Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:37, курсовая работа
Всё большее распространение приобретают в различных сферах деятельности человека компьютеры, эффективность работы на которых определяется во многом точностью движений. Подобная направленность изменений в сфере производства привела к рождению и росту популярности видов спорта, эффективность соревновательной двигательной деятельности в которых определяется точностью движений: к традиционным спортивным играм в последние годы добавились кёрлинг и дартс, находится в стадии возрождения городошный спорт.
И том случае, когда спортсмены смещают голову несколько левее (правши) для того, чтобы лучше ориентироваться в пространстве и видеть более полную картину (дротик, точку прицеливании и мишень), уточняя при этом положение дротика, они ориентируют окончание его иглы относительно точки прицеливания и представляют в уме более целесообразную (по их мнению) возможную траекторию полета дротика, заканчивающуюся в точке прицеливания.22 При этом виде прицеливания единообразное положение головы особенно важно, так как любое его изменение может негативно сказаться на эффективности прицеливания и точности попадания в цель.
Вначале выполнить все составляющие прицеливания слишком трудно, так как у большинства спортсменов, как правило, сознание направлено и основном на ожидание момента наилучшей устойчивости системы «дартсмен—дротик». Поэтому для освоения прицеливания дартсмены должны под руководством тренера многократно выполнить эти движения и учиться относительно неподвижно удерживать дротик в течение нескольких секунд (задержка дыхания 8-10 с). Однако общее время удержания без задержки дыхания может быть гораздо больше (от 8-10 с до 1 мин).23
Для обучения удержания дротики на мишени могут быть использованы следующие упражнения:
- удержание окончания хвостовика (иглы) на фоне «белой мишени»;
- удержание окончания
хвостовика (иглы) на фоне белого
листа бумаги небольшого
- удержание окончания хвостовика (иглы) в перекрестье, нарисованном на белом листе бумаги;
- удержание окончания хвостовика (иглы) в круге разного диаметра, нарисованном на листе белой бумаги и др.
При выполнении последнего упражнения целесообразно соотносить диаметр круга с величиной района прицеливания, соответствующего ни данный момент уровню подготовленности дартсмена. Под районом прицеливания принято понимать площадь круга, ограниченного окружностью с центром в точке прицеливания. Он может быть больше или меньше в зависимости от степени устойчивости. Чем выше уровень мастерства дартсмена, тем меньше район колебаний дротика (район прицеливания).
Для того чтобы выбрать новую точку прицеливания, в том случае, если она выше прежней, необходимо уменьшить угол наклона (угол, образованный вертикальной осью и туловищем), то есть отклониться назад относительно мишени, если же она расположена (выбрана) ниже, то наоборот, нужно увеличить угол наклона, то есть наклонить туловище вперед по направлению к мишени (без смешения веса тела как в том, так и в другом случае на опорную ногу). При этом положение других звеньев системы «дартсмен—дротик»: головы, плеча, предплечья, кисти, дротика относительно друг друга не меняется24.
При изменении точки прицеливания по горизонтали (в горизонтальной плоскости) дартсмену рекомендуется либо:
1) поменять место, то есть принять изготовку на линии броска непосредственно напротив выбранной им точки прицеливания;
2) изменить положение изготовки
путем изменения положения
При этом необходимо также следить, чтобы плечо ведущей руки оставалось в фиксированном положении в плечевом суставе и остальные части тела (голова, предплечье, кисть, а также дротик) не меняли своего положения относительно друг друга.25
Все эти действия многократно повторяются дартсменам и под руководством и контролем со стороны тренера, который следит за правильностью их выполнения.
Под броском подразумевается способ метания дротика. Прицельный бросок выполняется с целью попадания дротика в точку прицеливания. Основная задача выполнения прицельного броска заключается в том, чтобы развить необходимую скорость движения дротика в нужном направлении и обеспечить наиболее рациональную траекторию его полета для попадания дротика точно в точку прицеливания.26 Для решения этой задачи необходимо выполнить как минимум три основных условия:
придать дротику максимально возможную скорость движения в выбранном направлении в момент вылета (отделение дротика от пальцев руки, выполняющих его захват и удержание) без нарушения координации движений;
передать
основное усилие непосредственно от
пальцев ведущей руки точно в
центр тяжести дротика в
обеспечить необходимый для наиболее рациональной траектории полета угол вылета дротика.
