Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:17, реферат
Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность студента в современных условиях развития вуза. Она связана, во-первых, с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня.
Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность студента в современных условиях развития вуза. Она связана, во-первых, с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня.
Понятие «самостоятельная работа» учеными Л.Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, Н. И.Пидкасистый рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.
Определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента»[1].
Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Анализ
данных работ позволил нам рассматривать
учебную самостоятельность
Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.
Правильная
организация самостоятельных
Самостоятельная
работа студента - вид внеаудиторной
работы, предусмотренный
Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе; участие в научно-практических конференциях; проектирование и выполнение творческих работ.
Основным
видом деятельности учащихся является
учение, а систематическое привлечение
их к активной самостоятельной работе
способствует обогащению опыта самостоятельного
познания и тем самым создает
предпосылки к возникновению
потребности и условия
Самообразование первого уровня имеет случайное содержание и стихийную организацию. Знания по учебному предмету носят изолированный характер, отсутствуют межпредметные связи. Деятельность исходит из учебной и является по отношению к ней дополнительной. Уровень познавательных умений мал, умения работать самостоятельно имеют репродуктивный характер. При низком уровне организационных умений, учащиеся не могут сознательно определить цель, выбрать оптимальные средства и пути ее решения, а могут лишь выполнять указания учителя. Отсутствуют навыки самоконтроля. Поэтому задачи этого уровня сводятся к тому, чтобы вывести деятельность учащихся на продуктивный уровень. Виды самостоятельных работ, приемы, средства и формы выбираются таким таких образом, сочетание которых обеспечивает тенденцию к формированию личностно-целевых предпосылок, необходимых для самообразования на среднем уровне. На начальном этапе формирования навыков самообразования учебно- познавательная деятельность организуется таким образом, чтобы учащимся прививать стремление к получению новых знаний, к освоению социального опыта, формировать знания по изучаемым предметам, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения. Рациональное сочетание репродуктивных, вариативных и творческих самостоятельных видов работ, широкое применение различных средств и форм организации учебно-познавательной деятельности ведет к формированию навыков самообразования. Использование разных видов самостоятельных работ приводит к проявлению инициативы и творческой активности учащихся с ограниченными возможностями. Целесообразно наряду с обязательными заданиями давать рекомендательные, направленные на активацию познавательной деятельности. Использование различных форм организации самостоятельной работы стимулирует выработку навыков самообразования. Учащиеся получают возможность расширять и углублять знания, проявлять личные качества, умения, навыки в практической самостоятельной деятельности. Путем систематической реализации в практике учебно-познавательного процесса формирования навыков самообразования происходит психологическое развитие личности учащихся с ограниченными возможностями в направлении повышения уровня самообразования. На среднем уровне самообразование превращается в относительно самостоятельную деятельность ученика, которая имеет свои цели, задачи, содержание и организацию. Рост самосознания учащихся с ограниченными возможностями, осознание своих перспектив, желаний и возможностей, необходимость социальной реализации приводит к перестройке этой деятельности из стихийной в целенаправленную. Появляется понимание необходимости связывать самообразование с личными и социальными интересами, формируется потребность в самообразовании, которая приводит к устойчивой мотивации самостоятельному пополнению знаний и формированию умений.
Меняется содержание самообразования оно становится целенаправленным, связанным с жизненными планами и предстоящими перспективами. Знания по учебным предметам систематизированы, но межпредметные связи не всегда устанавливаются и осознаются. Их уровень достаточно высок, что обеспечивает процесс самостоятельного познания. Самообразование становится на данном уровне более самостоятельным по отношению к учебной деятельности, что обуславливается повышением уровня умений самостоятельной познавательной деятельности, а если уровень недостаточен, то подростки проявляют настойчивость и упорство в овладении ими. Учащиеся владеют как умениями работать с основными источниками информации, так и непосредственно с самой информацией. На втором уровне самоконтроль еще стихиен. Навык отбора средств для достижения цели и решения познавательных задач еще не сформировался, зачастую отсутствует рациональность, что ведет к затрате времени на малоэффективные источники информации. Остаются на удовлетворительном уровне организационно-управленческие умения, формирование которых в
учебном процессе бывает затруднено. А усложняющееся самообразование требует сознательной его организации – постановки задачи, определение
средств необходимых для ее решения, рациональных путей выполнения, - к чему учащиеся бывают еще не готовы. Потому, что, по мнению Н.Б. Терских, опыт рациональной организации самообразованием накапливается лишь в процессе самостоятельной деятельности [2, с.21].
Анализируя учебно-познавательный процесс направленный на формирование навыков самообразования на среднем этапе, указывает на необходимость повышения самостоятельности учащихся. Для успешного решения этой задачи целесообразно увеличение количества и сложность видов самостоятельной работы на уроке, что будет собой имитировать процесс самообразования. На этом этапе применяются приемы, средства и формы организации позволяющие формированию организационно- управленческих качеств личности, творчески и инициативно подойти к учебно-познавательной деятельности и самообразованию. Происходит формирование умений навыков самоконтроля, самодиагностики самоанализа. Высокий уровень самообразования отличается четкостью, реальность планов, устойчивостью интересов, осознанностью мотивов, глубоким пониманием учащимися необходимости руководствоваться личными и социально значимыми целями. На этом уровне возможно составление программы самообразования при подготовке к срезам, экзаменам, тестированию. Четкие, систематизированные знания по учебным предметам, которые выходят за рамки учебной программы, наличие умений формулировать задачи и планировать оптимальные пути их достижения, рациональное использование источников информации и управление процессом самостоятельного познания признак высокого уровня самообразования. Ученики с ограниченными возможностями в результате включения в осознанную, систематическую самостоятельную деятельность осваивает умение анализировать, контролировать и оценивать свое самообразование.
Задачей высшего этапа самообразования выступает развитие личности
человека,
готового рационально и эффективно
использовать имеющиеся знания, умения
и навыки и путем самообразования
обеспечивать свое дальнейшее развитие
и совершенствование. Важнейшей
задачей данного уровня выступает
формирование организационно-управленческих
умений, что позволит рационально
планировать систему
Информация о работе Самостоятельность в процессе физического воспитания