Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:20, реферат
Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени
(темпом).
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
- метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
- игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры,
4.5.3 Средства и методы развития выносливости
Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном
уровне мощности; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
На практике различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.
Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени
(футбол, баскетбол, хоккей).
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Для развития выносливости применяются различные методы. равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию
аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик
лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью
малой и средней интенсивности); переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном
движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения); интервальный метод (дозированное повторное выполнение уп
ражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго оп
ределенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно
ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения
(ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).
Средства и методы развития гибкости
Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: активную, величина амплитуды движений при самостоятельном
выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; пассивную, максимальная величина амплитуды движений, дости
гаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).
Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.
Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.
Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.
Средства и методы развития ловкости
Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы.
Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы: выполнение привычных упражнений из непривычных исходных
положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
* зеркальное выполнение упражнений;
* усложнение условий выполнения обычных упражнений;
* изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнений
(уменьшение размеров поля).
Формы организации физического воспитания
Урочная форма
Основной формой организации занятий по физическому воспитанию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы: - проводятся под руководством педагога;
* коллектив занимающихся организован и однороден;
* занятия проводятся по разработанной программе;
* занятия проводятся по расписанию.
Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие задачи:
- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функ
ций к предстоящей нагрузке:
- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от
занимающихся значительных мышечных усилий.
Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:
- развитие волевых и физических качеств занимающихся;
- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.
Заключительная часть урока. В этой части урока основными задачами являются следующие:
- содействовать более быстрому восстановлению организма после
нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас
слабление, на растягивание, массаж);
- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать
оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих занятиях.
Мотивация выбора самостоятельных занятий
Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес личности.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активные занятия физической культурой и спортом.
К объективным факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
В зависимости от задач, которые ставит перед собой занимающийся, различные системы физических упражнений могут целенаправленно использоваться, например:
1. Для развития основных физических качеств: для развития силы применяются упражнения с отягощениями
(собственный вес тела, с резиновыми амортизаторами, с эспандером, отягощения малого, среднего и большого веса, упражнения на тренажерах);
атлетическая гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой спорт; для развития быстроты движений используются различные упражнения с ускорением, спринтерские дистанции в легкой атлетике
(100,200 м), конькобежном спорте; для развития ловкости большое значение имеет разучивание новых сложных движений, а также упражнения спортивной и художественной гимнастики, акробатики, аэробики, прыжки на батуте, спортивные различные игры;
* для развития гибкости рекомендуется выполнять различные гимнастические упражнения для всех частей тела с максимальной амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних усилий), с помощью партнера или с использованием отягощений;
- для развития выносливости используются все циклические виды
спорта, нагрузка в которых продолжается от 6 минут до 30 минут и более.
Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные
дистанции, плавание и т.д.
2. Для освоения жизненно необходимых навыков используются
ходьба, бег, плавание, передвижения на лыжах, ритмическая гимнастика.
3. Для воспитания волевых качеств необходимо во время занятий
добиваться выполнения тренировочных планов, преодолевать вводимые в
занятия усложнения, применять элементы соревнований.
4. На формирование различных психофизических и специальных
прикладных физических качеств можно воздействовать с помощью направленного подбора средств физической культуры:
- устойчивость к низким температурам вырабатывается при занятиях зимними видами спорта на открытом воздухе;
* устойчивость к гипоксии вырабатывается при занятиях циклическими видами спорта на средние и длинные дистанции;
* устойчивость к работе на высоте вырабатывается при занятиях
спортивной гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте;
* устойчивость к длительной концентрации внимания вырабатывается при занятиях пулевой стрельбой, стрельбой из лука, шахматами и
шашками;
* устойчивость к распределенному вниманию вырабатывается при
занятиях спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол).
Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений
Основные понятия
Спорт - составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.
Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения.
Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.
Спорт высших достижений - составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни.
Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Системы физических упражнений - совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспечению двигательной активности.
Спорт.
Многообразие видов спорта
Спорт - многогранное общественно е явление, составляющее неотъемлемы й элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннег о гармонического развития человека, укрепления его здоровья.
Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях.
В современном понимании спорт - это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей
, реализуемое через систематичный тренировочный процесс и участие в соревнования х.
Спорт - одно из важных средств эстетического воспитания, удовлетворен ия духовных запросов общества, это и целый мир эмоций
, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище.
Спорт в процессе исторического развития занял видное место, как в физической, так и духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать.
Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.
Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенными средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.
В настоящее время массовым явлением стало спортивное движение - процесс приобщения к спорту, его распространение и развитие в обществе. В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют "массовый спорт'' и "спорт высших достижений".
Основное отличие массового спорта определяется тем, что спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основою в индивидуальном образе жизни.
В современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спортсмена, источника и способа достижения спортивного результата (Л.П. Матвеев, 1991).
1-я группа - виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.);
2-я группа - виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;
3-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются не сколько действия спортсмена, сколько результаты - предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);