Самостоятельность в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:17, реферат

Описание

Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность студента в современных условиях развития вуза. Она связана, во-первых, с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня.

Работа состоит из  1 файл

черновик.docx

— 19.90 Кб (Скачать документ)

     Самостоятельность в общепринятом значении – это  независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным  – объективная необходимость  и естественная потребность студента в современных условиях развития вуза. Она связана, во-первых, с общим  свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать  действия  не только элементарного, но и высшего уровня.

     Понятие «самостоятельная работа» учеными  Л.Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, Н. И.Пидкасистый рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.

     Определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента»[1].

     Самостоятельная работа рассматривается, с одной  стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

     Анализ  данных работ позволил нам рассматривать  учебную самостоятельность студентов  как одно из ведущих качеств личности студенческой молодежи, основой которой  являются навыки – сознательной самоорганизации, проявляющейся в самостоятельном  открытии знаний по определенной дисциплине и способствующей становлению профессиональности и общекультурной компетенции будущего специалиста.

     Мы  видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.

     Правильная  организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течении всей трудовой деятельности.

     Самостоятельная работа студента - вид внеаудиторной  работы, предусмотренный государственным  образовательным стандартом. В целом  объем самостоятельной работы студентов  за весь срок обучения примерно равен  объему аудиторной работы [4].

     Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе; участие в научно-практических конференциях; проектирование и выполнение творческих работ.

     Основным  видом деятельности учащихся является учение, а систематическое привлечение  их к активной самостоятельной работе способствует обогащению опыта самостоятельного познания и тем самым создает  предпосылки к возникновению  потребности и условия формирования навыков самообразования. А.К. Громцева, Р.С. Есаян, Г.Н. Сериков, Н.Б.Терских занимаясь вопросами самообразования, для того чтобы проследить динамику процесса формирования навыков и умений самообразования выделяют три уровня самообразования: низкий, средний или высокий [3].

     Самообразование первого уровня имеет случайное содержание и стихийную организацию. Знания по учебному предмету носят изолированный характер, отсутствуют межпредметные связи. Деятельность исходит из учебной и является по отношению к ней дополнительной. Уровень познавательных умений мал, умения работать самостоятельно имеют репродуктивный характер. При низком уровне организационных умений, учащиеся не могут сознательно определить цель, выбрать оптимальные средства и пути ее решения, а могут лишь выполнять указания учителя. Отсутствуют навыки самоконтроля. Поэтому задачи этого уровня сводятся к тому, чтобы вывести деятельность учащихся на продуктивный уровень. Виды самостоятельных работ, приемы, средства и формы выбираются таким таких образом, сочетание которых обеспечивает тенденцию к формированию личностно-целевых предпосылок, необходимых для самообразования на среднем уровне. На начальном этапе формирования навыков самообразования учебно- познавательная деятельность организуется таким образом, чтобы учащимся прививать стремление к получению новых знаний, к освоению социального опыта, формировать знания по изучаемым предметам, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения. Рациональное сочетание репродуктивных, вариативных и творческих самостоятельных видов работ, широкое применение различных средств и форм организации учебно-познавательной деятельности ведет к формированию навыков самообразования. Использование разных видов самостоятельных работ приводит к проявлению инициативы и творческой активности учащихся с ограниченными возможностями. Целесообразно наряду с обязательными заданиями давать рекомендательные, направленные на активацию познавательной деятельности. Использование различных форм организации самостоятельной работы стимулирует выработку навыков самообразования. Учащиеся получают возможность расширять и углублять знания, проявлять личные качества, умения, навыки в практической самостоятельной деятельности. Путем систематической реализации в практике учебно-познавательного процесса формирования навыков самообразования происходит психологическое развитие личности учащихся с ограниченными возможностями в направлении повышения уровня самообразования. На среднем уровне самообразование превращается в относительно самостоятельную деятельность ученика, которая имеет свои цели, задачи, содержание и организацию. Рост самосознания учащихся с ограниченными возможностями, осознание своих перспектив, желаний и возможностей, необходимость социальной реализации приводит к перестройке этой деятельности из стихийной в целенаправленную. Появляется понимание необходимости связывать самообразование с личными и социальными интересами, формируется потребность в самообразовании, которая приводит к устойчивой мотивации самостоятельному пополнению знаний и формированию умений.

