Организация здорового образа жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:49, реферат

Описание

Цель работы. Рассмотреть наиболее значимые факторы, влияющие на формирование мотивации и активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов ВУЗОВ.
Задачи:
1. Рассмотреть направления развития физического воспитания студентов ВУЗОВ.
2. Дать характеристики понятием "методика" и "технология" в отношении физического воспитания в ВУЗЕ.

Работа состоит из  1 файл

реф. физкультура.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)


3. Организация здорового образа жизни студента.

 

Введение

 

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества физическое культура - это самостоятельная и особая отрасль общей культуры, которая направлена, главным образом, на укрепление здоровья человека, продолжение ее творческой активности и жизни, а также на рост и совершенствование ее всестороннего и гармоничного развития и использования приобретенных качеств в общественной, трудовой и других видах деятельности. Традиционная система физического воспитания не решает в полном объеме проблему оптимизации физической подготовленности, физического состояния и формирования мотивационной сферы в высшем учебном заведении (ВУЗ).

Цель работы. Рассмотреть наиболее значимые факторы, влияющие на формирование мотивации и активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов ВУЗОВ.

Задачи:

1. Рассмотреть направления развития физического воспитания студентов ВУЗОВ.

2. Дать характеристики понятием "методика" и "технология" в отношении физического воспитания в ВУЗЕ.

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследований. Главным направлением физического воспитания формирование здоровой, умственно подготовленной, социально активной, морально устойчивой, физически усовершенствованной и подготовленной к будущей профессии человека. Физическое совершенствование характеризуется состоянием здоровья и всесторонним развитием человека, к которому относятся состояние развития физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, общий уровень работоспособности, морфофункциональные изменения организма и отдельных его систем и органов, усвоение специальной системы знаний и т.п.[1]. 

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в подавляющем большинству студентов совсем нет влечения к занятиям физической культурой и спортом.

Основная причина - отсутствие дифференцированного подхода к
характерных упражнений и нагрузок, которые предлагаются студентам, для
стимулирование к занятиям. Предусмотренные программой 4 часа в неделю
обязательного курса физического воспитания требуют повышения
интенсивности и эффективности воздействия на студентов.
Ведущими учеными также отмечается, что программа по курсу
физического воспитания устаревшая и неинтересна для современного поколения студенческой молодежи. Она предусматривает много нагрузок и контрольных нормативов, которые могут выполнить на "отлично"или "хорошо" лишь некоторые студенты. Конечно, это не
является позитивным или благоприятным фактором, поэтому студентам неинтересно на занятиях по физическому воспитанию. Они вынуждены сдавать указанные нормативы, хотя для того, чтобы определить, сколько студент может пробежать, подтянуться, прыгнуть - надо индивидуальный подход [2]. 

Учебная деятельность студентов носит ярко выраженный гипокинезическиц\й и гиподинамический характер. Под гипокинезией и гиподинамией понимают недостаток мышечной деятельности человека. Гипокинезия означает уменьшение двигательной деятельности с ограничением пространственных характеристик движений, а
гиподинамия уменьшение силы сокращения мышц. В обычных условиях эти состояния, как правило, сочетаются [3].

Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что для того, чтобы добиться результатов в улучшении физической подготовленности, повышение уровня развития психофизических качеств студенческой молодежи, нужны принципиально новые подходы, средства и технологии, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям студентов, способствовать максимально эффективной
реализации их интересов, склонностей и способностей. Коррекция физического подготовленности студентов в ВУЗЕ должна строиться с использованием различных форм физкультурно-оздоровительных занятий с учетом мотивации. 

В последнее время, в области образования широко используются понятия "методика" и "технология", границы между которыми четко не определены.

По мнению В .А. Солодяникова, "методика" - это совокупность средств, методических приемов, направленных на изучение упражнения, а "технология" - это система лишь тех средств, которые адекватны индивидуальным особенностям студента, материально-техническим
условиям и реальной практической ситуации [4].

Концепция физического совершенствования рассматривается как совокупность основных положений, мыслей о развитии физического воспитания в ВУЗАХ в период обновление общества в нашей стране в XXI веке. Физическое воспитание студенческой молодежи имеет глубокие социально-экономические предпосылки, на него есть обоснованное социальный заказ со стороны общества, государства, производства, отдельных работодателей, студентов и трудящихся. В связи с социальным запросом на физическое воспитание и с учетом сложившихся реалий данная концепция предполагает, что физическое воспитание будет развиваться в таких направлениях:

- повышение социальной значимости и статуса внутривузовского
дисциплины "Физическое воспитание";

- последовательная гуманизация учебно-воспитательного процесса, увеличения его профессионально-прикладной действенности, качества и эффективности в целом;

- повышение роли позаучбових форм;

- улучшение кадрового, научного, методического, информационного,
материально-технического, финансового обеспечения;

- решение проблемы мотивации студентов к активным занятиям своим
физическим совершенствованием;

- внедрение современных методов управления физическим воспитанием на уровне ВУЗОВ.

По каждому из этих направлений должны предусматриваться реальные меры, что не требуют большого финансирования.

С целью повышения внутривузовского статуса физического воспитания
необходимо включить дисциплине "Физическое воспитание" в итоговый рейтинг студентов всех высших учебных заведений.  Для повышения профессионально-прикладной действенности физического воспитания
включить в него раздел профессионально-прикладной физической подготовки, широко применять виды спорта, средства и методы, которые эффективно способствуют формированию профессионально важных для выпускников ВУЗОВ психофизических качеств и навыков.

