Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:49, контрольная работа
Проблема сохранения и развития национальных видов спорта является актуальной в наши дни. Так,развитие народных видов спорта как один из главных способов оздоровления народа стал предметом дискуссии во время встречи Председателя Совета Федерации С.М. Миронова и заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева с руководителями федераций национальных и неолимпийских видов спорта.
1. Введение....................................................................................................................3
2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта...4
3. Русские национальные виды спорта:
§1. Единоборства...................................................................................................5-8
§2. Пляски и танцы...............................................................................................9-10
§3. Массовые игры................................................................................................11
§4.Спортивная игра - Русская лапта................................................................12-13
§5.Спортивная игра - Городошный спорт.....................................................14-15
4.Заключение...............................................................................................................16
5.Список использованной литературы................................................................17
§1. Единоборства..................
§2. Пляски и танцы.........................
§3. Массовые игры..........................
§4.Спортивная игра
- Русская
лапта.........................
§5.Спортивная игра
- Городошный
спорт.........................
4.Заключение..................
5.Список использованной
литературы....................
Введение
Проблема сохранения и развития национальных видов спорта является актуальной в наши дни. Так,развитие народных видов спорта как один из главных способов оздоровления народа стал предметом дискуссии во время встречи Председателя Совета Федерации С.М. Миронова и заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева с руководителями федераций национальных и неолимпийских видов спорта.
В ходе неё в Российском
государственном университете
Участники встречи рассмотрели
проблемы российского и
В своем выступлении
Выступившие затем участники
круглого стола неоднократно
ссылались в своих
В завершение работы участники
круглого стола внесли
Для периода
до национальных отношений в физической
культуре характерны такие понятия,
как первобытная
физическая культура, физическая
культура родовой общины.
В процессе разложения первобытнообщинного
строя происходило образование родовых
союзов, из которых, в свою очередь, складывались
племена. Здесь уместно говорить уже о
физической культуре племен и племенных
союзов. С появлением классового общества
возникла такая социально-этническая
общность людей, как народность, и с этого
времени следует говорить о народной физической
культуре.
Для периода
зарождения и развития наций правомерно
употребление термина "национальная
физическая культура". Как известно,
одной из отличительных черт нации является
общность духовной жизни, возникающая
на основе длительной совместной жизни
людей, связанных единой экономикой, территорией
и языком, а значит и культурой.
Изучение
диалектики понятий и сферы действий
физической культуры привело к употреблению
термина "межнациональное" в данной
области. Известно, что многие народы издревле
живут по соседству, имеют много общего
в жизненном укладе, обычаях, традициях
и в культуре в целом. Много общего и в
сфере национальных форм и средств физической
культуры. Важно в данном случае отметить,
что межнациональное в физической культуре,
спорте проявляется более ярко. Это связано,
прежде всего, не столько с их формой, сколько
с их содержанием, внутренней структурой.
В современной
спортивной литературе встречаются
термины "народные
виды спорта", "народные
формы физической культуры". Под этими
терминами, как правило, подразумеваются
национальные виды и национальные формы.
Единоборства
Кулачный
бой. На протяжении всей Истории славяне
вели постоянные войны, и воинские упражнения
и игры сделались неотъемлемой частью
древнеславянской культуры, прочно войдя
в быт и отразившись в
Первые
летописные упоминания о кулачном бое
встречаются в начале XIII в. Великий
Князь киевский, Мстислав III, и князь
псковский, Владимир, ободряя пред битвой
своих воинов представили им на волю:
сразиться на конях или пешими. И получил
ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся,
по примеру наших предков, пешими и на
кулаках".
На
первый взгляд, кулачный бой может
показаться достаточно варварским развлечением.
Но, памятуя, что на Руси редкий год
обходился без войны, вполне закономерно,
что для простого люда (который
в любой момент мог быть востребован,
как ополчение) он стал исторической
традицией. А для государства
в целом – полезной школой, в
которой население обучалось
воинскому искусству "без отрыва
от производства". Обычно плохо вооруженные
ополченцы стремились компенсировать
данный недостаток быстрой реакцией
и умелым, неожиданным использованием
ситуации, и этому их учил кулачный
бой.
Кулачные
бои проводились один на один или
"стенка на стенку" (групповой
бой). Кулачные поединки всегда собирали
множество зрителей, жадных до зрелища
бескомпромиссной борьбы.
Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.
Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами "под свое крыло" – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.
Местами
проведения боев в летнее время выбирались
"обширные" места – городские
площади, поляны. Зимой "потеха" происходила
чаще всего на льду рек или озер.
Бои проводились во время русских
народных праздников, большинство из
которых на Руси проходятся на зиму.
На поединки выходили в валенках и
полушубках, что накладывало определенный
отпечаток на технику боя. Удары
наносились так, чтобы пробить теплую
одежду – с использованием веса
всего тела.
Большинство
кулачных боев были "правильными",
т.е. проводившимися по правилам. Вот
основные их положения:
•
биться "по любви" – то есть не иметь
на противника злобы,
•
не бить лежачего противника,
•
не бить сзади,
•
не таить в кулаке тяжелых предметов,
•
не ставить подножек и не захватывать
одежды противника,
•
не бить ногами (удар обутой ногой мог
покалечить противника).
В боях
"стенка на стенку" принимало участие
почти все мужское население от мальчишек
до взрослых. Подростки "зачинали"
бой, потом сходились мужчины, а в конце
подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи".
Каждая стенка могла иметь два, три, четыре
или больше рядов бойцов. Бились улица
на улицу, деревня на деревню, слобода
на слободу.
Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.
Развивались чувство
локтя и взаимовыручка – умения
незаменимые в битве. Продолжался
кулачный бой до тех пор, пока одна
из сторон не обращалась в бегство.
По
окончанию "потехи" чествовали наиболее
отличившихся бойцов – их поили
вином и водили по улицам с песнями,
прославляющими их подвиги. Однако единых
правил все же не использовалось и
нередко бои ограничивались только
неизменными – "лежачего не бить"
и "досмерти не убивать".
Существовал
и очень жесткий тип боя, "свалка-сцеплялка"
больше напоминающий побоище – в нем использовалось
все: от ударов ногами до кистеней, палок
и ножей. После таких свалок нередко оставались
покалеченные и даже убитые.
Из
того, что до кулачных боев допускались
даже дети, ясно отношение, которое
имелось у славян к воспитанию
силы тела и духа сызмальства. Современному
человеку дико представить, как мать отпустит
ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную
и все же довольно жестокую.