Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:18, доклад

Описание

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Определим понятия "двигательное умение" и "двигательный навык", чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.
Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Работа состоит из  1 файл

(3).docx

— 16.60 Кб (Скачать документ)

Основы обучения движениям. Этапы обучения 
движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени  совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Определим понятия "двигательное умение" и "двигательный навык", чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого  двигательного действия отдельные  его операции становятся все более  привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные  механизмы, и двигательные умения переходят  в навык.

Двигательный  навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение  многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а  это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

Основоположник  отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков  в жизни человека. Он говорил, что  если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось  бы бесчисленными трудностями, которые  можно преодолеть только навыком, освободив  ум и волю для новых работ и  свершений.

Процесс обучения двигательному действию включает три  этапа:

Первый  этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

  • создать общее представление о двигательном действии;
  • научить частям (элементам) техники этого действия;
  • сформировать общий ритм двигательного акта;
  • предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное  объяснение техники движения - только в самых главных моментах. Общее  представление создается путем  демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных  пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя  двигательное задание впервые, можно  разучивать движения по частям (хотя это  менее эффективно), а также с  помощью подводящих упражнений.

В связи  с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно  давать большую нагрузку на отдельном  уроке или учебно-тренировочном  занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей  мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй  этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель  обучения достигается путем детализированного  освоения техники на основе разучиваемого  двигательного действия, сформированного  на первом этапе обучения.

Основные  задачи этого этапа:

  • углубленно понять закономерности движений действия;
  • уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
  • усовершенствовать ритм выполнения движения;
  • создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается  количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации  движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении  качества исполнения действия в целом  возможны временные ухудшения, которые  постепенно случаются все реже и  реже.

Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о  возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение  работы и настойчивость.

Второй этап обучения заканчивается в тот  момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему  движения и детали техники в целостном  движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует  переходить к следующему этапу обучения.

Третий  этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется  двигательный навык. Чтобы достичь  цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных  условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться очень долго  в процессе тренировки высококвалифицированных  спортсменов, так как изменение  уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

  • закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
  • избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
  • совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
  • облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или  неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые  являются ведущими при освоении двигательного  действия. Следовательно, необходима самостоятельная  работа отстающих студентов над  развитием этих физических качеств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям