Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:09, реферат
В этом реферате рассмотрены основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов, до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время и перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается "бьющей’, другая – "водящей". После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится "дом", и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его "осалят" мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Городки (рюхи, чушки). История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси.
Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – "городков") за черту игрового поля – "города".
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к "общему знаменателю" городки привели уже после Революции, в 1923 г.
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В
советское время игра была чрезвычайно
популярна и редкий стадион или
завод не имел своей городошной площадки.
Сейчас популярность городков несколько
снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге
прошел первый чемпионат мира по этому
виду спорта.
1.5. Царские забавы
Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе "зверей травили псами", а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.
Недаром псовую охоту причисляли к "царским забавам" – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.
Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей. В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.
Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.
Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов - и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.
Соколиная охота. Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.
С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц).
Как
и псовая, соколиная охота была
привилегией знати, так как содержание
птицы и уход за ней было делом
весьма дорогостоящим. Соколиную охоту
ценили, прежде всего, за красоту и
аристократизм – знатоки
В
настоящее время энтузиасты объединяются
в клубы любителей соколиной
охоты с целью возродить эту
древнюю забаву.
Заключение
Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.
Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкость, меткость, развитие способности разума анализировать множество данных. Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.
Данные
свидетельствуют о том, что процессы
взаимного культурного влияния
и культурного общения
Список источников литературы
1. Борьба - Сайт о национальных видов борьбы народов бывшего СССР - http://ussrwrestling.narod.ru/
2. Грачев . Физическая культура. Уч. Курс.Издательство Ростов-на/Дону:МарТ, 2007 г.
3.
Кун Л. Всемирная история физической культуры
и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова.-М.:
4.
Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники
славян - http://slavyans.narod.ru/
5.
Словарь - Словарь устаревших и диалектных
слов - http://www.telegraph.ru/misc/
6.
Физическая культура (курс лекций): Учебное
пособие/Под ред.Волковой Л.М., Половникова
П.В.:СПбГТУ,СПб,1998.-153 с.