Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:27, реферат
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризм России) под руководством В. Мутко.
Современное состояние физической культуры и спорта
Важной составной частью
государственной социально
Основная цель политики государства
в области физической культуры и
спорта - оздоровление нации, формирование
здорового образа жизни населения,
гармоничное воспитание здорового,
физически крепкого поколения, а
также достойное выступление
российских спортсменов на крупнейших
международных спортивных соревнованиях.
Физическая
культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро
развивающихся за последние десятилетия
отраслей социальной сферы во всем мире.
Данная отрасль имеет свою специфику,
которая проявляется в двойственной природе
услуг ФКС: потребительском начале, с одной
стороны и производственно-
Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.
По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.
В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризм России) под руководством В. Мутко. «Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики».1
Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение.
К материально-технической
базе (МТБ) физической культуры и спорта
относятся физкультурно-
Госкомспорт СССР имел развитую
материально-техническую базу, которая
включала в себя разветвленную сеть
учебно-тренировочных баз и
В 1991-1992 годах в соответствии
с межгосударственными
Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений характеризуется не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России.
По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
Между тем, в настоящее
время в России подготовка кадров
ФКС осуществляется по одному направлению
и шести специальностям в 219 образовательных
учреждениях среднего и высшего
профессионального образования. При
этом в системе Госкомспорта России
работают: 13 высших учебных заведений,
имеющих 16 филиалов, общее число
обучающихся на 2007г. составляло 41372
чел.; 13 средних специальных учебных
заведений, включая 2 колледжа в составе
академий; 7 докторантур; 12 аспирантур;
6 докторских и 9 кандидатских диссертационных
советов; 2 образовательных учреждения
и 11 структурных подразделений
ФКС России испытывает дефицит
и в отношении научно-
Существует еще одна значимая
кадровая проблема: кадры для работы
на современных физкультурно-
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите»2.
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
В процессе занятия спортом
между людьми возникают многочисленные
связи, которые проявляются в
передаче знаний, опыта, навыков. Спорт
органично включен в целостную
отлаженную социально-педагогическую
систему, он является одним из действеннейших
факторов воспитания личности, особенно
в детском и юношеском
При освоении
нового вида деятельности, каковым является
и спорт, значительно расширяется круг
участников педагогического процесса.
Специалисты спорта передают соответствующие
знания и умения своим воспитанникам,
формируя тем самым личность спортсмена.
Спорт высших
достижений формирует такие важные качества,
как честность, чувство долга, уважение
к сопернику, гордость за принадлежность
к определенной команде, и другие. Так,
в некоторых видах спорта, например в большом
теннисе, существуют негласные кодексы
чести спортсмена. А такой на первый взгляд
агрессивный вид спорта, как профессиональный
бокс, способствует развитию у спортсменов
определенных нравственных качеств.
Роль спорта в формировании
личности человека всегда проявлялась
особенно значимо. В различных общественно-
Реальное
воспитательное значение спорта зависит
от участников образовательного процесса
и, прежде всего, от тренеров. С одной стороны,
могут возникнуть условия, способствующие
формированию высокомерия, чрезмерной
гордыни, резкого противопоставления
себя окружающим, что способствует проявлению
«звездной болезни». С другой стороны,
при правильно организованном педагогическом
процессе, формируется социально значимая
личность спортсмена, способного к достижению
высоких результатов не любой ценой, а
на основе научно организованного тренировочного
процесса. Современные научные знания
и прогрессивная социально-педагогическая
технология по освоению новых видов и
форм деятельности исходят из того, что
все участники образовательно-обучающего
процесса взаимодействуют активно. Внешние
воздействия субъекта обучения сочетаются
с активной творческой познавательной
внутренней реакцией объекта, на которую
обращены эти воздействия.
Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта