Подвижные и спортивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:50, реферат

Описание

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

Содержание

Введение. 3
1. Происхождение спортивных и подвижных игр. Общие теории. 4
2. Оздоровительное значение и задачи спортивных и подвижных игр. 7
3. Роль подвижных игр в жизни ребёнка. 9
Заключение. 12
Список литературы. 13

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Физкультура.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность  растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В дошкольном возрасте дети удовлетворяют эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс обучения, 85—90 процентов времени проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.

Педагогической  наукой доказано, что в дни проведения урока по физической культуре, дефицит  двигательной активности школьников составляет в среднем 40 процентов (в остальные дни — 80). Отсюда следует, что проведение уроков физической культуры не позволяет полностью обеспечить потребность детей в движении. До 22 процентов этой потребности дети восполняют самостоятельно, часто за счет детской подвижности. Поэтому во многих школах, где не найдены эффективные формы и средства удовлетворения жизненно необходимых потребностей детей в физической нагрузке, «феномен непоседливости» достигает максимального уровня. Так, из общего числа отвлекающихся от темы, уроков 85 процентов приходится на школьников, пассивно отдыхающих на перемене.

Подвижные игры на перемене - являются средством снятия утомляемости, подготовки учащегося к следующему уроку. Статистика более чем убедительно говорит в пользу ребячьих игр на переменах, даже если они на некоторое время нарушают спокойствие в школе.

Многочисленные  исследования ученых позволили найти  оптимальный режим физических нагрузок на большой перемене. Нагрузки эти  должны быть на уровне малой и средней  интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности, сильно возбуждающие детей при незначительной продолжительности перемены, приносят в класс остаточные явления: возбужденность, несобранность, а значит, снижают тематическую работоспособность ученика на уроке.

Подбор игр  необходимо соотносить и с возрастом  детей. Если младшие школьники вполне удовлетворяются незатейливой групповой  игрой, то для семиклассника, например, безусловно интереснее принять участие  в игровом упражнении, где можно показать силу, ловкость, определенное мастерство. В целом игры на перемене, как правило, предельно просты. Им не следует придавать характер урока физической культуры с обязательным соблюдением соответствующих нормативных требований. Это сковывает инициативу ребят, особенно робких и нерешительных. Необходимо дать детям возможность проявить себя во всём многообразии детской двигательной активности.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная  работа позволяет детям восполнить дефицит двигательной активности, приобщиться к общедоступным физическим упражнениям, спорту. В этой работе часто используются игры - эстафеты с постоянно меняющимися условиями, вводом дополнительных заданий. Например, игры-эстафеты с мячами, прыгалками могут быть усложнены всевозможными препятствиями: барьерами, гимнастическими скамейками и др. Подобная насыщенность игры поддерживает у детей интерес и к сегодняшнему состязанию, и к очередному, которое состоится завтра, послезавтра, на будущей неделе.

Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Одна из важных задач работы с детьми в группе продленного дня — сделать так, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно и способствовали всестороннему развитию личности. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, предоставить каждому возможность наиболее полно реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра как важное средство самовыражения, проба собственных сил.

Подвижные игры в оздоровительных лагерях проводятся для укрепления здоровья детей, воспитания у них чувства товарищества, взаимовыручки. Условия в лагере особенно благоприятны для самодеятельного применения любимых детьми подвижных игр, а также игр под руководством учителей физической культуры.

Формы организации  подвижных игр в оздоровительном  лагере разнообразны. Игры планируются  с учетом распорядка лагерного дня  в сочетании с другими занятиями  по физической культуре. Они проводятся во время утренней зарядки, на сборах звеньев, отрядов, как отдельные мероприятия между несколькими отрядами в лагере. Подвижные и спортивные игры входят в программы спортивных соревнований — «Веселых стартов», «Дня Нептуна» и других, проводятся также и самостоятельные встречи между командами или отрядами. В оздоровительном лагере хорошо использовать такие игры, как городки, русская лапта и др. Особенно ценны игры на местности, так как они имеют большое воспитательное и образовательное значение. Каждую смену в лагере желательно проводить военно-спортивную игру «Зарница», в совокупности с комплексными соревнованиями, в основе которых лежат подвижные игры. В первой половине лагерной смены проводятся соревнования по играм между отрядами, а во второй (когда определится команда-победитель) — соревнования между лагерями.

Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от профессионализма педагога. Нужно любить свое дело, стараться  построить работу с детьми так, чтобы  у них появился интерес к физической культуре и спорту.

Воспитательное  значение игры, ее всестороннее влияние  на развитие ребенка трудно переоценить. Игра как биологически, так и психологически присуща детскому возрасту и при  умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Она способствует созданию, сплочению детского коллектива, включению в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. Игры приучают к соблюдению правил, дисциплинируют, воспитывают честность, справедливость, выдержку, требовательность к себе, умение контролировать свои поступки и объективно оценивать других.

Среди множества  игр: подвижных, сюжетных, подражательных, музыкальных, познавательных, логических и других особое место занимают подвижные игры как лучшее лекарство от двигательного «голода» — гиподинамии.

Характерными  чертами подвижных игр являются не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разных игровых ситуациях, ярко выраженный эмоциональный характер, что создает большие возможности для проявления детской инициативы и творчества. Многие из этих игр существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, метание, переноску груза и т.д., и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

 

 

Заключение.

 

 

В заключение можно  сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент  в развитии, как индивидуума, так  и общества в целом. По сложности  характера игр можно судить о  быте, нравах и навыках данного общества.

Для ребёнка  в игре предоставляется возможность  представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться  ему в будущем. Дети анализируют  определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

В воображении  ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким  образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка  – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.

Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей  человеческих проявлений.

Игра — прерогатива  детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

Вместе с  тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые  можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

Игры учат детей  философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься  над неурядицами, жить с пользой  и празднично, "играючи".

Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.

 

 

Список литературы.

 

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого -М.:Физкультура и спорт, 1988
  3. Видякин Н.Я. Физкультура внеклассного мероприятия в школе.- М.: Просвещение, 2006
  4. Демчишин А., Мозола Р. “Подвижные игры”. 1985г.
  5. Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г.
  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  7. Найминова Э. Физкультура. Методика проведения. Спортивные игры.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003
  8. Записки педагога – интернет блог

 


Информация о работе Подвижные и спортивные игры