Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:13, реферат
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Введение
Человек как личность формируется
в процессе общественной жизни: в учебе,
труде, в общении с людьми. Физическая
культура и спорт вносят свой вклад в формирование
всесторонне развитой личности.
Нравственное
воспитание. На учебных занятиях, тренировках,
а особенно во время спортивных соревнований
учащиеся переносят большие физические
и моральные нагрузки: быстро меняющаяся
обстановка, сопротивление соперника,
зависимость результата спортивных соревнований
от усилий каждого члена команды, умение
подчинить свои интересы интересам коллектива,
уважительное отношение к сопернику содействуют
формированию у них таких черт характера,
как сила воли, смелость, самообладание,
решительность, уверенность в своих силах,
выдержка, дисциплинированность.
Умственное
воспитание. На занятиях физической
культурой и спортом учащиеся приобретают
знания о рациональных способах выполнения
двигательных действий, об использовании
приобретенных навыков в жизни, усваивают
правила закаливания организма, обязательные
требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание,
восприятие, повышается уровень устойчивости
умственной работоспособности.
Исследования показывают, что занятия
физическими упражнениями способствуют
совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной
чувствительности, зрительного и слухового
восприятия, развитию памяти, особенно
зрительно-двигательной.
Трудовое
воспитание. Сущность трудового воспитания
заключается в систематическом и планомерном
развитии качеств и свойств личности,
определяющих подготовку человека к жизни,
к общественно полезному труду. Трудолюбие
также воспитывается непосредственно
в процессе занятий физическими упражнениями
и спортом, когда занимающиеся для достижения
максимального результата, преодолевая
усталость, многократно выполняют физические
упражнения.
Эстетическое
воспитание. В физической культуре
и спорте заключены огромные возможности
для эстетического воспитания человека,
развития способности воспринимать, чувствовать
и правильно понимать прекрасное в поступках,
в красоте совершенных форм человеческого
тела, в доведенных до степени искусства
движениях гимнаста, акробата, прыгуна
в воду, фигуриста. Выполнение упражнений
под музыку в художественной гимнастике,
фигурном катании способствует развитию
музыкальной культуры. Занятия туризмом,
альпинизмом, парусным и другими видами
спорта позволяют понимать и чувствовать
прекрасное в природе.
Связь занятий физическими упражнениями
с эстетическим воспитанием имеет двойственный
характер, так как позволяет не только
формировать внешне прекрасный образ,
но и одновременно влиять на воспитание
морально-волевых качеств, этических норм
и поведения в обществе.
1. Самоконтроль
в процессе физического воспитания и при
занятиях спортом
Врачебный контроль и врачебно-педагогические
наблюдения дадут лучший результат, если
они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль - существенное дополнение
врачебного контроля. Он проводится самими
занимающимися. Для этого каждый из них
обязан вести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно
установить наличие тех или иных отклонений
в состоянии здоровья занимающихся, принять
необходимые меры по их устранению. В то
же время самоконтроль позволяет врачу
вести регулярный текущий контроль, а
тренеру вносить те или иные изменения
в тренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в
том, что занимающиеся, осуществляя повседневные
самонаблюдения, могут наглядно ощутить
благотворное действие занятий физическими
упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся
необходимо приучить с самого начала занятий
в группе. При этом подробно освещаются
цели и задачи самоконтроля, раскрывается
значение отдельных показателей объективных
и субъективных данных.
