Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:29, реферат
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы ("Известия", 04.02.1993).
1. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности на современном этапе……………………………………………………………...3
1.1 Социализация спортсмена…………………………………………………6
1.2 Социальная ответственность спортсмена………………………………….12
2. Значение и роль физической культуры для человека…………………........16
Список использованных источников……………………………………….......21
Косвенным признанием того, что социализация
продолжается в пожилом возрасте,
является концепция Э. Эриксона о
наличии восьми возрастов человека
(младенчество, раннее детство, игровой
возраст, школьный возраст, подростковый
возраст и юность, молодость, средний
возраст, зрелость). Лишь последний
из возрастов - зрелость (период после
65 лет) может быть, по мнению Эриксона,
обозначен девизом "мудрость",
что соответствует
Хотя вопрос не получил однозначного
решения, в практике существуют различные
формы использования активности
лиц пожилого возраста. Это также
говорит в пользу того, что проблема
по крайней мере имеет право на
обсуждение. Выдвинутая в последние
годы в педагогике идея непрерывного
образования, включающая в себя образование
взрослых, косвенным образом смыкается
с дискуссией о том, целесообразно
или нет включение
Классификацию стадий социализации спортсмена
путем включения его в
1. Включение субъекта в
2. Занятия детско-юношеским
3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен
период начала спортивной деятельности.
В это время формируются
Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером.
Третью стадию социализации символизирует
расцвет спортивной карьеры. Спортсмен
подчиняет образ жизни
Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.
Общество должно гарантировать спортсмену возможности эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.
1.2 Социальная ответственность спортсмена
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:
- массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");
- спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
- профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.
Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим - необходимые условия для формирования личности спортсмена.
Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он становится героем, кумиром молодежи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым "тиражирует" девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.
Другая сторона социальной ответственности
спортсмена связана с противоречиями,
которые обуславливаются
Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой - заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.
Вот почему социальная ответственность
в спорте должна не только формироваться
с помощью эффективного воспитательного
процесса, но и регламентироваться
нормативно-правовыми
2. Значение и роль
физической культуры для
Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят как правило под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящий за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.
К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.
Кроме того,
есть еще один положительный аспект
: спорт помогает встретится с интересными
людьми, налаживать дружеские взаимоотношения,
испытывать радость общения и
чувствовать себя раскованным и
обновленным. Вместе с этим приходит
и необходимость
Хотелось бы еще упомянуть, что физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.
Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить ( естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень ). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. А если в 20 он этого вообще не делал. Здесь можно употребить достаточно избитую фразу : Лучше поздно, чем никогда. Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому обще принятые упражнения и нагрузки ( они даются на среднего здорового человека ) будут не приемлемы.
Занятия
физической культурой - это прежде всего
профилактика различных заболеваний
и в первую очередь гипертонии
и ишемической болезни сердца.
Эти болезни требуют
Для того,
чтобы добиться профилактического
эффекта, необходимо заниматься физической
культурой не менее 2-х раз в
неделю по 30 минут с высокой
В процессе
занятия физическими
Об этом де свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.
2. Требования,
предъявляемые работодателями
Оценив общее значение физической культуры в жизни человека, определив основные причины, почему нужно заниматься физической культурой перейдем теперь к объяснению причин, по которым некоторые работодатели предъявляют своим работникам: специалистам и бакалаврам экономики требования относительно их физического состояния и здоровья, что и объяснит значение физической культуры именно в профессиональной деятельности бакалавров и специалистов экономики.
Во-первых, надо определить какие все таки требования, предъявляют работодатели к работникам при приеме на работу. Конечно они ждут проявления высоких профессиональных качеств. Но помимо этого, разве нужен работодателям физически слабый работник, со слабым здоровьем, часто страдающий различными заболеваниями, плохо переносящий различные нагрузки, которыми так полна сегодняшняя жизнь. Конечно работодателю нужен здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую физическую форму.
Какими
же причинами обусловлены такие
требования к физической форме работником
со стороны работодателей? Набирающий
скорость движения научно-технический
прогресс приводит, безусловно, к облегчению
человеческого труда, однако разве
не вносит он новые трудности в
нашу жизнь? Разве не создает новые
формы и виды труда, хотя и более
автоматизарованного и
Информация о работе Роль физической культуры и спорта в формировании личности