Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является при чиной повреждения мышц и связок.
Физические качества, в том числе и гибкость, должны развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в су ставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в 10-14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается по чти в два раза эффективнее, чем в старшем школь ном, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей.
Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является при чиной повреждения мышц и связок.
Физические
качества, в том числе и гибкость,
должны развиваться с учетом естественного
возрастного развития организма. Подвижность
в су ставах в различные возрастные
периоды развивается
В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта возрос интерес кстатическим упражнениям растягивающего характера, как к средству развития гибкости. Благодаря их выполнению улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, улучшается самочувствие и появляются положи тельные эмоции у занимающихся (Т.Г. Киселева, 1991; О. Иванова, Ж. Поддубная, 1996). Однако по исследованию эффективности применения данных упражнений в спортивной практике имеются лишь единичные исследования, проведенные на высоко квалифицированных легкоатлетах.
Во
многих видах спорта, и в плавании
в том числе, для развития гибкости
применяются в основном динамич
Результаты предварительного тестирования уровня развития гибкости в различных суставах у пловцов 1011 лет и школьников, не занимающихся спортом этого же возраста, показали отсутствие достоверных различий по большинству параметров между мальчиками и девочками в этой возрастной группе, что позволило нам использовать единую методику развития гибкости с применением статических упражнений растягивающего характера в группах юных пловцов, в которых занимаются как мальчики, так и девочки. На наш взгляд, такой подход оптимален при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов.
Нами была обоснована и апробирована в экспериментальной группе (ЭГ) методика развития гибкости у юных пловцов с использованием статических упражнений растягивающего характера. Разработаны комплексы упражнений двух видов: избирательной и комплексной направленности. Упражнения подбирались с учетом специфики плавания: основное внимание уделялось плечевым, голеностопным, коленным, тазобедренным суставам и гибкости во всех отделах позвоночника.
Комплексы избирательной направленности включали от 7 до 10 упражнений, помогающих раз витию гибкости в суставах нижних конечностей, верхних конечностей и позвоночника. Они включали так же выполнение в одном занятии 7-10 упражнений на развитие гибкости одновременно во всех группах суставов.
Кроме выполнения комплексов с использованием повторного метода нами применялись игры с включением в них статических упражнений растягивающего характера. Упражнения подбирались с учетом доступности их выполнения для детей 10- 11 лет.
Работа по развитию гибкости у юных пловцов велась в три этапа. На первом в течение одного месяца разучивались комплексы упражнений, при этом осуществлялся контроль за правильностью их выполнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании. Дыхание во время выполнения упражнения - поверхностное, во время отдыха - свободное. Растягивание осуществлялось в статическом режиме при индивидуально максимальном растянутом положении, при субъективно комфортном ощущении. Время удержания для упражнений, выполняемых в активном режиме, - 20-30 с, в пассивном - 30-40 с.
На втором этапе в течение трех месяцев ЭГ занималась по разработанной нами методике в развивающем режиме. Занятия проводились ежедневно (6 раз в неделю), комплексы чередовались через день (1 день - комплексной, 1 день - избирательной направленности). На каждый комплекс затрачивалось в среднем 2530 мин. Упражнения на гибкость выполнялись на суше, после чего пловцы тренировались в воде, согласно программному материалу для ДЮСШ.
На третьем этапе в течение трех месяцев занятия на гибкость проводились в поддерживающем режиме три раза в неделю через день. Выполнялись упражнения, направленные на развитие гибкости во всех группах суставов (комплексной направленности).
В контрольной группе-1 (КГ-1) развитием гибкости занимались по предложенным в литературе рекомендациям с использованием динамических упражнений, объединенных в блоки избирательной и комплексной направленности, выполняемые как самостоятельно, так и в парах.
В контрольной группе-2 (КГ-2) выполнение упражнений на гибкость сочетали с развитием других физических качеств согласно программе для ДЮСШ.
Результаты
исследования показали, что достоверный
прирост гибкости в большинстве
изучаемых показателей
В КГ-1 при выполнении динамических упражнений достоверное улучшение результатов произошло в 9 из 12 предложенных тестов, что свидетельствует о положительном влияниидинамических упражнений на развитие гибкости. Однако отсутствие достоверных положительных изменений в таких тестах, как пассивное разгибание рук и "Бабочка", свидетельствует о недостаточном воздействии динамических упражнений на суставы верхней конечности. В тесте "Мостик" улучшение гибкости недостоверно. На наш взгляд, это связано с тем, что во время выполнения динамических упражнений дети часто испытывали сильные дискомфортные ощущения, вызывающие отрицательные эмоции и нежелание тренироваться, что, в свою очередь, влекло за собой уменьшение амплитуды движения при продолжении тренировки.
В КГ-2 при выполнении упражнений на гиб кость в сочетании с развитием других физических качеств достоверное улучшение показателей гибкости произошло в 3 из 12 изучаемых тестов, что, на наш взгляд, связано с тем, что при выборе методики занятий со смежным развитием физических качеств не учтено то, что этот возрастной период наиболее благоприятен для развития гибкости и является сенситивным периодом.
В результате работы в поддерживающем режиме достоверных изменений в показателях развития гибкости в ЭГ и КГ не произошло.
Наряду
с исследованием улучшения
Таким
образом, полученные данные свидетельствуют
о положительном влиянии