1.1. Объективные
показатели
Рост - важный показатель физического
развития. Но он должен рассматриваться
в сочетании с массой тела, окружностью
грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение
роста имеет большое значение
для вычисления показателей, характеризующих
правильность, пропорциональность телосложения
и состояние физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик
физического состояния человека и является
показателем развития его организма. Масса
тела человека в норме определяется путем
вычитания из показателей роста (в см)
условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая
грудная клетка - показатель хорошего
физического развития и известная гарантия
крепкого здоровья. Окружность грудной
клетки исследуется в состоянии покоя
(в паузе), при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется
экскурсией грудной клетки. Последняя
зависит от развития дыхательных мышц
и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется
динамометром. Мышечная сила рук зависит
от роста, массы тела, окружности грудной
клетки и других показателей. В среднем
относительная сила мышц рук для мужчин
-- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая
мышечная сила - это сила мышц-разгибателей
спины. Она зависит от пола, возраста, массы
тела, рода занятий занимающихся. У мужчин
становая мышечная сила значительно выше,
чем у женщин. С возрастом она начинает
падать.
Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который
можно выдохнуть из легких, характеризующий
главным образом силу дыхательных мышц,
а также эластичность легочной ткани.
Пульс. Уровень тренированности человека
и его работоспособность во многом зависят
от функциональной способности сердечнососудистой
системы.
Каждому человеку присуща своя частота
пульса. В состоянии покоя у здорового
нетренированного мужчины она обычно
составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на
5-10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения
тела, уровня физических нагрузок и др.
Во время занятий физическими упражнениями
пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе
потоотделение способствует установлению
кислотно-щелочного равновесия, регулирует
температуру тела и является основным
показателем нормального водно-солевого
обмена.
Потоотделение зависит не только от нагрузки
и температуры воздуха, но и от состояния
нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки
потоотделение уменьшается, а масса тела
почтя не изменяется.
1. 2. Субъективные данные
Настроение играет большую роль в жизни
человека. Большей эффективности тренировочного
процесса способствует хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура, в свою
очередь, улучшают настроение, вызывают
чувства бодрости, радости, уверенности
в своих силах.
Когда человек находится в хорошей спортивной
форме, он совершенно по-иному воспринимает
окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных
занятий физическими упражнениями и спортом
перестраивается весь организм. Так, работа
сердца, легких и других внутренних органов
сопровождается возникновением нервных
импульсов. В обычных условиях эти импульсы
не доходят до коры головного мозга и не
вызывают соответствующих реакций, переходящих
в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно
не чувствуют своего сердца, легких, печени
и т. п.
Самочувствие - это своеобразный барометр
влияния физических упражнений на организм
занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются
плохим самочувствием. Если оно сохраняется
длительное время, необходимо немедленно
обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности
непосредственно связаны с состоянием
нервной системы человека. Это сложный
физиологический процесс, начинающийся
в высших отделах нервной системы и влияющий
на другие системы и органы человеческого
организма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность
его заключается в своеобразной задержке
деятельности нервных клеток коры головного
мозга процессом торможения. Глубина и
продолжительность сна зависят от многих
причин.
Сон должен быть достаточным и регулярным,
но не менее 7 ч, а при больших по объему
физических нагрузках – 8 -9 ч. Полезно
перед сном совершить прогулку на свежем
воздухе. При этом пищу нужно принимать
последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до
сна, в ужин не должны входить крепкий
чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен
веществ происходит более активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается,
так как расходуются запасы организма:
«тает» накопленный жир и теряется вода,
но одновременно с этим развивается аппетит.
Общеизвестно, что аппетит неустойчив,
легко нарушается при недомоганиях, болезни,
но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного
режима, повышенной нагрузке, перенапряжении
аппетит теряется. Это позволяет судить
о правильности или неправильности методики
занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается
как хороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение - это ощущение частых и сильных
ударов сердца, связанное с плохим самочувствием.
При этом пульс учащается или замедляется,
т. е. бывает неритмичным.
Время возникновения сердцебиения, его
характер, продолжительность, степень
связи с тренировочными занятиями следует
отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при
различных заболеваниях. Кроме того, головные
боли и головокружения могут быть вызваны
утомлением, чрезмерной физической нагрузкой
и т. п.
Иногда головные боли и головокружения
появляются при занятиях физическими
упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль,
который поможет выяснить, после каких
упражнений и когда они появляются, определить
их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с
деятельностью легких. Поэтому ослабление
сердечной мышцы влечет за собой нарушение
кровообращения в легких, снижает их вентиляцию,
т. е. обмен между легочным и наружным воздухом.
