Реакция в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:58, доклад

Описание

Типичный пример реакции — старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена - основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки — исполнительный. Реакции, как правило, очень быстротечны. Они длятся тысячные доли секунд. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции восприятия сигнала, его осознания, посылки по эфферентным путям импульсов к мышцам, обеспечивающим выполнение ответных действий.

Работа состоит из  1 файл

Реакция в спорте.docx

— 41.56 Кб (Скачать документ)

Часто из-за недостаточной  силы мышц атлет не в состоянии  достигнуть необходимой амплитуды  движений.У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости:

1) подвижность  при пассивных движениях (осуществляется  в результате действия посторонних  сил);

2) подвижность  при активных движениях (выполняется  за счет работы мышечных групп,  проходящих через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.

Итак, гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами.

Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая  способность к подвижности в  суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.

Психологические особенности двигательных навыков

Значительное  место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу технической  подготовки спортсменов. Двигательные навыки - это заученные двигательные действия, имеющие осознанный автоматизированный характер. Двигательный навык — это действие, доведенное в процессе упражнения до высокой степени совершенства, выполняемое точно, экономично, качественно. Овладеть двигательными навыками (другими словами, техникой физических упражнений) - значит научиться управлять двигательными действиями, регулировать их в пространственных и временных параметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности:

1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.

Например: в легкой атлетике прыжок в высоту состоит  из разбега, отталкивания, полета и  приземления. Двигательный навык, выполняющий  основную задачу (перепрыгнуть через  планку), состоит в целостном действии (прыжок в высоту). Здесь разбег, отталкивание, полет и приземление ~ средства осуществления  этой задачи.

2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений — координированность по пространственным, временным и силовым компонентам. Устойчивость навыка - низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка -разнообразие способов выполнять действия, которые целесообразно применить в зависимости от изменения условий.

3. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.

4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными.

Процесс образования  навыков и использование их в  деятельности — сознательный процесс.

В зависимости  от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей  деятельности.

Стадии  формирования двигательных навыков

Процесс формирования двигательных навыков в спорте состоит  из трех стадий.

1. Ознакомление  с общей структурой упражнения.

Создание на этой основе необходимых понятий  и представлений : о технике выполнения двигательного действия. На этой стадии спортсмен отчетливо понимает цель действия, но имеет смутное понимание о способе ее достижения, поэтому, выполняя задание, делает достаточно грубые ошибки, много лишних движений, у него отсутствует двигательный навык. Зрительный контроль тренера над выполнением упражнения необходим.

2. Овладение  приемами формирования навыка. На  этой стадии важны поиск и  закрепление наиболее эффективных  движений, необходимых для правильного  выполнения упражнения. В результате  двигательные представления становятся  более полными и точными, мышечно-двигательные  ощущения и восприятия более  четкими и осознанными. Зрительный  контроль за выполнением упражнения перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вестибулярным компонентам контроля.

Спортсмен постепенно освобождается от ряда ошибок, так  что лишних движений становится меньше. Усваивается ряд элементов, формирующих  автоматические двигательные действия. Вызывается положительная психическая  реакция на навык.

3. Закрепление  и совершенствование навыка. Представление  об упражнении на этом этапе  становится ясным и отчетливым. Двигательное действие выполняется  быстро, точно и экономно. Необходимость  зрительного контроля исчезает. Контроль осуществляется в основном  при помощи мышечно-двигательных  ощущений. Эта стадия не имеет  завершения. Она продолжается до  тех пор, пока спортсмен тренируется  и выступает на соревнованиях.

Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие  закономерности:

1) образование  двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный  характер (другими словами, формирование  навыка всегда имеет тенденцию  к росту);

2) рост результатов  в процессе формирования навыка  неравномерен: в начале усвоения  спортивного навыка результаты  растут быстро, а затем постепенно  их рост замедляется;

3) результаты  растут скачкообразно — со взлетами и спадами;

4) на стадии  совершенствования навыка возникает  стойкая стабилизация результатов,  хотя на отдельных этапах его  формирования возникает задержка  в росте результатов. Это объясняется  тем, что применяемые приемы  совершенствования уже не обеспечивают  дальнейшего развития техники.  В этих случаях необходимо  вносить рациональные изменения  в методику тренировки.

Двигательные  ощущения - основа саморегуляции моторных действий

Как отмечалось ранее, основу регуляции движений составляют двигательные, зрительные и слуховые ощущения, которые порождают полимодальные  восприятия.

Двигательные  ощущения доставляют в мозг информацию о ходе выполнения действий, о возникающих  рассогласованиях или о несоответствии движений условиям деятельности. Так  в процесс переработки включаются представления и механизмы мышления. Определенное значение имеет и память. На основе проводимой психической деятельности в действия, если нужно, вносятся коррективы.                                                                                                                                           Без специальной тренировки двигательные ощущения имеют значительные отклонения от необходимой точности. Для развития точных двигательных ощущений (мышечного чувства) требуется многократное повторение движений. В процессе тренировки развивается координированность действий и параллельно с этим формируются двигательные ощущения (чувство амплитуды, длительности и интенсивности), оптимальные для точного выполнения движений.                                                                                                                                                            В каждом виде спорта отчетливость двигательных ощущений развивается в определенном направлении. Специализация зависит от своеобразия координационных характеристик движений в технике физических упражнений, от особенностей задействованных мышечно-двигательных систем, выполняющих ведущую роль в двигательной деятельности.                                  Экспериментально показано, что высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в высокой спортивной форме, способны выполнять движения с точностью амплитуды до 0,3 с, по длительности — до 0,1 с, по интенсивности усилий — до 500 г, причем главную роль в воспроизведении движений играет мышечное чувство.

Следовательно, для успешного формирования у  спортсменов так необходимых  им двигательных ощущений, особенно в  период овладения техникой спортивных упражнений, тренеру важно направлять мысли воспитанников на анализ возникающих  ощущений как при правильном, так и при ошибочном выполнении движений.

Специализированные  восприятия в спорте

Специализированные  восприятия возникают в конкретных условиях спортивной деятельности, которая  вызывает у спортсмена возникновение  и развитие глубоко специфических  ощущений, связанных со специализацией. Специфика таких восприятий, главным  образом, определяется особенностями  вида спорта, в котором специализируется спортсмен. В спортивной практике эти  специализированные восприятия называют «чувствами».                                                                                      В психологии спорта выделяют общие признаки, характерные для всех специализированных восприятий. К ним относятся следующие:

1) специализация  различительной функции одного  или совокупности анализаторов;

2) обусловленность  восприятия особенностями среды,  в которой действует спортсмен,  или особенностями предметов,  с которыми (на которых) выполняются  двигательные действия;

3) обусловленность  пространственным расположением  противников и партнеров;

4) лабильность  (неустойчивость), требующая постоянного  упражнения;

5) высокий уровень  развития чувства, появляющийся  в результате высокого уровня  тренированности.

Специализированные  восприятия многочисленны и недостаточно изучены, поэтому ограничимся упоминанием  лишь части специализированных «чувств», встречающихся в спортивной практике.

«Чувство воды». Сложное и тонкое восприятие сопротивления  воды. Свойственно пловцам, которые  называют его еще и как «чувство опоры».

Основой этого  чувства служит взаимосвязь функции  двух анализаторов: двигательного (ощущение направления, амплитуды, усилий при  выполнении гребков) и кожного (ощущение температуры, давления и прикосновения  воды).

«Чувство мяча». Возникает и совершенствуется у  представителей всех спортивных игр  с мячом. В каждом отдельном виде спорта имеет свою специфику.

«Чувство планки». Оно свойственно прыгунам в высоту с разбега и с шестом. Основано на деятельности двигательного и  зрительного анализаторов, на ощущениях  положения и движения тела в воздухе, зрительном восприятии стоек, планки (это  очень важно) за мгновение до перелета через нее. Чувство планки дает спортсмену возможность предугадать движения, которые понадобятся ему уже  в перелете и при приземлении.

Тактическое мышление спортсмена

Тактическое мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий.

Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей (см. табл.).

Таблица. Особенности тактического мышления спортсмена. Характеристика

1 Наглядно-образный характер мышления    При решении тактических задач мышление спортсмена основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы

2 Действенный характер мышления Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Нередко спортсмен находит правильное решение не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия

3  Ситуационный характер мышления Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно

4 Быстрота мышления Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий

5 Гибкость мышления  Спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение

6 Целеустремленность мышления Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли

7 Самостоятельность мышления Спортсмен должен уметь решать тактические задачи самостоятельно: принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию

8 Глубина мышления Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях

9 Широта мышления Заключается в умении постоянно держать под контролем большое число связей и отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так и других источников

Информация о работе Реакция в спорте