Самоконтроль на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:06, реферат

Описание

Для повышения эффективности процесса физического воспитания большое значение имеет самоконтроль занимающихся. Способность к самоконтролю не проявляется сама собой, ее нужно формировать. В этой связи весьма актуальны методические разработки, связанные с данным вопросом. Нами предпринята попытка на основе имеющихся рекомендаций конкретизировать методику контроля, а затем самоконтроля в процессе физического воспитания школьников.

Работа состоит из  1 файл

Самоконтроль на уроках физической культуры.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

Первый этап — подготовительный.

Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, .школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в общем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и возможностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.
После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании «учебного кабинета» в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения.

Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школьники гордятся участием в таком серьезном деле и берегут плоды труда своих рук.
Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы в московской школе № 446.

Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 человек любителей и знатоков природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем,прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов,смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего бригада вычертила план-схему маршрута.

Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защищался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем рассказе.
Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.

Вторая бригада — организаторы внутришкольной работы. Эта бригада проводила конкурсы на лучший призыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы,составленным первой бригадой. Условия конкурсов, разработанные учащимися,публиковались в школьной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники конкурсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы,в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товарищей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.

Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки,информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами.
Работа проходилась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.

Четвертая бригада — художники-оформители. Получая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты карандашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, орнамент.

Так работа по оформлению тропы приобрела массовый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к деловому общению и взаимопомощи, приобретали умение распределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «действующие лица»экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсоводами становятся члены первой бригады, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.
Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам,анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике,которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.
В это время учителя организовали встречи школьников с учеными,специалистами в области охраны окружающей среды.
В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.
Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.
К этому времени бригада изготовителей под руководством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и устанавливала дорожные знаки.

Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась работой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята давали друг другу советы, создавали проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.

Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом,актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде,о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми особенно остро. Посетители тропы задумываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.

Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе
№ 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школьного коллектива. На торжественный митинг приходят родители, учителя, представители Общества охраны природы.

За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и методистами,учеными и специалистами, руководителями отделений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией разного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.
Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.
Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края.

Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы,унося в жизнь то, что приобрели на учебной тропе. Школе они оставляют хорошую память о себе, традиции и смену.

Знаменательным событием в жизни школьников средних классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного общества «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обучают младших, консультируют их,готовят к роли экскурсоводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжаются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.

Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреационной зоны, где проложен экологический маршрут,
—' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и воспитывает своих защитников, хранителей ее ценностей.

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе,постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли,чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов,тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Литература.
1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)-

М. : Знание, 1986.
2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы въездного туризма и пути их решения

2.1 Современное состояние туристского рынка России

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

· распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

· создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

· модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах). Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Информация о работе Самоконтроль на уроках физической культуры