В результате этого в крови образуется
недостаток кислорода и избыток углекислоты,
которая раздражает дыхательный центр,
вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается
чувством стеснения в груди, затрудненностью
вдоха. Всякая энергичная работа, занятия
физическими упражнениями вызывают учащенное
дыхание, т. е. одышку. После больших физических
напряжений одышка считается явлением
нормальным. При этом число дыханий может
удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания
тренированности одышка исчезает и дыхание
быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном
периоде занятия или у лиц, только что
приступивших к занятиям физической культурой,
появляются боли в мышцах. Как правило,
эти боли продолжаются в течение двух-трех
недель и являются свидетельством активной
перестройки организма.
У занимающихся физической культурой
круглогодично эти боли не отмечаются,
а после больших физических нагрузок их
мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность.
Массаж, применение различных лекарственных
средств помогают быстрее снять боли в
мышцах.
Наблюдение за спортивными результатами
- важнейший пункт самоконтроля, позволяющий
оценить правильность применения средств
и методов занятий, тренировочных нагрузок.
2. Врачебный контроль
Врачебный контроль- это комплексное медицинское
обследование физического развития и
функциональной подготовленности занимающихся
физической культурой и спортом.
Он направлен на изучение состояния здоровья
и влияния на организм регулярных физических
нагрузок. Основная форма врачебного контроля-
врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или
осмотра зависит от квалификации, а так
же от видов спорта. Студенты проходят
врачебный осмотр в начале учебного года,
спортсмены- 2 раза в год.
Врачебный
контроль в вузе проводится в следующих
формах:
регулярные медицинские обследования
и контроль занимающихся физическими
упражнениями и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения за
занимающимися во время занятий и соревнований;
санитарно-гигиенический контроль за
местами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительская работа, пропаганда
физической культуры и спорта, здорового
образа жизни;
профилактика спортивного травматизма
и заболеваний;
проведение комплексных и восстановительных
мероприятий.
Врачебное обследование подразделяется
на первичное, повторное, дополнительное.
Первичное - проводится, чтобы решить вопрос
о допуске к регулярным занятиям физическими
упражнениями и спортом.
Повторное - проводится, чтобы убедиться,
на сколько соответствуют объем и интенсивность
нагрузки состоянию здоровья, а так же
для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный
процесс.
Заключение.
Для каждого человека, да и для общества
в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура - неотъемлемая часть
жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятием
физическими упражнениями играет значительную
роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической
культуре должны закладываться в образовательных
учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и высшие
учебные заведения, где в основу преподавания
должны быть положены четкие методы, способы,
которые в совокупности выстраиваются
в хорошо организованную и налаженную
методику обучения и воспитания студентов.
Самоконтроль прививает студенту грамотное
и осмысленное отношение к своему здоровью
и к занятиям физическими упражнениями,
помогает лучше познать себя, приучает
следить за собственным здоровьем, стимулирует
выработку устойчивых навыков гигиены
и соблюдения санитарных норм и правил.
Самоконтроль помогает регулировать процесс
тренировки и предупреждать состояние
переутомления. Особое значение имеет
самоконтроль для студентов специальной
медицинской группы.
Список
используемых источников
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная
группа»,1997 г.
2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте»,
1998 г.
3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая
литература», 2001 г.
4. «Физическая культура студента. /Под
редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики,
2003г.
5. Теория и методика физического воспитания.
Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей
ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд.
2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура
и спорт», 1976.
6. Основы спортивной тренировки. Учебное
пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией
Л.П. Матвеева. М., «Физкультура и спорт»,
1977.
7. Лечебная физкультура и врачебный контроль:
Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л.
Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.
8. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов
физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура
и спорт, 1987.
9. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе,
Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.
Информация о работе Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом