Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:21, реферат
Предмет исследования – методы ментального тренинга.
Задачи:
выяснить понятие ментального тренинга;
описать историю развития ментального тренинга в спорте;
выделить модели ментального тренинга;
охарактеризовать методы ментального тренинга;
охарактеризовать влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
5
1.1 История развития ментального тренинга в спорте
6
2
МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
7
2.1 Альтернативное состояние сознания
8
3
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
10
4
ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Факультет «Сервис и туризм»
Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА В СПОРТЕ
ЮУрГУ–100103.2011.048.
Руководитель работы
___________ Л. . Романова
___________ 2011 г.
Автор работы,
студентка группы С–352
___________ Н.В. Никитина
___________ 2011 г.
Работа защищена с оценкой
___________
___________ 2011 г.
Челябинск
АННОНТАЦИЯ
Никитина Н.В. Методы ментального тренинга – Челябинск: ЮУрГУ, С-352, 2011. – 23 с., 4 ил., 1 таб., библ. список – 10 нам., 1 прил.
В реферате прослежена история развития ментального тренинга в спорте, обозначены модели ментального тренинга, охарактеризованы методы и влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 | |
1 |
ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА |
5 |
1.1 История развития ментального тренинга в спорте |
6 | |
2 |
МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА |
7 |
2.1 Альтернативное состояние сознания |
8 | |
3 |
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА |
10 |
4 |
ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ |
16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
21 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
22 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А – ПРО СЕБЯ |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Среди составляющих общей готовности спортсменов важное место занимает функциональная готовность. Однако даже достаточно хорошо подготовленные спортсмены не всегда успешно выступают на ответственных соревнованиях. И причина неудач часто объясняется низкой соревновательной надежностью спортсменов. Один из основных факторов управления психическим состоянием спортсменов в ответственных соревнованиях и повышения уровня их соревновательной надежности, как известно, – психологическая подготовка.
Среди многообразных
задач психологической
Актуальность работы заключается в том, что в последние десятилетия среди средств психологической подготовки особое место занимает ментальный тренинг (МТ), который охватывает более узкую сферу, связанную со специфическими процедурами воздействия спортсмена на самого себя.
Цель работы – характеристика влияния ментального тренинга на соревновательную деятельность спортсменов.
Объект исследования – ментальный тренинг спортсменов.
Предмет исследования – методы ментального тренинга.
Задачи:
1 ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. mеntai – умственный, психический) рассматривается как система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена. Поэтому содержание понятий «психологическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии тождественно.
Специфическими особенностями ментального тренинга, являются:
– ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;
– обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния сознания;
– обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.
Ментальные методы психотренинга (ММП) подкреплены использованием тренерами и спортсменами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов ввода информации в сознание, подсознание и непосредственно в мозг спортсменов. Однако, как бы ни были высоки успехи компьютерной техники и создания видео- и аудиосеансов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров. Психика и мозг действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спортсмена, – тождественные понятия.
Мозг человека является
универсальным психобиокомпъюте
1.1 История развития ментального тренинга в спорте
Ментальный тренинг как технология психотренинга в элитном спорте был сформирован в середине 80-х гг. В настоящее время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах используют системы ментальной тренировки.
Разработка теоретических основ и методов ментальной тренировки с 1991 г. ведется под руководством Международного научно-практического общества ментального тренинга, при этом с 1996 г. на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных телекоммуникационных технологий: дистанционное обучение, Интернет.
В 1996-1999гг. система ментальной тренировки при поддержке Санкт-Петербургского Комитета по физической культуре и спорту была внедрена в подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России и в Санкт-Петербургском Центре олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии и кафедры психологии академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
В России наибольшее применение
получила программа шведского профессора
Л.-Э. Унесталя благодаря разработанной
в Санкт-Петербургском НИИ
В ряде стран мира накоплен достаточный материал, подтверждающий эффективность ментальной тренировки в различных сферах психической деятельности спортсменов.
2 МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
В настоящее время
в практике психической подготовки
высококвалифицированных
Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:
Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели по желанию спортсменов.
В свою очередь, блиц-модель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.
Программы могут прослушиваться как групповым способом в специально оборудованных помещениях в положении лежа или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных занятий. При наличии портативного магнитофона (плейера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены в специальных методических пособиях.
2.1 Альтернативное состояние сознания
Как подчеркивалось выше, основу используемой в России системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психической саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное состояние сознания (АСС).
В конце 60-х гг. известный психолог G. Murphy в статье «Психология 2000г.» выделил тип АСС, который обозначил как «креативное АСС» (КАСС), связанное с творческой активностью личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности: спорте, искусстве, бизнесе.
Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно произошел в 80-90х гг., что крайне существенно, произошел именно в спортивной науке, где критерий пика совершенства и реализации личности четко определен. В настоящее время выделены следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:
– полная концентрация внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой;
– изменение восприятия времени и пространства;
– снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера;
– формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;
– гармонизация биоэлектрической активности головного мозга и звеньев биоэнергетической системы организма.
Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и составляет ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки, а тестирование способности спортсмена к самоиндукции КАСС, в свою очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической (ментальной) подготовки спортсмена.
Несмотря на то, что поиск диагностических коррелят (величин) КАСС в последние десятилетия активно осуществлялся на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований, до последнего времени в практике спорта использовали исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов к самоиндукции КАСС.
Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая – противоречивые результаты, которые были получены в мире по электрографическим коррелятам АСС при использовании стандартных и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая –ограниченные возможности изучения биоэлектрографических коррелят саморегуляции моторно-психического потенциала человека. В практике спорта с этой целью в 90-х гг. фактически использовались только два косвенных метода: метод биометрии, предложенный профессором В.А. Булкиным, и метод регистрации квазипостоянного (показатель функционального состояния) потенциала организма человека.
Только становление и развитие в конце 90-х гг. новой технологии биоэлектрографии открыло реальные пути для объективизации АСС и диагностики процессов саморегуляции психоэнергетического потенциала.
3 МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
1. Аутогенная тренировка (АТ).
В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), который был изучен в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века и впервые применен во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х гг., а в практике отечественного спорта – Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г.