Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Описание

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».

Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса либо осуществляется в процессе самовоспитания. Отличительные же черты физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качества человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Работа состоит из  1 файл

Общий реферат по физре.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Принцип доступности и индивидуализации

 

      принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета  особенностей воспитуемых и посильности  предлагаемых им заданий. Обе эти  формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить  обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

      Особое  значение этого принципа в области  физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Стоит превысить посильную меру физических нагрузок, как возникает угроза для здоровья занимающихся и физические упражнения вместо оздоровительного могут дать противоположны эффект. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является поэтому залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

      Доступность физических упражнений непосредственно  зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой – от объективных трудностей, возникающих  при выполнении того или иного  упражнения в силу характерных для  него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий, и т.д.). полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности.

      Доступность означает не отсутствие трудностей, а  посильную меру их, т.е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Вместе с тем не всякую преодолеваемую трудность можно считать с педагогической точки зрения доступной. Если, скажем, начинающий спортсмен способен какое-то время выполнять тренировочную работу в том же объеме, что и квалифицированные спортсмены, то это еще не значит, что данная нагрузка ему доступна. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.

      Индивидуальный  подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой  частной задачи – будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

      Индивидуальные  особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидам. Поэтому индивидуальный подход неверно было бы рассматривать как нечто несовместимое с общими путями воспитательного процесса. Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания, причем большей частью ее вполне можно обеспечить в групповых занятиях.

      Нужно подчеркнуть, что учитывать индивидуальные особенности – это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению. В процессе физического воспитания предусматривается гармоническое всестороннее совершенствование форм и функций организма. При этом ставится задача не только улучшить врожденные данные, но и сформировать новые (умения, навыки, формы поведения).

1.4. Принцип систематичности

      Суть  принципа систематичности  раскрывается в ряде положения, касающихся регулярности занятий и системы чередования  нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

      Непрерывность процесса физического  воспитания и оптимальное  чередование нагрузок с отдыхом. Заведомо ясно, что регулярные занятие дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

      Физическое  воспитание мыслится в целом как  непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

      Функциональные  и структурные изменения, происходящие в организме вовремя и в  результате занятий физическими  упражнениями, обратимы, то есть они  претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Достаточно относительно  небольшого перерыва, как начинается угасание возникших условно-рефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых морфологических показателей (уменьшение удельного веса активной мышечной ткани, нежелательные изменения ее структурных компонентов, и т.д.).

      Поэтому понятно, что оптимальные условия  для физического совершенствования  создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен – в том смысле, что  он не имеет перерывов, приводящих к  неоправданным утратам. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

      Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также – в определенных чертах – и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения  не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

      Однако  если ограничиваться лишь повторением (понимая под этим стереотипное воспроизведение пройденного), то рано или поздно это приведет к косности приобретенных навыков и приостановит развитие физических способностей. Поэтому повторяемость – только одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противоположная черта – вариативность, то есть широкое видоизменение упражнений и условий для их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий. Проблема оптимального сочетания этих противоположности (повторяемости и вариативности) должна быть постоянно в поле зрения специалиста физического воспитания при построении  системы  занятий.

      Последовательность  занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Ведь, намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить прежде всего из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т.д.

      Доступность, таким образом, обусловливает последовательность. Но проблема последовательности не сводится к проблеме  доступности, поскольку на каждом данном этапе физического воспитания возможны различные пути следования, причем все они могут быть посильными. Каким же из них лучше всего идти? В ответе на этот вопрос и заключается решение проблемы оптимальной последовательности.

      Последовательность  занятий и упражнений зависит  от многих конкретных условий, в том  числе от особенностей контингента  занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе  физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т.д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь, разумеется, не просто.

1.5. Принцип динамичности (постепенное  усиление развивающихся  факторов)

 

      Этот  принцип выражает общую тенденцию  требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных  новых заданий, в постепенном  нарастании объема и интенсивности  связанных с ними нагрузок.

      Необходимость регулярного обновления заданий с общей  тенденцией к росту  нагрузок. Физическое воспитание, как и всякий процесс, находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом – повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

      Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим  в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя, естественно, приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки. Не менее важно и то, что в процессе освоения разнообразных двигательных координцаий, в результате преодоления возникающих при этом трудностей («двигательных задач»), развивается сама способность координировать, преобразовывать и безгранично совершенствовать двигательную деятельность.

      Наряду  с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического  воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего  диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

      Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия – в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

      Следует подчеркнуть также значение прочности  приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.  Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

      Волнообразные колебания нагрузок – недельной, месячной, годовой – являются как бы фоном, на который накладывается и прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

 

2. Методы физического  воспитания

 

      Вполне  очевидно, что действенность любого педагогического средства зависит  во многом от метода (способа) его применения. Специфические методы физического  воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств – слова и сенсорно-образных воздействий, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые  ы процесс физического воспитания.

2.1. Методы регламентированного  упражнения

 

      В методах этого типа – о чем  говорит уже их наименование –  деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

    • В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
    • В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
    • В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т.д.).

      Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

      Методы  строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания