Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:35, курсовая работа
Одним из основных условий успехов в борьбе является развитие морально-волевых качеств. Борец не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как настойчивость, смелость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность.
1. Воспитание морально-волевых качеств у борцов
2. Психологическая подготовка борцов
Используемая литература
|
Содержание 1. Воспитание морально-волевых качеств у борцов 2. Психологическая подготовка борцов Используемая литература 1. Воспитание морально -волевых качеств у борцов Одним из основных условий успехов в борьбе является развитие морально-волевых качеств. Борец не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как настойчивость, смелость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность. Высокое развитие этих качеств определяет силу воли. Воля борца -- это психическая деятельность, выражающаяся в сознательных действиях и поступках, направленных на достижение поставленных целей. В борьбе воля особенно четко проявляется в действиях и поступках, связанных с преодолением различных трудностей. Развитие воли зависит от качества педагогического процесса, воспитания и связанных с ними сознательности занимающихся, привычек, установившихся моральных норм, от работы борца над собой. Основным условием, способствующим воспитанию воли, является мнение коллектива и тренера. Задача тренера при развитии морально-волевых качеств борца состоит в том, чтобы обеспечить условия для их совершенствования, научить борца правильно выбирать цели и оценивать свои действия, поощрять правильные действия и поступки, обеспечить единое мнение коллектива секции и умение правильно оценивать действия членов коллектива. Развитие настойчивости. Настойчивость борца выражается в его способности упорно стремиться к достижению поставленной цели, несмотря на затруднения, которые встречаются на пути. Сначала достижение поставленной цели не должно иметь значительных трудностей. Затем в результате успешных действий борец получает уверенность, которая стимулирует его на достижение более трудных целей. Здесь тренер должен помочь занимающемуся правильно оценить свои силы, и если в результате первых успехов борец принимает невыполнимое решение, то тренер предупреждает его об этом. Если спортсмен в результате не смог преодолеть трудностей и не смог добиться решения поставленной задачи, то тренер помогает ему вскрыть причины и наметить путь, который в дальнейшем позволит добиться победы. Постепенно борец приучается преодолевать сначала небольшие затруднения, а затем- и более сложные. Настойчивость борца тесно связана с трудолюбием. Нужно отметить, что настойчивость развивается только тогда, когда бореи имеет успех в достижении, поставленных целей. Наоборот, не развивается настойчивость, если цель не достигнута. Развивается неуверенность, стремление преуменьшить свои силы. Развитие выдержки. Выдержка борца выражается в его способности преодолевать различные чувства (страх, жажда, усталость, боль и др.), возникающие в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов. Выдержка борца имеет большое значение при выполнении требований режима, при достижении намеченной цели, несмотря на то, что для этого приходится иногда сдерживать инстинкты, привычки. При подгонке веса борцу приходится преодолевать сильное чувство жажды и голода. Если у него нет достаточной выдержки, то он «не утерпит» и в результате к моменту взвешивания превысит «свой вес». В схватке борец, не имеющий выдержки, не сможет преодолеть чувства усталости и «отдаст победу» противнику. Спортсмен, не имеющий выдержки, может, поддавшись чувству «гнева», нарушить правила, допустить грубость и проиграть. Выдержка борца развивается, если он приучает себя преодолевать сначала свои чувства, имеющие небольшую «интенсивность» (небольшую жажду, боль, усталость, нежелание что-либо делать, раздражение, страх, желания, отвлекающие от решения поставленной задачи и т. п.), а затем и более сильные чувства. Это достигается путем разработки системы заданий в тренировке, постепенного повышения требований, предъявляемых к занимающимся. Уверенность борца в необходимости преодоления трудностей и подавлении определенных чувств способствует развитию выдержки. Развитие смелости (решительности). Смелость, решительность борца выражается в его способности не бояться трудностей, неудач, умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение, и, приняв его, стараться выполнить. Борец вырабатывает у себя способность из различных мотивов, определяющих его деятельность, выбрать наиболее правильные. Приняв решение, нужно действовать сразу без промедлений. Смелость борца развивается, если она базируется на уверенности и подкрепляется мнением (одобрением) тренера и коллектива секции. Проявлению смелости мешает неуверенность и страх. Смелости борца базируется на решительности. Качество смелости тем выше, чем больше чувство