Роль физической культуры и спорта в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:29, реферат

Описание

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы ("Известия", 04.02.1993).

Содержание

1. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности на современном этапе……………………………………………………………...3
1.1 Социализация спортсмена…………………………………………………6
1.2 Социальная ответственность спортсмена………………………………….12
2. Значение и роль физической культуры для человека…………………........16
Список использованных источников……………………………………….......21

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физре.docx

— 36.01 Кб (Скачать документ)

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о  наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой  возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний  возраст, зрелость). Лишь последний  из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные  формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также  говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние  годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование  взрослых, косвенным образом смыкается  с дискуссией о том, целесообразно  или нет включение послетрудовой  стадии в периодизацию процесса социализации.

Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с  этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:

1. Включение субъекта в спортивную  деятельность.

2. Занятия детско-юношеским спортом.

3. Переход из любительского в  профессиональный спорт.

4. Завершение спортивной карьеры  и переход к другой карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного  отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного  спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи  создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети  прекращают занятия спортом еще  в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь  в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы  поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается  со второй стадией социализации спортсмена.

Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют  новый социальный опыт, создают новые  ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые  складываются между спортсменом  и тренером.

Третью стадию социализации символизирует  расцвет спортивной карьеры. Спортсмен  подчиняет образ жизни интересам  спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную  спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных  жизненных периодов. Решение закончить  спортивную карьеру часто связывается  с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные  команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический  кризис. Важную роль в преодолении  негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного  клуба, тренеры, близкое окружение.

Общество должно гарантировать  спортсмену возможности эффективной  социальной интеграции. Для решения  этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.

 

1.2 Социальная ответственность  спортсмена

 

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение  необычайно широкого круга задач, начиная  с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

- массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

- спорт высших достижений (олимпийский  спорт, большой спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь  со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые  содержатся в той или иной разновидности  спорта.

Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное  время, разнообразить досуговую  деятельность. В то же время, занимаясь  массовым спортом, важно помнить  о социальной ответственности, рационально  совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для  совмещения обучения в образовательной  школе и спортивной подготовки. Тренеры  должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать  у них чувство социальной ответственности  за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен  формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение  музеев и театров, помощь родителям  и младшим - необходимые условия  для формирования личности спортсмена.

Высокая социальная ответственность  ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды  страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах  страны приносят спортсмену заслуженные  славу, известность, почет. Он становится героем, кумиром молодежи. Образ  жизни спортсмена становится моделью  социального поведения. В этой связи  необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым "тиражирует" девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона социальной ответственности  спортсмена связана с противоречиями, которые обуславливаются личными  и общественными интересами в  сфере спорта. Спортсмен всегда стоит  перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время  сохранить спортивную форму для  успешного выступления за сборную  страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать  даже на Олимпийских играх (как это  было в Атланте с Евгением Кафельниковым).

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного  клуба. Переход из одной команды  в другую, отъезд в заграничный  спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности  за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному  клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой - заграничный  клуб предоставляет спортсмену новые  возможности для спортивной карьеры.

Вот почему социальная ответственность  в спорте должна не только формироваться  с помощью эффективного воспитательного  процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Например, необходимо законодатель но признать, что выступления за сборные  команды поощряются денежными выплатами. Спортсменам, которые приносят славу  белорусскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно  найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.

 

2. Значение и роль  физической культуры для человека

 

Значение  физической культуры и спорта для  здоровья, развития и общего состояния  человека трудно преувеличить. С малых  лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают  детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом  проходят как правило под наблюдением  опытных тренеров и специалистов, следящий за правильным и гармоничным  развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в  основном выполняют учителя физической культуры в школе.

К 16-ти годам  самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой  характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание  индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

Кроме того, есть еще один положительный аспект : спорт помогает встретится с интересными  людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и  чувствовать себя раскованным и  обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной  оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим , реально  рассчитывать свои силы.

Хотелось  бы еще упомянуть, что физические нагрузки, активное движение очень  благотворно сказываются на успехах  в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих  и служащих, и даже пенсионерам.

Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии  и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень  трудно в дальнейшем себя этого лишить ( естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень ). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. А если в 20 он этого вообще не делал. Здесь можно употребить достаточно избитую фразу : Лучше поздно, чем никогда. Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому обще принятые упражнения и нагрузки ( они даются на среднего здорового человека ) будут не приемлемы.

Занятия физической культурой - это прежде всего  профилактика различных заболеваний  и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного  лечения. Но, увы, оно не всегда ведет  к выздоровлению. Значительно большой  эффект дает их профилактика.

Для того, чтобы добиться профилактического  эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в  неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного  возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут  участвовать не менее 23 мышц всего  тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата ( позвоночника, суставов ) следует делать гимнастические упражнения , которые выполняются  с участием всех суставов да еще  с большей амплитудой.

В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность.

Об этом де свидетельствует возрастающая способность  человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С  нарастанием работоспособности  в состоянии мышечного покоя  уменьшается частота сердечных  сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

2. Требования, предъявляемые работодателями к  работникам: бакалаврам и специалистам  экономики по поводу их физического  состояния. 

Оценив  общее значение физической культуры в жизни человека, определив основные причины, почему нужно заниматься физической культурой перейдем теперь к объяснению причин, по которым некоторые работодатели предъявляют своим работникам: специалистам и бакалаврам экономики требования относительно их физического состояния  и здоровья, что и объяснит значение физической культуры именно в профессиональной деятельности бакалавров и специалистов экономики.

Во-первых, надо определить какие все таки требования, предъявляют работодатели к работникам при приеме на работу. Конечно они  ждут проявления высоких профессиональных качеств. Но помимо этого, разве нужен  работодателям физически слабый работник, со слабым здоровьем, часто  страдающий различными заболеваниями, плохо переносящий различные  нагрузки, которыми так полна сегодняшняя  жизнь. Конечно работодателю нужен  здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую  физическую форму.

Какими  же причинами обусловлены такие  требования к физической форме работником со стороны работодателей? Набирающий скорость движения научно-технический  прогресс приводит, безусловно, к облегчению человеческого труда, однако разве  не вносит он новые трудности в  нашу жизнь? Разве не создает новые  формы и виды труда, хотя и более  автоматизарованного и механизированного, но тем не менее требующего физических затрат от человека. Для выполнения даже самой легкой работы в смысле физической силы, человеку требуется  потратить определенное количество энергии. Для кого-то это не проблема, энергию он получает благодаря занятиям физической культурой и спортом, быстро восстанавливает потерянную силу и быстро и легко выполняет  работу и поставленные перед ним  задачи.

Информация о работе Роль физической культуры и спорта в формировании личности