На пути к здоровью ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....................................3
Здоровье матери – здоровье ребенка. Резервы здоровья матери и ребенка……………4
Этапы физического и нервно-психического развития детей, их характеристика……..5
Общие закономерности роста и развития………………………………………………...8
Возрастные особенности процессов адаптации организма детей к действию факторов окружающей среды……………………………………………………………………….11
Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата у детей….12
Особенности терморегуляции у детей…………………………………………………..14
Физкультура и спорт в детском возрасте: общие методические положения при занятиях физупражнениями……………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………

Работа состоит из  1 файл

здоровье ребенка.docx

— 61.10 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности терморегуляции у детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается  в собственной терморегуляции. Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.     Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более. Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.      При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.            Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.    Увеличению теплоотдачи способствует и то обстоятельство, что у детей сеть кровеносных сосудов, пронизывающих кожу, значительно гуще, чем у взрослых. Наиболее ярко эти особенности проявляются в младенчестве. Сосудодвигательные реакции на тепло и холод у детей грудного возраста почти одинаковы. Поэтому терморегуляция у младенцев несовершенна. Вот почему их надо оберегать от охлаждения и перегревания на изменения температуры окружающей среды. С этого времени механизм терморегуляции у ре­бенка примерно таков же, как и у взрослых.    Однако и для детей младшего школьного возраста характерна повышенная теплоотдача. Поэтому важно следить за тем, чтобы в холодную погоду младшие школьники были достаточно тепло одеты и не переохлаждались. В связи с этим температура воздуха в классных комнатах не должна быть ниже +17° С.  Чрезмерно высокая температура в классных помещениях также неблагоприятно влияет на самочувствие и работоспособность детей. Поэтому верхний предел оптимальной температуры в учебных помещениях не должен превышать + 20° С. Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.         Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных - гипоталамических - центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи - поддерживает температуру мозга и других тканей "ядра" тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне. Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя. Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.        Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела. Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физкультура и спорт в детском возрасте: общие методические положения при занятиях физупражнениями

Задачи физического совершенствования  подрастающего поколения решаются в рамках физического воспитания.         Физическое воспитание детей школьного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.           К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.           Применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений.       Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно подобрать упражнения на определенную мышечную группу, на любое физическое качество, на осанку и др. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения.      Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического питания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы хождения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовали задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.         Основными формами занятий физическими упражнениям являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.     Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые Общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин - для детей 4-5 лет, 8-10 мин - для детей 6 лет, Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег - упражнения для мышц рук и плечевого пояса - упражнения для туловища (спины и живота) - упражнения для ног - кратковременный бег и ходьба с целью восстановления. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, периодически, приблизительно через 7-10 дней, необходимо заменять 1-2 упражнения.  Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет-20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части - организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части.  В содержание вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.         В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног), После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.          В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть - 2-6 мин, основная - 15-25 мин и заключительная - 2-3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.           После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20-25%, после основной - не более чем на 50%, после подвижной игры он может возрасти на 70-90 и даже на 100%. Через 1-2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.            Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.   Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2-3 мин.           Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.            Начинать занятия ритмической гимнастикой можно и нужно в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить цикл упражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия), о чем выше уже го­ворилось. Затем элементы аэробики включаются в ком­плекс физкультурных занятий детей старшего и даже сред­него дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких «включений»—5—7 минут с постепенным увеличением до 15—20.        Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии  предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях.           Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.    Характерными особенностями методики ЛФК у детей являются сочетание средств так называемого общеоздоровительного воздействия со специальными, проведение занятий с учетом возрастных показателей развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастных групп при тех или иных заболеваниях.   Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). После исчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/22 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков. Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.            ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средств общестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапии заболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для обеспечения улучшения и нормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используют приемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно в исходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениям для развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.       Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокой температурой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе физического воспитания, обучения подвижным играм играет большую роль, так как своевременное  владение двигательным навыком создает  фундамент для определенного  уровня двигательной активности детей. Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условия для нормального развития детского организма. Упражнения, входящие в систему физического воспитания, обеспечивают закономерные изменения психической деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах, что создает необходимое условие для гармонического развития физиологических систем детского организма. Такой ребенок приобретает способность к быстрой адаптации к условиям среды, у него повышается уровень защитных сил, сопротивляемость организма. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

 

 

Библиографический список

  1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка / Н.М. Амосов. – М.: Знание, 1979. – 96 с.
  2. Величко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко. – М.: ФиС, 1989. – 108 с.
  3. Ермолаев Ю.А. Возростная физиология / Ю.А. Ермолаев. – М.: Высш.шк.,1985. – 384 с.
  4. Кондратова М. Материнство и физкультура / М. Кондратова. – М.: ФиС, 1963 – 140с.
  5. Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми / С.А. Понаморев. – М.: СС, 1989. – 47 с.
  6. Чимаров В.М. Первый год жизни ребенка / В.М. Чимаров. – М.: Медицина, 1988. – 140 с.

Информация о работе На пути к здоровью ребенка