опасности, которое нужно преодолеть борцу. Смелость воспитывается и развивается на выполнении различных действий, требующих подавления чувства страха, неуверенности. Эти чувства легче преодолеваются, если в группе имеется пример успешного выполнения другими занимающимися этих действий. Если первая попытка выполнения действия будет успешной и не повлечет за собой никаких неприятных ощущений, то следующие попытки будут выполняться смелее, и, наоборот, если попытка будет неудачной и поведет к неприятным ощущениям, то борец будет стремиться избежать повторения. В последнем случае вместо смелости будет развиваться нерешительность. Успешное выступление борца в соревнованиях также развивает решительность, смелость. В последующих соревнованиях спортсмен будет еще более решительным и. смелым. Если в соревнованиях или тренировке борец проигрывает большинство схваток, то его последующие выступления будут нерешительными. Таким образом, при воспитании качества решительности (смелости), нужно следить за тем, чтобы все или большинство действий, которые пытается выполнить борец, подкреплялись положительными раздражителями. В схватках выполнение приемов и неудача контратаки со стороны противника повышают смелость, решительность борца, и, наоборот, успех контратаки противника резко снижает решительность борца в применении данных приемов (особенно в схватках с этим противником). Смелость борца зависит от его выдержки, способности подавлять свои чувства, что, в свою очередь, помогает принять правильное решение, выбирать из различных мотивов деятельности не самый приятный, а самый нужный. Если борец выполняет действия, которые не доставляют ему удовольствия, но они необходимы для коллектива, то тренер и коллектив борцов должны найти обязательно какие-то меры поощрения, чтобы в следующий раз спортсмен решительнее выполнял нужную для коллектива работу. Следует учитывать, что меры поощрения должны быть такими, чтобы подавлять неприятные ощущения, которые получает борец перед или при выполнении работы. Развитие самостоятельности и инициативности. Самостоятельность и инициативность борца выражаются в его способности действовать самому без посторонней помощи или руководства, способности самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому, дерзании. Это очень нужные и важные качества, которые помогают борцу выдвинуться в число ведущих и стать победителем в соревнованиях и схватках, в которых тренер не имеет возможности следить за борцом н тем более подсказывать ему правильные решения. Самостоятельность и инициативность борца базируются на глубоких знаниях, которые помогают ему принимать правильные решения. Эти качества развиваются с помощью сообщений о наиболее правильных, способах действий в различной обстановке (рассказ и показ) и при дальнейшем предоставлении возможности выполнить (проверить) их. При проведении схваток в тренировке и в соревнованиях борец должен привыкнуть, что он, чтобы выиграть, может надеяться только на себя, что никто ему не поможет и не подскажет. Это заставляет борца действовать самостоятельно. Если борец принимает неправильное решение -- это значит, что у него нет достаточных знаний" по этому вопросу. Задача тренера выяснить, что из изученного материала не усвоено занимающимся (наблюдения тренера за действиями борца позволяют сделать это), и в дальнейшем объяснить, почему его действия были неудачными Получив определенные знания на занятиях, борец может действовать не только так, как показывал тренер, а и по-своему, успешно решая задачу. Так, иногда при разучивании приема спортсмен «находит» свой (новый) вариант проведения данного приема. Такую инициативу следует всемерно поддерживать и поощрять. Поощрение выражается в том, что тренер предлагает борцу показать «изобретенный» прием всем занимающимся и одобряет его деятельность. Это повышает инициативность не только «изобретателя», но и других спортсменов. Самостоятельность и инициативность борца должны развиваться постепенно, по мере накопления у занимающихся достаточных знаний. Развивая самостоятельность занимающихся, тренер должен стремиться к тому, чтобы борец уже на первых занятиях мог сам попробовать выполнять какие-то простые действия. Постепенно самостоятельность должна развиваться до такой степени, что борец может сам правильно решать все задачи, возникающие в тренировке и соревнованиях. Когда спортсмен принимает самостоятельное решение, у него обычно происходит борьба различных мотивов. Причем эта борьба не заканчивается в большинстве случаев моментом принятия решения, а может продолжаться и в процессе выполнения его, особенно если при выполнении встречаются какие-либо трудности. Так, например, решение «согнать вес» к определенному соревнованию складывается а результате борьбы различных мотивов. После того, как борец принимает решение и приступает к «сгонке веса», чувство жажды увеличивается и подкрепляет мотивы против. Если у спортсмена нет высокоразвитых качеств выдержки и настойчивости, то он может переменить решение. Настойчивый и выдержанный борец сгонит вес, но если он не добьется победы в соревнованиях, то в дальнейшем не сможет быть таким настойчивым (если не будет поощрен каким-то другим способом). Развитие морально-волевых качеств происходит в процессе занятий и соревнований и в быту. