Роль физической культуры в современной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:28, реферат

Описание

Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Воспитание - это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.

Содержание

Введение
1. Значение физической культуры в современном обществе
2. Физическая культура и двигательная активность как необходимый компонент развития личности
2.1 Роль физической культуры в воспитании
2.2 Двигательная активность и обучение двигательным навыкам школьников
2.3 Влияние двигательных умений и физической культуры на интеллектуальную деятельность
3. Организация и руководство физическим воспитанием
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Современный человек живет в окружении  таких предметов, ни один из которых  не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той  или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Учение  выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида (Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Просвещение, 1988.).

Одно  из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения  в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.).

Правильное  распределение умственной и физической нагрузки в течение дня достигается  чередованием разной по характеру деятельности, участием детей в различных по способу организации формах деятельности - индивидуальных, групповых и фронтальных.

Одним из путей снижения утомляемости детей, охраны их нервной системы может  быть чередование разных форм их самостоятельной  деятельности.

Формирование  личности ребенка - это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - с. 286.).

Развитие  характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности  ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка  таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных студиях.

Большое влияние на интеллектуальную активность имеют именно эти смены умственной и двигательной активности. При таком  режиме работы снижается утомляемость и повышается работоспособность. Достижению этих целей способствует несколько факторов:

1. Глубокое  знание педагогом физических  и психических особенностей данного  возраста и организация обучения  с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.

2. Высокий  уровень развития личностных  и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать  благоприятный психологический  климат на занятиях; способность  быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.

3. Знание  законов гармоничного развития  личности, согласно которым:

Ш духовное развитие невозможно без развития телесного,

Ш развивая двигательно-координационные способности  ребенка, развивается его сознание,

Ш освоение техники движения позволяет расширить  границы сознания, снять страх  перед коммуникацией, увеличить  доверие к себе и окружающим.

4. Грамотное  соотношение продуктивной и репродуктивной  деятельности в процессе обучения  школьников.

5. Важность  индивидуального подхода.

6. Активная  позиция обучаемого является  необходимым условием развития  личностных и креативных способностей.

7. Использование  в процессе обучения разнообразных  техник, методов и приемов способствует  гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения - словесных, наглядных, практических - распространенных в традиционных школах, необходимо использовать продуктивные методы - поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.

8. Использование  разнообразных форм работы детей  на занятии, чередование таких  форм деятельности, как:

Ш самостоятельная  работа и специально организованная;

Ш коллективная и индивидуальная деятельность.

Индивидуальные и малогрупповые формы самостоятельной деятельности наименее утомительны, так как здесь школьники могут действовать свободнее, без тесной связи с другими детьми, в соответствии со своей подготовленностью, в удобном для себя темпе. Коллективная групповая деятельность детей по выполнению заданий педагога связана с большим напряжением физических и психологических сил, чем самостоятельная.

Состоявшаяся  личность - это результат и природной  одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как личности. 
 
 
 
 

3. Организация и  руководство физическим  воспитанием

Полноценное физическое развитие школьника - это, прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

Успешное  решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании  средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Целью физического воспитания в школах является содействие подготовке гармонично развитых личностей.

В процессе обучения в школе по курсу физического  воспитания предусматривается решение следующих задач:

Ш воспитание у школьников высоких моральных, волевых и физических качеств;

Ш сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности;

Ш всесторонняя физическая подготовка школьников;

Ш профессионально - прикладная физическая подготовка школьников с учетом их особенностей;

Ш совершенствования  спортивного мастерства;

Ш воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом (Теория и методики физического воспитания. / Под редакцией Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.).

Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности школьников, их спортивной квалификации, а также с учетом.

В среднем  образовательном учреждении общее  руководство физическим воспитанием, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены  на директора.

Непосредственная  ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию школьников в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на преподавателей.

Учебный процесс по физическому воспитанию в данном учебном отделении преимущественно направлен на:

Ш укрепление здоровья,

Ш закаливание  организма,

Ш повышение  уровня физической работоспособности;

Ш возможное  устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

Ш ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний.

Правильно организованные занятия физической культурой позволяют детям применять  знания, полученные на них в других видах деятельности.

Физическое  воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания школьников.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха.

Массовые  оздоровительные, физкультурные и  спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой  и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учеников. 
 

Заключение

1. Физическая  культура - составная часть общей  культуры. Она не только укрепляет  здоровье, но и избавляет от  некоторых врожденных и приобретенных  недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Однако  чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный врачебный  контроль и самоконтроль. Чрезмерное увлечение спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и тренера могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут вред.

Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

2. При  выполнении физических упражнений  организм человека реагирует  на заданную нагрузку ответными  реакциями. Активизируется деятельность  всех органов и систем, в результате  чего расходуются энергетические  ресурсы, повышается подвижность  нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Физическое  воспитание, особенно в детском и  юношеском возрасте - дело государственной  важности, и государство должно уделять  ему большое внимание.

Информация о работе Роль физической культуры в современной жизни