Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 18:06, реферат
Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья
Введение………………………………………………………………..3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система ………………………………………………..4
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека …………………………………………7
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности ………………….......8
Заключение …………………………………………………………...11
Список литературы …………………………………………………..14
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
РЕФЕРАТ
по предмету:
«Физическая культура »
на тему: « Организм человека как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических факторов на организм. »
Москва 2010
Введение…………………………………………………………
1. Организм как
единая саморазвивающаяся и
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека …………………………………………7
3. Средства физической
культуры, обеспечивающие устойчивость
к умственной и физической
работоспособности ………………….....
Заключение …………………………………………………
Список
литературы …………………………………………………..14
Естественно-научные
основы физической культуры - комплекс
медико-биологических наук (анатомия,
физиология, биология, биохимия, гигиена
и др.). Анатомия и физиология - важнейшие
биологические науки о строении
и функциях человеческого организма.
Человек подчиняется
Организм
- слаженная единая саморегулирующаяся
и саморазвивающаяся
Без знаний
о строении человеческого тела, о
закономерностях
Все названные
вопросы требуют дальнейшего
рассмотрения и изучения, что является
целью данной работы, в задачи которой
входит систематизация, накопление и
закрепление знаний о социально-биологических
основах физической культуры и спорта.
Организм
— слаженная единая саморегулирующаяся
и саморазвивающаяся
Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.
Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни - с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).
Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.
Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 - 25 годам.
Необходимо отметить, что за последние 100 - 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре - чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.
Как правило, юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 - 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 - 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем - иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения. Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.
Огромное количество клеток, каждая из
которых выполняет свои, присущие только
ей функции в общей структурно-функциональной
системе организма, снабжаются питательными
веществами и необходимым количеством
кислорода для того, чтобы осуществлялись
жизненно необходимые процессы энергообразования,
выведения продуктов распада, обеспечения
различных биохимических реакций жизнедеятельности
и т.д. Эти процессы происходят благодаря
регуляторным механизмам, осуществляющим
свою деятельность через нервную, кровеносную,
дыхательную, эндокринную и другие системы
организма.
2.
Внешняя среда и ее
воздействие на
организм и
жизнедеятельность
человека
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация — так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм поступают
вещества, необходимые для его жизнедеятельности
и развития, а также раздражители (полезные
и вредные), которые нарушают постоянство
внутренней среды. Организм путем взаимодействия
функциональных систем всячески стремится
сохранить необходимое постоянство своей
внутренней среды.
Природные и социально-биологические
факторы, влияющие на организм человека,
неразрывно связаны с вопросами экологического
характера. Экология — это и область знания,
и часть биологии, и учебная дисциплина,
и комплексная наука. Человек зависит
от условий среды обитания точно также,
как природа зависит от человека. Между
тем влияние производственной деятельности
на окружающую природу (загрязнение атмосферы,
почвы, водоемов отходами производства,
вырубка лесов, повышенная радиация в
результате аварий и нарушении технологий)
ставит под угрозу существование самого
человека. Экологические проблемы напрямую
связаны с процессом организации и проведения
систематических занятий физическими
упражнениями и спортом, а также с условиями,
в которых они происходят.
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических (или двигательных)
качеств, обеспечивающих высокий уровень
физической работоспособности человека,
относят силу, быстроту и выносливость,
которые проявляются в определенных соотношениях
в зависимости от условий выполнения той
или иной двигательной деятельности, ее
характера, специфики, продолжительности,
мощности и интенсивности. К названным
физическим качествам следует добавить
гибкость и ловкость, которые во многом
определяют успешность выполнения некоторых
видов физических упражнений. Многообразие
и специфичность воздействия упражнений
на организм человека можно понять, ознакомившись
с физиологической классификацией физических
упражнений (с точки зрения спортивных
физиологов). В основу ее положены определенные
физиологические классификационные признаки,
которые присущи всем видам мышечной деятельности,
входящим в конкретную группу. Так, по
характеру мышечных сокращений работа
мышц может носить статический или динамический
характер. Деятельность мышц в условиях
сохранения неподвижного положения тела
или его звеньев, а также упражнение мышц
при удержании какого-либо груза без его
перемещения характеризуется как статическая
работа (статическое усилие). Статическими
усилиями характеризуется поддержание
разнообразных поз тела, а усилия мышц
при динамической работе связаны с перемещениями
тела или его звеньев в пространстве.