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответствующая требовательность со стороны тренеров, судей и коллектива секции, выражающаяся в том, что они поощряют правильные действия и наказывают или осуждают неправильные, позволяют развивать морально-волевые качества борца. 2. Психологическая подготовка борцов В спорте себя проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим требованиям спортивной деятельности в целом и особенностям избранного вида спортивной специализации. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки. Центральное место в соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Анализ литературных источников в области психологии спорта показал, что уже в первых исследованиях подготовки спортсменов к соревнованиям выявилась большая роль эмоциональных состояний в регуляции двигательных действий, операций, в частности, такого производного спортивной деятельности, как эмоциональная напряженность, в ряде случаев дезорганизующая деятельность или мобилизующая спортсмена к эффективной и успешной деятельности. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности специальной психологической подготовки юных спортсменов борцов вольного стиля в условиях эмоциональной напряжённости. Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование это и разрядка накопленного нервнопсихического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства. Постоянно растущие требования развивающейся методики спортивной тренировки ставят актуальный вопрос: способствует или препятствует эмоциональная напряженность качеству результативности соревновательной деятельности? Результаты научных исследований в спорте высших достижений дают весьма противоречивую информацию о влиянии эмоциональной напряженности, ее структурных особенностей и механизмов на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов. В наших исследованиях мы вели наблюдение за воспитанниками отделения борьбы МОУ ДО детей специализированной детскоюношеской спортивной школы Олимпийского резерва №1 за 1 день до и после соревнований. Соревнования проводились по утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА с прямым выбиванием, но с утешительными встречами, в спортивном зале на базе МОУ СОШ №32 в течение двух дней, на одном борцовском ковре. Для поднятия эмоционального настроения участников было организовано торжественное открытие соревнований, победители и призеры награждались дипломами, медалями и денежными премиями, также были учреждены специальные призы для особо отличившихся борцов, во время. Также в соответствии с нормами был оборудован спортивный зал. На соревнованиях принимали участие девять команд с территории ХантыМансийского автономного округа Югра. Всего было около 150 участников. По утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА участники разделяются на две группы, т. е. если 14 весовых категорий 7 первая группа и остальные 7 вторая. Соревнования проходят за 3 дня: моральный волевой борец спорт В первый день проводится взвешивание первой группы; во второй день проводятся все схватки участников первой группы, и проводится взвешивание второй группы; в третий день проводятся все схватки участников первой группы. Таким образом, для каждого из спортсменов вольников основная часть соревнований, которой является день борцовских поединков проходит в один день. По правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА если в весовой категории пять и менее участников, то соревнования в этой весовой категории проходят по круговой системе. А если больше пяти участников, как бывает в большинстве случаях, соревнования проводятся по системе с прямым выбиванием, но с утешительными встречами. Таким образом, чтобы занять первое место нужно выиграть как минимум 3 схватки, на некоторых соревнованиях спортсменам приходится бороться даже 6 схваток Поединок продолжается два периода по две минуты, между которыми перерыв на 30 секунд. Если после двух периодов счет равный 1:1 дается третий дополнительный период. Также существует и досрочная победа. В работе использовался комплекс следующих методов исследования: Наблюдение и самонаблюдение внешних и внутренних переживаний спортсмена. Опросные методы, позволяющие количественно в условных единицах, баллах оценить те или иные показатели предстартовых состояний юных спортсменов борцов вольного стиля (Тест «Градусник»). Проективные методы, предназначенные для изучения личностных особенностей спортсмена, на основе стимульной ситуации, создающей условия для проявления эмоциональных реакций (Восьмицветный тест Люшера). Методы, которые включают оценку функциональных показателей по параметрам саморегуляции сенсорноперцептивных и психомоторных процессов (Теппинг тест«В. у.»). Методы математической статистики. Эмоциональная напряженность как один из основных видов функциональных состояний, возникающих в условиях соревновательной борьбы, сопровождается энергетической мобилизацией нервномышечной деятельности, направленной на обеспечение процесса психической нагрузки, что необходимо для эффективной соревновательной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач в специальной психологической подготовке юных спортсменов борцов вольного стиля является контроль и коррекция проявлений эмоциональной напряженности в особо сложных и ответственных периодах подготовки. К таким периодам с ярко выраженной эмоциональной напряженностью, с ее индивидуальными проявлениями в психической, двигательной, вегетативной системах мы относим периоды, ближайшие к ответственным соревнованиям микроциклы (подводящий, соревновательный, восстановительный), имеющие не только структурнометодическую значимость в планировании эффективной соревновательной деятельности, но и детерминированные личностной значимостью, ответственностью ситуации. Экспериментальные исследования были организованы в условиях непосредственной соревновательной деятельности. В группу обследованных вошли спортсмены борцы вольники. Отметим, что успешное участие в данных соревнованиях имело для соревнующихся спортсменов высокую личностную значимость в связи с отбором вышестоящие соревнования. Результаты исследования показали разновыраженность и разнонаправленность психологических показателей у юных спортсменов с успешной соревновательной деятельностью (УСД) и не успешной соревновательной деятельностью(НСД) (см. таблицу 1). Полученные качественные показатели по вегетативному коэффициенту (Восьмицветный тест Люшера), тесту «Градусник» (Самочувствие, эмоциональное настроение, желание тренироваться и удовлетворенность деятельностью), по волевому усилию «Теппинг тест» согласно представленным таблицам по спортсменам с успешной соревновательной деятельностью и спортсменам с неуспешной соревновательной деятельностью имеют разновыраженность и разнонаправленность до и после соревнований. Спортсмены с успешной соревновательной деятельностью имеют более высокие показатели по методике «Градусник» после соревнований у них возрастает волевое усилие. Согласно восьмицветному тесту Люшера вегетативный коэффициент также отличается своей выраженностью, чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Вегетативный коэффициент у спортсменов с успешной соревновательной деятельностью является больше 1 это означает, что у них доминирует функция симпатической нервной. Парасимпатическая система функционально связана с поджелудочной железой, выделяющей в кровь инсулин, который связывает свободный сахар и переводит его назад в депо. Тем самым сохраняет силы. А у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью Вегетативный коэффициент является меньше 1 - это означает, что у них доминирует функция симпатической нервной системы. С функцией симпатической нервной системы тесно связана функция мозговой части надпочечников, выделяющей в кровь адреналин и норадреналин. Эти гормоны повышают артериальное давление, учащают сердечные сокращения и «выбрасывают» в кровь сахар из таких депо, как печень, где он хранится «про запас», тем самым «сжигают энергию» что приводит к преждевременному утомлению спортсмена. Подсчитав разницу результатов в процентном соотношении, мы видим, что средний показатель до соревнований юных спортсменов борцов вольного стиля с успешной соревновательной деятельностью на много выше чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Тоже самое можно сказать и о средних показателях после соревнований. Исходя из анализа литературных источников, экспериментальных исследованиях можно сделать следующие заключения: эмоциональная напряженность имеет разнонаправленность у юных спортсменов борцов вольного стиля. Чем опытнее спортсмен, тем выше уровень самоконтроля эмоциональной напряженности. Обучение приемам психической саморегуляции (идеомоторная настройка) в условиях непосредственной соревновательной деятельности важный компонент психологической подготовки юных спортсменов и оптимизаци эмоциональной напряженности спортсменов. Это способствует результативности соревновательной деятельности. Работа представлена на V общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 1315 мая 2009г. Поступила в редакцию 07.05.2009г. Используемая литература 1. Методы совершенствования психологической и специальной работоспособности у борцов Диссертация А.Сосин. Киев, 1980, дисс. канд. пед. наук. 2. Борьба самбо Полубинский В.Н., Сенько В.М. Минск: 1980. 3. Физическая подготовка борца Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Москва, 1980 4. Самбо Рудман Д.Л. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1979 5 .Тактика борца Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1976. |