Бросок принято условно разделять на три фазы:
начальная (отведение);
средняя (основная);
заключительная.27
Начальная фаза. Основной задачей это фазы броска является обеспечение ведущей руке такого положения, которое позволяет во время ее разгибания в локтевом суставе развить максимальную скорость движения предплечья, кисти и соответственно дротика в избранном направлении. При выполнении отведения происходит сгибание ведущей руки в локтевом суставе (приведение предплечья к плечу) и разгибание в лучезапястном суставе. Это движение должно выполняться плавно за счет минимально возможного напряжения мышц. Плечо фиксировано в плечевом суставе (положение плеча определяется одним из вариантов изготовки). Во время выполнения отведения все движения ведущей руки должны осуществляться в вертикальной плоскости, без горизонтальных смещений (нельзя допускать скручивание в локтевом суставе). Этот элемент броска выполняется только ведущей рукой, без участия других частей тела.
Средняя фаза. Основная задача этой фазы - придать дротику максимальную скорость вылета в выбранном направлении. Во время этой фазы броска происходит разгибание ведущей руки в локтевом суставе и соответственно движение предплечья, кисти и дротика в направлении точки прицеливания. При этом, в процессе все ускоряющегося движения предплечья в локтевом суставе, кисть вначале как бы отстает от него. Затем же на фоне поступательного движения предплечья начинается выполнение плавного, но быстрого сгибания кисти в лучезапястном суставе точно в плоскости броска - кисть начинает обгонять предплечье. Обычно это происходит в конце средней фазы броска.
Заключительная фаза. Основная задача этой фазы броска - это передача всей накопленной в процессе разгибания руки энергии под определенным углом точно в центр тяжести дротика в плоскости броска в момент освобождения его от захвата и придание ему нового направления.
В
заключительной фазе броска скорость
движения предплечья и особенно кисти,
удерживающей дротик, должна достичь
максимально возможной
Соблюдение следующего очень важного
условия заключается в том, что
основное усилие в момент отделения
дротика от пальцев в процессе
освобождения от захвата должно быть
приложено точно в центр
И, наконец, в заключительной фазе спортсмен выполняет один очень важный элемент техники броска - выпуск (способ освобождения дротика из хвата пальцев). Выпуск является заключительным элементом техники броска. Выполнить его правильно в сочетании с другими элементами в начале обучения весьма трудно. Поэтому после рассказа и показа выполнения выпуска тренер может использовать следующую схему для разучивания этого элемента30:
1. Спортсмен может сесть
за стол, поставить локоть либо
на сам стол, либо на какой-то
специальный упор. Угол, образованный
плечом и предплечьем, должен
быть немного больше 90°, кисть
находится в вертикальном
2. Выполняется то же
самое упражнение, но с предварительным
выполнением хватки для
3. Выполняется то же
самое упражнение, но добавляется
предварительное «отведение» (
Необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись в вертикальной плоскости, мышцы не перенапрягались и чтобы все движения были хорошо согласованы между собой.31
4. Выполнить то же самое
упражнение в положении
5. Выполнить бросок в целом.
Неправильное или
Для обеспечения наилучшей
На начальном этапе обучения навык управления дыханием необходимо начинать формировать после освоения изготовки. Затухание дыхания начинается сразу же после принятия изготовки и выбора точки прицеливания. Затем на одном из полувыдохов происходит задержка дыхания, уточнение прицеливания и непосредственно сам бросок33.
В зависимости от длительности задержки дыхания, психического И физического состояния дартсмена, уровня его подготовленности и развитого усилия, дыхание после броска может быть нормальным, несколько углубленным и глубоким. Нецелесообразно затягивать задержку дыхания и тем самым вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо соотносить время задержки дыхания со временем выполнения броска (8-10 с). Следует отметить, что управление дыханием может способствовать как успокоению, так и активизации, так как состояние спокойствия и уверенности характеризуется спокойным дыханием.34 Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движении к периоду наибольшей устойчивости системы «дартсмен-дротик», и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выполнения броска, является наиболее рациональной схемой дыхания дартсмена. Обучение управлению дыханием должно органически сочетаться с обучением технике изготовки, прицеливания, броска и выпуска.
Итак, игроку-чемпиону по дартс, который редко набирает менее 100 тремя дротиками и может попасть в любое удвоение по требованию, завидуют и восхищаются все. Может ли такое мастерство быть выучено или приобретено? Ответ, откровенно говоря, нет. Игроками Топ класса, как виртуозами скрипки, великими художниками и великими писателями, рождаются, не становятся. Секрет великого дартсмена, несомненно, в психологической предварительной подготовки. Человек, который может бросить дротик, чтобы поразить любое желаемое место на диске диаметром 18 дюймов, с расстояния в 9 футов, концентрируется на тех местах и полностью исключает из своего сознания все остальное, и его мозг автоматически координирует движение каждой мышцы в его теле таким образом, что, однажды поразив, дротик не может не достичь своей цели. Это все работает, как точная машина, установленная и настроенная до совершенства. Хотя, те, кто менее одарен может никогда не достичь таких головокружительных высот, многого можно добиться на практике и соблюдении некоторых общих принципов, полученных от методов успешных игроков.35
Многие думают, что игра дартс очень простая, не требующая усилий и не оказывающая никакого воздействия на здоровье. Однако, после ряда исследований выяснились любопытные факты. Общеизвестно, что, перенеся тяжелые заболевания, дети длительное время и с большим трудом восстанавливают свой привычный ритм жизни и свою физическую активность. Восстанавливать, зачастую, приходится не только физическое состояние, но и эмоциональное. И как раз в поправке настроения, как заметили врачи, очень способствует игра дартс. Для этой игры нет ограничений в возрасте и физическом состоянии. Азарт, захватывающий игроков, позволяет им отвлечься от своих недугов и получить удовольствие от игры.
Аксянов Н. Дартс: метод. пособие / Аксянов Н., Яковлев В. - М.: МСП «Инерконтакт», 1991. | |
Аксянов Н., Яковлев В. История, виды игр, техника./ Методическое пособие, 1991. | |
Аксянов Н., Яковлев В. Методическое Пособие По Дартсу, 2010. | |
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. | |
Бабинина, Т. Дартс: учебно-практическое пособие. – М.: Моск. гос. индустр. ун-т, 2009. | |
Бутаев В.К. Влияние физической нагрузки на технику движений, требующих целевой точности. - М.: 1990. | |
Верхошанский Ю.В. Основы подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. | |
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. | |
Виленский, Туревский, Торочкова: Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвящение, 2011. | |
Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М.: Просвещение, 1996. | |
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1990. | |
Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека / Голомазов С. В. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. | |
Григорьев В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры, 1998. | |
Ерофеева О. Игра в дартс: Метод. указания. – Уфа: 1998.
| |
Захаров Е., Королев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовленности. - М.: Просвещение, 1994.
| |
Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / Зациорский В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1979. | |
Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999. | |
Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 1999. | |
Кузин В.В. Мониторинг развития спонсорства российского спорта // Теория и практика физической культуры. - № 2. - 1997. | |
Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В. В. Кузнецов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. | |
Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1,2000. | |
Кутенков В.Я. Дартс как форма активной деятельности студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2009. | |
Лотоненко Андрей Васильевич Физическая культура студентов вузов - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. | |
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. - М.: ACT, 1998. | |
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. | |
Мунтян В. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка.– М.: ХаГАФК, 2001. | |
Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. | |
Немцев О.Б. Биомеханические основы точности движений: монография / О.Б. Немцев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. | |
Немцев О.Б. Теоретические основы точности движений / О.Б. Немцев // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. | |
Никитин, А. А. Дартс : Руководство для начинающих. М.: Эксмо, 2004. | |
Нортон Д., Маклафлин П. Дартс. Энциклопедия Арт-Родник, 2010. | |
Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М.: ФиС, 1988. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1980. | |
Паначев В.Д. Дартс - спорт для всех. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2009. | |
Перевалов А., Шамаева Е. Современные тактико-технические принципы игры в дартс среди молодежи.- Тверь, 2010. | |
Платонов Д.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. | |
Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) : метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Пед. об-во России, 2008. | |
Решетняков Н.Р., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних спец-х учреждений. - М.: Издательство центр «Академия», 1998. | |
Фарфель В.П. Направление движениями в спорте. -М.: ФиС, 2005. | |
Физиология человека. Учебник для студентов высших учебн. заведений. /Под общ. ред. Зимкина Н.В. -М.: Высшая школа, 1984. | |
Физическая культура: программа для уч-ся средней общеобразовательной школы (1-11 классы) // Под ред. Н.В. Барышевой. - Самара, 1995. | |
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.- М.: ФиС, 2004. | |
Филиппович В.Н. Теория и методика гимнастики. – М.: 1975. | |
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991. | |
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: ФиС, 1982. | |
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Учебн. пособие для ст-ов высш. учебн. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. | |
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Просвещение, 1990. | |
Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. | |
Шилин Ю., Каневская А. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2010. |
Информация о работе Методика совершенствования техники броска в игре «Дартс» у детей (14-18 лет)