Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:17, реферат
Цели и функции корригирующей гимнастики, эффективность применения специальных упражнений. Факторы, определяющие осанку. Анализ видов нарушений осанки, ее профилактика. Общая характеристика общеразвивающих упражнений.
Введение 3
1. Общие положения 4
2. Оценка осанки………………………………………………………………….........7
2.1 правильная осанка ……………………………………………………………….7
2.2 нарушения осанки………………………………………………………….…….9
3. Профилактика нарушений осанки………………………………………………..13
4. Правильное поведение при сколиозе 15
5 .Общеразвивающие упражнения 18
6. ЛФК 21
7. Заключение 26
8. Список использованной литературы 27
Кругло-вогнутая
спина – нарушение осанки, состоящее
в увеличении всех физиологических изгибов
позвоночника. Угол наклона таза увеличен.
Ноги слегка согнуты или в положении легкого
переразгибания в коленных суставах. Передняя
брюшная стенка перерастянута, живот выступает,
либо даже свисает. Надплечья приподняты,
плечевые суставы приведены, голова бывает
выдвинута вперед от средней линии тела.
Кругло-вогнутая спина часто сочетается
с крыловидными лопатками 1-2 степени. У
детей с таким нарушением осанки укорочены
верхние фиксаторы лопаток, разгибатели
шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель
туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная
мышца. Длина разгибателя туловища в грудном
отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов
лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных
увеличена.
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина – нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У
детей с плоской спиной ослаблены
как мышцы спины, так и мышцы
груди, живота. Есть точка зрения, что
такие дети наиболее предрасположены
к боковым искривлениям позвоночника.
Плосковогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки
напряжены и укорочены
. Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки
во фронтальной плоскости
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов:
– затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких;
– снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Появившиеся в детском
Рис. 7. Как не надо (1) и как надо (2) водить ребенка, начинающего ходить.
Не
следует разрешать детям
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.
Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой – он сгибается, сутулится (рис. 8).
Рис. 8. Положение тела ребенка при сидении в зависимости от дифференции;
1 – дифференция достаточная; 2 – дифференция малая; 3 – дифференция большая.
Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3-5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2-4 см заходит под край стола (рис. 9). При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.
Рис. 9. Дистанция сидения: 1 – отрицательная; 2 – нулевая; 3 – положительная.
Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения, стоя) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Лежа на спине ....................... 25%
Лежа на боку ........................ 75%
Стоя
..............................
Стоя, с наклоном вперед ............. 150%
Стоя, с наклоном вперед, в руках вес. 220%
Сидя
..............................
Сидя с наклоном вперед .............. 185%
Сидя
с наклоном вперед, в руках вес
. 275%
Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если, есть высокий подголовник с усилием, упирайтесь в него головой.
Такое же сильное давление между двумя позвонками возникает, когда человек сидит, наклонившись вперед, не опираясь на руки. Если же опираться на руки, положив их на стол или спинку стула, нагрузка на верхнюю часть туловища снижается, и тем самым уменьшается давление на позвонки.
Давление между двумя позвонками возрастает, когда человек поднимает предмет, наклонившись вперед с выпрямленными ногами. В этом случае нагрузка на межпозвонковый диск составляет несколько сотен килограммов.
При вытяжении позвоночника, например, когда человек висит на руках без опоры на ноги, давление бывает меньше, чем в положении лежа. При этом в межпозвоночном диске может даже возникнуть растяжение. Данное обстоятельство иногда используется при лечении некоторых заболеваний позвоночника.
На шейные позвонки оказывает давление тяжесть головы. Даже руки представляют собой нагрузку для шейного отдела позвоночника, поскольку мышцы плечевого пояса, поднимающие руки вверх, крепятся к задней стороне головы и шеи. При поднятии рук вверх эти мышцы напрягаются и тем самым отягощают позвонки. Многие работники умственного труда неосознанно поднимают плечи, что ведет к дополнительной нагрузке на эти позвонки. Большим нагрузкам подвергаются шейные позвонки при работе с поднятыми вверх руками (например, при мытье окон), особенно если при этом в руках находятся тяжелые предметы.
При наклоне головы вниз в положении сидя нагрузка на шейные позвонки будет, согласно принципу рычага во много раз больше, чем, если сидеть, подняв голову вверх. Чтобы держать голову в наклонном положении, необходимо напрягать шейные мышцы шеи. Удерживая эту позу какое-то время, можно почувствовать боль в затылке, причина чему- напряжение мышц.
Особенно сильной нагрузке шейные позвонки подвергаются при длительной работе с поднятыми вверх руками и головой (например, у школьных учителей при длительной работе у доски). Многие, занимающиеся подобной работой, страдают от постоянной боли в затылке.
1.
Лежа на спине, руки в стороны,
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.
3.
Лежа на спине, руки вперед
— в стороны. Выполнять
4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.
5.
Лежа на спине, в поднятых
вперед руках держать
6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.
7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.
8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
Информация о работе Методы коррекции и оценки осанки и телосложения