Методика формирования физической культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:22, реферат

Описание

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры.

Содержание

Введение 3
1. Сущность физической культуры личности 4
2. Методика формирования физической культуры 5
2.1 Методы, направленные на приобретение знаний 5
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками 8
2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей 8
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Методика формирования физической культуры личности.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Организация физкультурно-спортивной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Методы  формирования физической культуры личности».

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2012

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                                 3

1. Сущность физической  культуры личности                                                     4

2. Методика формирования физической культуры                                            5

2.1 Методы, направленные  на приобретение знаний                                        5        2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками                       8      2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей                                                                     8

Заключение                                                                                                            14

Список литературы                                                                                               15

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры. В ситуации идеологического вакуума его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность физической культуры личности

 

Физическая культура личности является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств.

Духовным компонентом  физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.

Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий  физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих  убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.

 

 

2. Методика формирования физической культуры

 

В практике формирования физической культуры личности был выдвинут целый ряд методов, применяемый  в данном процессе.

Все эти методы целенаправленно  формируют основные структурные компоненты личности, тем самым, способствуя ее полноценному развитию.

 

2.1 Методы, направленные на приобретение знаний

 

Знания являются одним  из ведущих компонентов содержания физического образования, формирования физической культуры личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого.

На основе знаний создается  полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения  техникой движений.

1. Словесные  методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции:

  1. конструктивную,
  2. организаторскую,
  3. активизирует процесс обучения и др.

Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:

Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).

Описание – способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Объяснение  – предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».

Беседа – представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.

Разбор – отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.

Указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.).

Оценка – результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.).

Команда – форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).

Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп (гребля, для чувства темпа).

Самопроговаривание – применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем и «про себя» с акцентом внимания на самые важные характеристики техники.

Идеомоторная  тренировка – мысленное выполнение действий.

Словесная саморегуляция  – основана на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.

2. Методы  обеспечения наглядности в физической культуре способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

Метод непосредственной наглядности – предназначен для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия и осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учеников.

Метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т.д.)

Методы направленного  прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

  • направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия
  • выполнение упражнений в замедленном темпе
  • использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.

Методы срочной  информации – предназначены для получения срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.).

 

 

 

 

2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками

 

В зависимости от способа  освоения структуры двигательного  действия в процессе разучивания  методы подразделяются на:

  • метод разучивания упражнения по частям (расчленено – конструктивный);
  • метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный);
  • метод сопряженного воздействия.

Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:

  • при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
  • если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
  • если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
  • когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
  • когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

 

2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

 

В основе методов, направленных на совершенствование  двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования  параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и  характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками (см. Приложение, таблица 3).

Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.

Различаю два варианта этого метода:

1. Метод длительной  равномерной тренировки.

2. Метод кратковременной  равномерной тренировки.

Первый вариант характеризуется  выполнением работы небольшой интенсивности  на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Упражнения выполняются в смешанном  аэробно-анаэробном режиме. Он применяется  для воспитания и совершенствования  чувства темпа, а также для  развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренировочный эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный  метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д.

Информация о работе Методика формирования физической культуры личности