     Меняется  содержание самообразования оно становится целенаправленным, связанным с жизненными планами и предстоящими перспективами. Знания по учебным предметам систематизированы, но межпредметные связи не всегда устанавливаются и осознаются. Их уровень достаточно высок, что обеспечивает процесс самостоятельного познания. Самообразование становится на данном уровне более самостоятельным по отношению к учебной деятельности, что обуславливается повышением уровня умений самостоятельной познавательной деятельности, а если уровень недостаточен, то подростки проявляют настойчивость и упорство в овладении ими. Учащиеся владеют как умениями работать с основными источниками информации, так и непосредственно с самой информацией. На втором уровне самоконтроль еще стихиен. Навык отбора средств для достижения цели и решения познавательных задач еще не сформировался, зачастую отсутствует рациональность, что ведет к затрате времени на малоэффективные источники информации. Остаются на удовлетворительном уровне организационно-управленческие умения, формирование которых в

     учебном процессе бывает затруднено. А усложняющееся самообразование требует сознательной его организации – постановки задачи, определение

     средств необходимых для ее решения, рациональных путей выполнения, - к чему учащиеся бывают еще не готовы. Потому, что, по мнению Н.Б. Терских, опыт рациональной организации самообразованием накапливается  лишь в процессе самостоятельной  деятельности [2, с.21].

     Анализируя  учебно-познавательный процесс направленный на формирование навыков самообразования на среднем этапе, указывает на необходимость повышения самостоятельности учащихся. Для успешного решения этой задачи целесообразно увеличение количества и сложность видов самостоятельной работы на уроке, что будет собой имитировать процесс самообразования. На этом этапе применяются приемы, средства и формы организации позволяющие формированию организационно- управленческих качеств личности, творчески и инициативно подойти к учебно-познавательной деятельности и самообразованию. Происходит формирование умений навыков самоконтроля, самодиагностики самоанализа. Высокий уровень самообразования отличается четкостью, реальность планов, устойчивостью интересов, осознанностью мотивов, глубоким пониманием учащимися необходимости руководствоваться личными и социально значимыми целями. На этом уровне возможно составление программы самообразования при подготовке к срезам, экзаменам, тестированию. Четкие, систематизированные знания по учебным предметам, которые выходят за рамки учебной программы, наличие умений формулировать задачи и планировать оптимальные пути их достижения, рациональное использование источников информации и управление процессом самостоятельного познания признак высокого уровня самообразования. Ученики с ограниченными возможностями в результате включения в осознанную, систематическую самостоятельную деятельность осваивает умение анализировать, контролировать и оценивать свое самообразование.

     Задачей высшего этапа самообразования  выступает развитие личности

     человека, готового рационально и эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки и путем самообразования  обеспечивать свое дальнейшее развитие и совершенствование. Важнейшей  задачей данного уровня выступает  формирование организационно-управленческих умений, что позволит рационально  планировать систему самообразования, организовывать его процесс и  осуществлять контроль результатов. Поэтому  на уроке используются реконструктивно-вариативные  и творческие виды самостоятельных  работ. Подготовка сообщений, докладов, рефератов дает учащимся возможность  использовать все многообразие организационно управленческих навыков. Поэтому мы считаем, что высокий уровень  самообразования характеризуется  целенаправленностью деятельности, рациональностью организации работы, владением высоким уровнем умений, обеспечивающих самостоятельное познание.


Информация о работе Самостоятельность в процессе физического воспитания