Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:36, реферат
Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Введение……………………………………………………………………………………стр
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система……………………………………………………………………………………стр
Внешняя среда и ее воздействие на организм человека…………………………стр
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…………………………………………………… стр
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды………………………………… стр
Литература …………………………………………………………………………….. стр
Частота дыхания. Средняя частота дыхания в покое составляет 15 – 18 циклов в мин. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. У женщин частота дыхания на 1 – 2 цикла больше. У спортсменов в покое частота дыхания снижается до 6 – 12 циклов в мин за счет увеличения глубины дыхания и дыхательного объема. При физической работе частота дыхания увеличивается, например у лыжников и бегунов до 20 – 28, у пловцов до 36 – 45 циклов в мин.
Дыхательный объем – количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, пауза). В покое дыхательный объем (объем воздуха, поступающего в легкие за один: вдох) находится в пределах 200 – 300 мл. Величина дыхательного объема зависит от степени адаптации человека к физическим нагрузкам. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 500 мл и более.
Легочная вентиляция – объем воздуха, который проходит через легкие за одну минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое может составлять 5 – 9 л. При интенсивной физической работе у квалифицированных спортсменов она может достигать значительно больших величин (например, при дыхательном: объеме до 2,5 л и частоте дыхания до 75 дыхательных циклов в минуту легочная вентиляция составляет 187,5 л, т.е. увеличится в 25 раз и более по сравнению с состоянием покоя).
Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха,
который может выдохнуть
Кислородный запрос – количество
кислорода; необходимое организму
в 1 минуту для окислительных процессов
в покое или для обеспечения
работы различной интенсивности. В
покое для обеспечения
Суммарный (общий кислородный) запрос – количество кислорода, необходимое для выполнения всей предстоящей работы. Потребление кислорода – количество кислорода, фактически использованного организмом в состоянии покоя или при выполнении какой-либо работы. Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно напряженной для него работе.
Способность организма к
МПК имеет предел, который зависит
от возраста, состояния сердечно-сосудистой
системы, от активности протекания процессов
обмена веществ и находится в
прямой зависимости от степени физической
тренированности. У не занимающихся
спортом предел МПК находится
на уровне 2 – 3,5 л/мин. У спортсменов
высокого класса, особенно занимающихся
циклическими видами спорта, МПК может
достигать: у женщин – 4 л/мин и
более; у мужчин – 5 л/мин и более.
Абсолютная величина МПК зависит
также от массы тела, поэтому для
более точного ее определения
относительное МПК
МПК является показателем аэробной (кислородной) производительности организма.
Когда в клетки тканей поступает
меньше кислорода, чем нужно для
'полного обеспечения
Гипоксия наступает по различным причинам. Внешние причины – загрязнение воздуха, подъем на высоту (в горы, полет на самолете) и др. В этих случаях падает парциальное давление кислорода в атмосферном и альвеолярном воздухе и снижается количество кислорода, поступающего в кровь для доставки к тканям. Если на уровне моря парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе равно 159 мм рт. ст., то на высоте 3000 м оно снижается до 110 мм, а на высоте 5 000 м – до 75 – 80 мм рт. ст.
Внутренние причины
При интенсивной мышечной работе, как правило, наступает двигательная гипоксия. Чтобы полнее обеспечить себя кислородом в условиях гипоксии, организм мобилизует мощные компенсаторные физиологические механизмы. Например, при подъеме в горы увеличиваются частота и глубина дыхания, количество эритроцитов в крови, процент содержания в них гемоглобина, учащается работа сердца. Если при этом выполнять физические упражнения, то повышенное потреблению кислорода мышцами и внутренними органами вызывает дополнительную тренировку физиологических механизмов, обеспечивающих кислородный обмен и устойчивость к недостатку кислорода.
Кислородное снабжение организма
представляет собой слаженную систему.
Гиподинамия расстраивает эту систему,
нарушая каждую из составляющих ее
частей и их взаимодействие. В результате
развивается кислородная
Кислородное питание мышц имеет свои особенности. Известно, что в ритмически работающей мышце кровообращение также ритмично Сокращенные мышцы сдавливают капилляры, замедляя кровоток поступление кислорода. Однако клетки мышц продолжают снабжаться кислородом. Доставку его берет на себя миоглобин – дыхательный пигмент мышечных клеток. Роль его важна еще и потому, что только мышечная ткань способна при переходе от покоя к интенсивной работе повышать потребление кислорода в 100 раз.
Таким образом, физическая тренировка,
совершенствуя кровообращение, увеличивая
содержание гемоглобина, миоглобина и
скорость, отдачи кислорода кровью,
значительно расширяет
Органы по-разному переносят
гипоксию различной длительности. Кора
головного мозга – один из наиболее
чувствительных к гипоксии органов.
Она первой реагирует на недостаток
кислорода. Значительно менее
Большую роль в регуляции кислородного обмена как в органах и тканях, так и в организме в целом имеет углекислота, являющаяся основным раздражителем дыхательного центра, который располагается в продолговатом отделе головного мозга. Между концентрацией в крови углекислого газа и доставкой кислорода тканям существуют строго определенные соотношения. Изменение содержания углекислого газа в крови оказывает влияние на центральные и периферические регуляторные механизмы, обеспечивающие улучшение снабжения организма кислородом, и служит мощным регулятором в борьбе с гипоксией.
Систематическая тренировка
средствами физической культуры и орта
не только стимулирует развитие сердечно-сосудистой
и дыхательной системы, но и способствует
значительному повышению уровня
потребления кислорода
Итак, физические нагрузки оказывают двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к кислородному голоданию и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствует лучшей утилизации кислорода.
Дыхательная
система может управляться
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
Развитие двигательных и
вегетативных функций организма
у детей и совершенствование
их у взрослых и пожилых людей
связано с двигательной активностью.
Оздоровительное значение физической
культуры общеизвестно. Имеется огромное
количество исследований, показывающих
положительное влияние
В жизни постоянно возникают
ситуации, когда человек, будучи
подготовлен к существованию
в одних условиях, должен готовить
себя (адаптироваться) к деятельности
в других. При этом проблема адаптации
связана с тем, что физиологические
и биологические вопросы
Человек может мигрировать,
оказываться в равнинных или
горных условиях, в условиях жары или
холода, при этом он оказывается
связан с особенностями питания,
обеспечения водой, различными условиями
индивидуального комфорта и цивилизации.
Все это связано с развитием
дополнительных механизмов адаптации,
которые достаточно специфичны. В
зависимости от силы воздействия
раздражителей окружающей среды, условий
и функционального состояния
организма адаптивные факторы могут
вызывать как благоприятные, так
и неблагоприятные реакции
Систематическая тренировка
формирует физиологические
Литература:
Информация о работе Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система