Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:05, реферат

Описание

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил.

Работа состоит из  1 файл

тема 2.docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных  возможностей личности в различных  областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и  духовной деятельности человека; он познает  культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует  в социальной среде как носитель культурных ценностей.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил. Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей, способствуют их правильному развитию. Известно, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В процессе длительной и напряженной  деятельности наступает состояние  утомления, как нормальная реакция  организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно  продолжать ее. Утомлению сопутствует  субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне не до восстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

коррекция физкультура  работоспособность усталость

Методики  самооценки работоспособности, усталости, утомления

 

В процессе деятельности происходит изменение  уровня работоспособности, описываемое  с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности  деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

1. Врабатывание

2. Оптимальная  работоспособность

3. Некомпенсируемое  и компенсируемое утомление

4. Конечный  «порыв»

Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

1) физиологические - состояние здоровья  и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

2) физические - воздействующие на  организм через органы чувств: атмосферное давление, температура,  шум, освещенность рабочего места  и др.;

3) психические - самочувствие, настроение, мотивация.

 

Степень усталости и утомления может  не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более  высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное  время более интенсивно выполнять  одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует  о малой выносливости, отдаление  наступления утомления - следствие  возросшей выносливости. Поскольку  выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление. Признаки утомления  показаны в таб. 1

 

Таб.1 – Признаки утомления

Объекты наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

Резкое

Окраска кожи

Незначительное покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Незначительная (влажность на лбу  и щеках)

Значительная (выше пояса)

Особо резкая (ниже пояса, выступление солей)

Дыхание

Учащенное, ровное (около 30 в мин)

Учащенное, периодическое дыхание  через рот

Значительно учащенное, поверхностное  непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышкой)

Движение

Уверенные и точные

Неуверенные, нарушения ритма

Частые перерывы в работе, замедление в работе, дрожание конечностей

Внимание

Безошибочное выполнение указаний и правил работы

Отклонение от правил работы, ошибки при новых заданиях

Замедление реакции, неточные выполнения указаний, отсутствие интереса, апатия

Самочувствие

Отсутствие жалоб

Жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость


 

Ниже рассмотрены 3 несложных методики оценки работоспособности, которые можно провести самостоятельно.

1. Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечнососудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление.

Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:

при разности не более 5 - хорошо;

от 5 до 10 - удовлетворительно;

более 10 - неудовлетворительно.

2. Проба Штанге - с задержкой  дыхания на вдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания  проба оценивается следующим  образом:

- свыше 50 сек - хорошо.

- 40-49 сек - удовлетворительно;

- менее 39 сек - неудовлетворительно;

3. Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания  проба оценивается следующим  образом:

- свыше 40 сек - хорошо.

- 35-39 сек - удовлетворительно;

- менее 34 сек - неудовлетворительно;

Наличие утомленности и степень  ее выраженности можно оценить по вышеприведенной таблице 1.

 

Средства  физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

 

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

К числу основных физических (или  двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности  человека, относят силу, быстроту и  выносливость, которые проявляются  в определенных соотношениях в зависимости  от условий выполнения той или  иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным  физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия  упражнений на организм человека можно  понять, ознакомившись с физиологической  классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные  признаки, которые присущи всем видам  мышечной деятельности, входящим в  конкретную группу. Так, по характеру  мышечных сокращений работа мышц может  носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения  тела или его звеньев, а также  упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения  характеризуется как статическая  работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание  разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны  с перемещениями тела или его  звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых  в нестандартности, непостоянстве  условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей. Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

Существует три формы самостоятельных  занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные  занятия.

Утренняя гигиеническая, гимнастика включается в распорядок дня в  утренние часы после пробуждения  от сна.

В комплексы утреней гигиенической  гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными  отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию  выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в  сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном  темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать  ее до средних величин.

Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности  и объема, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны  туловища вперед — вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»); изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Информация о работе Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления