Развитие выносливости у спортсменов лыжников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить применение двигательных качеств и методов в лыжных гонках.
Объект исследования: Методическая литература, применяемая при изучении двигательных качеств.
Предмет исследования: Двигательные качества и методы, применяемые в лыжных гонках.
Задачи:
Определить основные двигательные качества и методы, применяемые в лыжных гонках;
Изучить методическую литературу по развитию двигательных качеств;
Изучить методическую литературу по методам развития двигательных качеств в лыжных гонках.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 63.85 Кб (Скачать документ)

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых.[15, c.130]

 

Глава 2 :Методы развития двигательных качеств в лыжных гонках

 

 

    1. Методы спортивной тренировки

 

 

Для развития спортивной работоспособности лыжников в течение  круглогодичной тренировки применяется  ряд методов, из которых наибольшее распространение получили: равномерный, переменный, повторный, интервальный и  контрольный.

Равномерный метод  заключается в выполнение тренировочной  работы без изменения интенсивности. В условиях придвижения по пересеченной местности  нагрузка довольно редко  бывает совершенно одинаковой, поэтому  термин «равномерная тренировка» является условным. Равномерный метод используется обычно в начале подготовительного периода для постепенного повышения общей работоспособности и подготовки в дальнейшем к работе с повышенными нагрузками, а при работе на снегу – для изучения техники способов передвижения и восстановления двигательных навыков, утраченных в бесснежном периоде, постепенного «втягивания» организма в специфическую для лыжника работу.

Переменный метод  заключается в изменении интенсивности  в пределах 50-90% от максимального  в процессе прохождения дистанции. Снижении и повышение интенсивности в тренировке происходит постепенно и не имеет жестокого регламента. Гонщик получает задание выполнить определенное количество ускорений на общей дистанции, установленной на данную тренировку. С ростом тренированности интенсивность ускорений постепенно повышается от 50-75%тдо 75-90%. Преимущество этого метода заключается в возможности проводить тренировку самостоятельно, с четом самочувствия. Переменный метод представляет широкие возможности тренерам и спортсменам для составления различных вариантов тренировки в зависимости от задач и подготовленности спортсмена.

Повторный метод  применяется для развития быстроты и скоростной выносливости и заключается  в многократном повторении отрезка  дистанции с интенсивностью 90-100% от максимальной. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления и прохождения следующего отрезка дистанции без снижения скорости. Продолжительность их зависит от длины отрезка и может изменяться от 3 до 30 минут. При развитии скоростных качеств длина отрезков не превышает 350 метров. Ускорения повторяются до тех пор, пока на одном из очередных отрезков лыжник начнет снижать скорость для развития скоростной выносливости применяться отрезки дистанции от 400 до 1500 метров с околопредельной интенсивностью или с интенсивностью выше соревновательного на 2-3%.количество повторений в этом случае зависит от длины проходимого отрезка и дистанции предстоящих соревнований.

Интервальный  метод применяться для развития специальной выносливости и заключается  в многократном чередовании кратковременных  упражнений с повышенной и сниженной  интенсивностью. Он отличается от переменного  строго дозированными интервалами  нагрузки и отдыха. Длительность выполнения упражнений – до 1 минуты, продолжительность  интервалов снижение нагрузки – до 1,5 минуты. Интенсивность выполнения упражнения не высока 60-80% от максимальной на данном отрезке количество повторений зависит от этапа подготовки, уровня тренированности и может достигать у квалифицированных лыжников-гонщиков 35 раз.

Контрольный метод  заключается в повторении заранее  намеченных испытаний с целью  определения уровня подготовленности лыжника. Данный метод применяться  периодически в течение годичного  цикла тренировки. В бесснежное время  испытания проводиться по комплексу  упражнений общей и специальной  физической подготовки в заранее  установленные сроки, как правило, в конце месячных циклов или этапов подготовки. Зимой контрольные тренировки проводятся в условиях, максимально приближенных к основным, официальным соревнованиям. Как правило, дистанция контрольных тренировок и прикидок несколько меньше или больше основной соревновательной. Регулярное проведение контрольных соревнований позволяет управлять тренировочным процессом, своевременно внося необходимые изменения в планирование нагрузок и отдыха.

 

 

    1. Методы развития силы

 

 

Для развития силы в лыжных гонках применяются следующие  методы:

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления. Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

Метод непредельных усилии предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100.

В физиологическом  плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

«Ударный» метод  предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Экспериментальным путем определен оптимальный  диапазон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот — 0,25—0,5 м.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в SO— 90% от максимума продолжительностью 4—6 с. и в 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с. в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин.

Изометрические  упражнения следует включать в занятия  как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что  сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений. [14, c.83]

 

 

    1. Методы развития выносливости

 

 

В лыжных гонках для развития выносливости используют следующие  методы:

 Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в циклических упражнениях (в беге, в передвижении на лыжероллерах, лыжах и т.п.) без изменения заданной интенсивности от начала до окончания работы. Учитывая особенности передвижения на лыжах по пересеченной местности, когда при преодолении подъемов интенсивность работы, как правило, увеличивается, а при спусках падает практически до нуля, термин «равномерный» весьма относителен. В указанных условиях поддержать заданную интенсивность бывает не только трудно, но порой и просто невозможно. В этом случае понятие «равномерный» несколько условно - оно характеризует только общую направленность работы. Лыжники при таком задании стараются передвигаться по возможности с одинаковой интенсивностью. При равномерном методе лыжники могут передвигаться с различной (заранее запланированной), но постоянной интенсивностью - слабой, средней, а порой и сильной (главное -сохранить ее в течение всего передвижения). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. Вместе с тем его используют при передвижении по слабопересеченной местности и равнине (где легче сохранить «равномерность» нагтУуз-ки). В переходном и подготовительном периодах его применяют в начале для постепенного повышения работоспособности. С этой целью можно использовать разнообразные средства циклического характера: бег, передвижение на лыжероллерах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.д. На снегу равномерный метод широко применяется при изучении и начальном совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, при восстановлении двигательных навыков, частично утраченных в бесснежное время года, а также для постепенного «втягивания» в работу в специфических условиях на первом снегу (т.е. для повышения общей работоспособности). В тренировке новичков равномерный метод используется значительно чаще, чем в подготовке квалифицированных лыжников. Но порой даже сильнейшие лыжники используют равномерной метод как средство активного отдыха между интенсивными и объемными нагрузками в отдельные тренировочные дни, а также после напряженных соревнований. Равномерной метод можно использовать и для развития специальной выносливости, в этом случае повышается интенсивность, но сокращается продолжительность работы.

Переменный метод заключается в постепенном изменении интенсивности при прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метопа является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности. Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются в подъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной. Вместе с тем, исходя из задач подготовки, тренер может дать точное задание по количеству отрезков, их интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и определенный рельеф тренировочного круга дистанции. В зависимости от интенсивности и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное его назначение (быстрота лучше развивается повторным методом). Переменный метод ввиду его значительной универсальности достаточно широко применяется лыжниками-гонщиками любой квалификации и возраста (новичками-юношами и взрослыми спортсменами высших разрядов). [4, c.222]

 

 

    1. Методы развития координации

 

 

Для развития координационных  способностей в лыжном спорте используются следующие методы:

При разучивании  новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Эффективным методом  воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Соревновательный  метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. [4, c.134] Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Соревнование, подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях. [20]

 

 

Заключение

 

 

Целью данной курсовой работы было изучение применения двигательных качеств и методов в лыжных гонках. В ходе работы выявилось, что  существует три основных двигательных качества, которые наиболее сильно влияю на достижение результатов  в лыжных гонках.

В ходе работы были реализованы следующие задачи:

  • Определить основные двигательные качества и методы, применяемые в лыжных гонках. Было определено,  что существует три основных двигательных качества применяемых в лыжных гонках (сила, выносливость, координация). Так же существует пять основных методов применяемых при тренировке лыжников-гонщиков (равномерный метод, переменный метод, повторный метод, интервальный метод, контрольный метод);
  • Изучить методическую литературу по развитию двигательных качеств. Было изучено девять учебников с данными по развитию двигательных качеств;
  • Изучить методическую литературу по методам развития двигательных качеств в лыжных гонках. Было изучено 8 учебников и один электронный источник по методам развития двигательных качеств в лыжных гонках.

И в заключении нужно отметить, что правильное применение и дозировки методов по развитию двигательных качеств ведет к увеличению работоспособности организма, а так же к повышению спортивных результатов лыжника-гонщика.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Абзалов Р.А. Программа по физической культуре в школе. - Казань: Просвещение, 2006.- 82с.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2000. -454с.
  3. Березин Г. В. и Бутин И.М.Лыжный спорт. Под ред. И. М. Бутана. Учебник для студентов факакультетов физ. воспитания пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2003.- 272 с.
  4. Бутин И.М.Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
  5. Варнавский И.А., Соловьев Н.А., Северухин Г.Б. История развития физической культуры и спорта в Удмуртии: Учебное пособие – Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-784с.
  6. Васильков А.А.: Теория и методика физического воспитания: учебник. – М.: Феникс, 2008 - с.384
  7. Зациорский В.М.: Физические качества спортсмена, учебник для вузов физического воспитания. -  М.:  Российский спорт, 2009 -с.200.
  8. Курамшина Ю.Ф. теория и методика физической культуры:  Учебник. – 2-е изд., испр. – М.: Российский спорт, 2004. – с. 464
  9. Лыжный спорт. Учебник для средних физкультурных учебных заведений.. Под. общ. ред. Матвеева Э. М. М., Издательство «Физкультура и спорт», 2002г. – 368с.
  10. Манжосов В. Н.Тренировка лыжников-гонщиков (Очерки теории и методики). — М:: Физкультура и спорт, 2006. - 96с.
  11. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2006, - 564с.
  12. Преображенский В. С. Все о лыжах и лыжне. — М.: Просвещение 2005. — c.127
  13. Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах.— М.: Российский спорт, 2003.— 40 с.
  14. Физическая культура.  1—11 кл.: Программы Ф48 для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
  15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.   Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -  с. 480 
  16. http://spo.1september.ru/2005/01/13.htm Информация предоставлена Министерством иностранных дел Норвегии
  17. http://www.gzt.ru/vancouver2010/284313.html  Главный тренер российской сборной Юрий Чарковский
  18. http://skisport.narod.ru/history/hist08.html  Источник: МосКомСпорт
  19. http://portfolio.1september.ru/work.php?id=575846 автор Тамара Тихонова
  20. http://spo.1september.ru/2003/17/1.htm  Е.В. ЛИВЕРОВА учитель физкультуры МОСКВА

Информация о работе Развитие выносливости у спортсменов лыжников