая культура горожан. Стрелковые и  
фехтовальные общества  

 
38

Развитие педагогических идей физического  
воспитания в эпоху Возрождения  

 
39

3. Физическая культура в Новое время  

44

3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года)  

 
44

Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных  
революций XVII - XVIII веков  

 
 
44

Развитие теоретических основ физического  
воспитания  

 
45

Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса  

 
 
48

Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции  

50

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда  

 
55

3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917)  

 
57

Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание  
международных спортивных объединений  

 
 
57

Возникновение новых систем физического  
воспитания  

 
58

Развитие спортивного движения  

60

4. Физическая культура в Новейшее время  

70

Физическая культура в зарубежных странах в  
период между Первой и Второй мировыми войнами 

 
71

Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны  

 
75

Часть II. Физическая культура в России и на  
территории СССР  

 
83

5. Физическая культура народов России до XVIII в . 

83

Зарождение физической культуры у народов,  
проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи  

 
 
83

Физические упражнения и игры в народном быту  

84

Военно-физическое воспитание господствующих классов  

 
86

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма  

 
87

6. Физическая культура в России с XVIII в. и  
первой половине XIX века  

 
88

Влияние реформ начала XVIII века на развитие  
физической культуры и спорта  

 
88

Введение физического воспитания в учебные  
заведения  

 
90

Военно-физическая подготовка в русской армии  

92

Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны  

 
94

Физическое воспитание в быту дворянства  

96

Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания  

 
97

7. Физическая культура в России со второй  
половины XIX в. до начала XX в.  

 
101

Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания  

 
101

Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система  
физического образования  

 
104

Физическое воспитание в учебных заведениях  

106

Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские  
Олимпиады  

 
 
109

8. Физкультура и спорт в СССР  

111

8.1. Становление и развитие физической  
культуры и спорта в СССР  

 
111

Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах  

 
114

Спортивно-массовая работа с населением  

116

8.2. Физическая культура в годы Великой  
Отечественной войны  

 
120

Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны  

 
121

Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины  

 
123

Физкультурная работа в тылу страны  

125

Работа физкультурных организаций по  
восстановлению здоровья и боеспособности  
раненых солдат и офицеров Советской Армии  

 
 
126

8.3. Развитие физической культуры и спорта в  
послевоенные годы  

127

I и II Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического  
движения в послевоенные годы  

 
 
128

Международные спортивные связи в  
послевоенный период  

 
129

8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР  

 
130

Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других  
соревнованиях 1960 - 1990 гг.  

 
 
137

9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в  
России (1991- 2000 гг.)  

 
 
145

Участие российских спортсменов в международных соревнованиях  

 
150

Законодательная основа развития физической  
культуры и спорта на современном этапе  

 
151

Часть 3. История современных Олимпийских игр  

154

Предыстория Олимпийского движения нового  
времени  

 
154

Период укрепления Олимпийского движения  
(1894 - 1918)  

 
158

Олимпийские символика и атрибутика  

160

Приложение. Олимпийский словарик  

165

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету “История физической культуры”  

 
175

Список использованной и рекомендуемой литературы  

179


 


 



Информация о работе Лекции по "Истории физической культуры"