С целью улучшения качества и эффективности учебного процесса надо
повысить технологичность, включать в программу в достаточном объеме
теоретическую, методическую и практическую подготовку студентов, насичити ее дидактическое наполнения средствами и методами с традиционных для вузовского физического воспитания видов спорта (легкой атлетике, плаванию, гимнастике, спортивным играм) и видов спорта, интересующие современную студенческую молодежь (бодибилдинг, аэробика, шейпинг, гимнастика и др.).

Особое внимание уделять повышению действенности физического воспитания на III-IV курсах, стремясь привить студентам интерес к динамическому самосовершенствование после окончания ВУЗА с целью обеспечения своего физического и материального благосостояния.
Частично перейти на старших курсах на технологию самостоятельных занятий студентов базовыми и елективними (выбранным самими студентами) видами под руководством и контролем преподавателей.

Для улучшения кадрового обеспечения и повышения профессионализма преподавателей необходимо проводить курсы с учетом современных требований к их квалификации, задействовать эффективную систему повышения педагогического мастерства, повысить технологическую дисциплину.

Для решения проблемы научно-методического и информационного
обеспечение физического воспитания студентов стоит выбрать как основные направления в работе кафедр, обслуживающих этот процесс, усовершенствование средств, методов, форм физического воспитания, насыщение его научно обоснованными методическими материалами по самостоятельной работы студентов, ежегодно проводить
всеукраинские и внутривузовские научные конференции преподавателей и
студентов по актуальным вопросам физического воспитания.

Необходимо создать на кафедрах библиотеки и автоматизированные банки данных учебно-методической информации, разработать и внедрить методы дистанционного обучения с физического совершенствования.

В связи с недостаточным обеспечением ВУЗОВ спортивными сооружениями и общегосударственными трудностями в решении этого вопроса в ближайшее время освоить и широко внедрить в учебный процесс технологию проведение занятий на открытом воздухе круглый год (в парках, на стадионах, простейших открытых спортивных площадках).

С целью улучшения финансового обеспечения физического воспитания
студентов всячески развивать внебюджетное финансирование учебных и позанавчальних занятий физическим воспитанием и спортом за счет расширения хозяйственной деятельности кафедр физического воспитания и спортивного клуба, создание специализированных фондов содействия физической подготовке студентов, развития спонсорства работодателей, родителей, студентов.

Учитывая недостаточную направленность молодежи на свое физическое усовершенствования, широко использовать такие воспитательные мероприятия, как регулярную диагностику состояния здоровья и физического состояния студентов, государственное и ведомственное тестирование физической подготовленности, социальный заказ на психофизическое надежность и готовность выпускников вузов, итоговую аттестацию и паспортизацию их дееспособности до жизнедеятельности и высокопроизводительной труда.

На протяжении социально-экономического развития нашего общества физическое воспитание студентов должно развиваться и совершенствоваться в направлении дальнейшей гуманизации, демократизации, обеспечения потребности молодежи в двигательной активности, овладение личным подходом, преодоления явлений анемии, коммерциализации, расширение самодеятельного начала, интеграции с дисциплинами и науками, призванными эффективно формировать физически дееспособную, надежную,
всесторонне развитую личность, профессионала и, прежде всего, с такими, как культурология, валеология, профилактическая медицина, физиология и психология труда, безопасность жизнедеятельности, физическая культура в школе, на производстве.

Для того, чтобы добиться результатов в улучшении физической
подготовленности, повышения уровня развития психофизических качеств
студенческой молодежи, нужны принципиально новые подходы, средства и технологии,которые должны соответствовать индивидуальным особенностям студентов, способствовать максимально эффективной реализации их интересов, склонностей и способностей[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выводы и перспективы дальнейших исследований.
Следовательно, наиболее значимыми факторами, которые влияют на формирование мотивации и активное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях досуга, являются:

- необходимость улучшения качества физкультурных знаний;

- направление досуга на создание культурного пространства в социуме с ритаманними ему устойчивостью и подвижностью;

- сочетание возможности личной автономности, свободы выбора,
амовизначення с педагогически целесообразным вмешательством.

Перспективой дальнейших исследований является изучение индивидуальных подобань студентов к различным видам физической деятельности, а также разработка спортивно-ориентированной технологии физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Література:

Гунько П.М. Отношение студенческой молодежи к физической культуры и спорта / П.М. Гунько
// Молодая спортивная наука Украины : сб. науч. трудов в области физической культуры и спорта.
- Львов, 2006. - Том 3. - Вып. 8. - С. 83-87.
. Турчина Н.И. Педагогические особенности моделей физического воспитания студентов ВУЗОВ на
разных курсах обучения : дис. канд. наук : 24.00.02/ Н.И. Турчина. - Киев, 2008. - 228 с.
. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания и спорта / Т.Ю. Круцевич. - Киев.
- Т.2. - 13 с.
. Пилипей Л.П. Эффективность проектирования ППФП на основе сформированности мотивационной
сферы у студентов / Л.П. Пилипей // Сборник научных трудов в области физической культуры и
спорта "Молодая спортивная наука Украины". - Львов, 2009. - Вып. 13. - Т.2. - С. 133-138.
. Раевский Р.Т. Физическое воспитание студенческой молодежи в XXI веке:
прогностическая концепция / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский, В.Г. Лапко //
Олимпийский спорт и спорт для всех : Тезисы V Международного научного конгресса ;Под ред. М.Е. Кобринского. – Мн.  : Белорусская  государственная академия физической

культуры, 2001. – 374 с.



Информация о работе Организация здорового образа жизни студента