Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:30, реферат

Описание

Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений.

Содержание

1Введение
2 Основные понятия
3 Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система
4 Характеристика функциональных систем организма и их
совершенствование под воздействием направленной физической тренировки
4.1 Опорно-двигательный аппарат
4.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения)
4.3 Дыхание. Дыхательная система
4.4 Нервная система
4.5 Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности организма человека
5 Заключение
6 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 974.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  университет информационных технологий механики и оптики

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Физического воспитания и валеологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

« Организм как  единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.2202 Бондарева Анна

 

 

Преподаватель: Рекин В.З.

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1Введение

2 Основные понятия

3 Организм человека как единая  саморазвивающаяся и саморегулируемая  биологическая система

4 Характеристика функциональных  систем организма и их

совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

4.1 Опорно-двигательный аппарат

4.2 Сердечно-сосудистая система  (система кровообращения)

4.3 Дыхание. Дыхательная система

4.4 Нервная система

4.5 Обмен веществ и энергии  - основа жизнедеятельности организма человека

5 Заключение

6 Список литературы

7 Приложение

 

1 Введение

Естественно-научные  основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена  и др.). Анатомия и физиология –  важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека лежит принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Без знаний о строении человеческого  тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Все названные вопросы требуют дальнейшего  рассмотрения и изучения, что является целью данной работы.

 

2 Основные понятия

 

Организм  – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

Резистентность - способность организма  работать в условиях неблагоприятных  изменений внутренней среды.

Адаптация - способность организма  приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

Гиподинамия - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).

Рефлекс - ответная реакция организма  на раздражение как внутреннее, так  и внешнее, осуществляемая посредством  центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные  в процессе жизнедеятельности) и  безусловные (врожденные).

Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе  или в крови.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить  в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.

Анатомия - наука, изучающая форму  и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих  какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека.

Физиология - наука о закономерностях  функционирования целостного живого организма.

Функционально все органы и системы  организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

 

 

 

 

3 Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

 

 

Развитие  организма осуществляется во все  периоды его жизни – с момента  зачатия и до ухода из жизни. Это  развитие называется индивидуальным. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Необходимо  отметить, что за последние 100 – 150 лет  в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассеlеra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

Организм  – сложная биологическая система. Все его органы связаны между  собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Функциональной единицей организма  является клетка - элементарная живая  система, обеспечивающая структурное  и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая механизм обмена и связи  клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

 

 

4 Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

 

Выделение органов в организме  человека в системы условно, так  как они функционально взаимосвязаны  между собой. Различают следующие системы человеческого организма: опорно-двигательную, сердечнососудистую, дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пищеварительную, лимфатическую и др.

 

4.1 Опорно-двигательный аппарат

 

Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную  и двигательную. Кости скелета  принимают участие в обмене веществ и кроветворении.

В основу классификации костей, которых  у взрослого человека насчитывается  более 200, положены форма, структура  и функции костей. По форме их разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. Прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты - упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).

Снаружи кость покрыта тонкой оболочкой - надкостницей, плотно соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наружный плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатическими) и нервами, а внутренний костеобразующий - особыми клетками, которые способствуют росту кости в толщину. За счет этих клеток происходит и срастание кости при ее переломе. Надкостница покрывает кость почти на всем ее протяжении, за исключением суставных поверхностей. Рост костей в длину происходит за счет хрящевых частей, расположенных на краях.

Суставы обеспечивают подвижность сочленяющимся костям скелета. Суставные поверхности покрыты тонким слоем хряща, что обеспечивает скольжение суставных поверхностей с малым трением. Каждый сустав полностью заключен в суставную сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную жидкость, которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие сустав мышцы укрепляют и фиксируют его. Основными направлениями движения, которые обеспечивают суставы, являются: сгибание - разгибание, отведение - приведение, вращение и круговые движения.

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей.

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В черепе находится мозг и некоторые  сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа - контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.

Непосредственно с туловищем череп  соединяется с помощью двух первых шейных позвонков. Скелет туловища состоит  из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков и имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5 сросшихся позвонков) и копчиковый (сросшиеся 4-5 позвонков). Соединение позвонков осуществляется с помощью хрящевидных, эластичных межпозвоночных дисков и суставных отростков. Межпозвоночные диски увеличивают подвижность позвоночника. Чем больше их толщина, тем выше гибкость. Если изгибы позвоночного столба выражены сильно (при сколиозах) подвижность грудной клетки уменьшается. Плоская или округлая спина (горбатая) свидетельствует о слабости мышц спины. Коррекция осанки проводится общеразвивающими, силовыми упражнениями и упражнениями на растягивания.

В основной скелет входит и грудная клетка, которая выполняет защитную функцию для внутренних органов и состоит из грудины, 12 пар ребер и их соединений. Ребра представляют собой плоские дугообразно-изогнутые длинные кости, которые при помощи гибких хрящевидных концов прикрепляются подвижно к грудине. Все соединения ребер очень эластичны, что имеет важное значение для обеспечения дыхания.

Скелет верхней конечности образован  плечевым поясом, состоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной  верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован  тазовым поясом, состоящим из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечности, включающей бедро, голень и стопу.

Правильно организованные занятия  по физвоспитанию не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.

У людей с ограниченной двигательной активностью, труд которых характеризуется  удержанием определенной позы в течение  длительного времени, возникают значительные изменения костной и хрящевой ткани, что особенно неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных дисков. Занятия физическими упражнениями укрепляют позвоночник и за счет развития мышечного корсета ликвидируют различные искривления, что способствует выработке правильной осанки и расширению грудной клетки.

Информация о работе Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система