Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:40, контрольная работа
Физическая культура и спорт являются очень важными факторами в укреплении здоровья человека, его физическом развитии и воспитании, а также в профилактике заболеваний. О связи физкультуры и медицины упоминается уже в древних источниках.
Так, в китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. Методика применения упражнений, положения тела, напряжения и расслабления мышц и другие приемы описаны в отдельной книге из серии энциклопедии “Конг-фу” более чем за 600 лет до нашей эры.
1. Краткий исторический очерк развития спортивной медицины……………….3
1.1 Зарождение знаний о связи физкультуры и медицины…………………...…3
1.2. История становления отечественной спортивной медицины………………3
1.3 История Республиканского центра спортивной медицины в Беларуси…….6
2. Учение о стрессе. Характеристика общего адаптационного синдрома……….7
2.1 Общая характеристика стресса………………………………………………..7
2.2. Общий адаптационный синдром (ОАС)……………………………………10
3.Понятие о кардио-респираторной системе. Компоненты и лимитирующие звенья системы транспорта кислорода в организме……………………………12
3.1. Транспорт кислорода………………………………………………………...13
3.2 Компоненты системы транспорта кислорода в организме…………………14
4. Антропометрическое обследование учащихся 4 класса………………………17
5. Определение уровня физической подготовленности школьников…………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
14
Если РаО2 значительно повышено (при дыхании 100% кислородом), небольшое количество кислорода растворится в плазме (0,003 мл О2/100 мл крови/мм Hg РО2), но при этом гемоглобин при сатурации > 95% не способен продолжать связываться с кислородом. При рассмотрении адекватности доставки кислорода тканям следует иметь в виду три фактора: концентрация гемоглобина, сердечный выброс и оксигенация.
3.2. Компоненты системы транспорта кислорода в организме
Основные компоненты системы транспорта кислорода показаны на рис. 3. Наиболее важны следующие показатели: содержание кислорода в крови, его доставка, потребление и степень утилизации.
Кислород содержится в крови в двух формах: связанный с гемоглобином (Hb) и в свободном (растворённом) состоянии. Суммарное количество газа в обеих фракциях называют содержанием кислорода в крови. Содержание кислорода в артериальной крови определяют с учётом уровня Нb, равного 140 г/л, насыщения Hb кислородом (SaO2=98%) и парциального давления O2 (pO2) в данной крови (рaО2), которое составляет 100 мм рт.ст.:
СаО2 = (1,3 х Нb х SaO2) + (0.003 х рaО2).
В норме СaO2, = (1,3 х 14 х 98) + (0,003 х 100) = 18,1 мл/100 мл (или объёмных процентов).
Рис. 3. Основные компоненты системы транспорта кислорода.
Первая часть уравнения (l,3 x Hb x SaO2) представляет собой содержание кислорода, соединённого с Hb, и указывает на то, что 1 г Hb связывает при полном насыщении (SaO2 = 100%) 1,3 мл кислорода. Вторая часть уравнения (0.003 х рaO2) представляет
15
собой количество кислорода, растворённого в плазме, составляющее 0,003 мл/O2 в 1 мл плазмы.
При этом необходимо подчеркнуть, что вклад величины рaО2 в содержание кислорода в артериальной крови несуществен. Таким образом, несмотря на популярность измерения рaО2, этот показатель не отражает степень насыщения крови кислородом. Значительно более информативным для оценки оксигенации артериальной крови является показатель SaO2, a измерение рaО2 целесообразно для оценки эффективности газообмена в лёгких.
Доставка кислорода (DO2) представляет собой скорость транспорта кислорода артериальной кровью, которая зависит от величины сердечного выброса (СВ) и содержания кислорода в артериальной крови. В норме DO2 определяют при СaО2, равном 18%, и сердечном индексе, составляющем 3 л/(мин.м2) (СВ, делённый на площадь поверхности тела):
DO2 = СВ х СaO2 = СВ х (1,3 х Hb х SaO2) х 10.
Нормальное значение DO2 = 3 х (1,3 х 14 х 0,98) х 1 = 540 мл/(мин-м2) (коэффициент 10 — фактор преобразования объёмных процентов в мл/с). Если обычный показатель сердечного выброса составляет от 2,5 до 3,5 л/(мин-м2), то нормальная величина DO2 колеблется от 520 до 720 мл/(мин.м2). В табл. 2 приведены величины всех показателей транспорта кислорода в норме, включённых в обсуждение в этом разделе.
Потребление кислорода (VO2) является
заключительным этапом транспорта кислорода
к тканям и представляет собой
кислородное обеспечение
VO2 = СВ (СaO2 - CvO2) = СВ (13 х Нb) х (SaO2 - SvO2)
Нормальное значение VO2 = 3 (13 х 14) х (0,97 - 0,73) = 130 мл/(мин.м2).
Выделение выражения (13 х Hb)
связано с тем, что оно представляет
собой отдельную часть в
Коэффициент утилизации кислорода (КУО2) представляет собой часть кислорода, поглощаемую тканями из капиллярного русла; КУО2 определяют как отношение потребления кислорода к его доставке:
КУО2 = VO2/DO2 x 100.
В норме КУО2 = 130/540 х 100= 24%.
16
Скорость доставки кислорода в нормальных условиях значительно превышает его потребление, в результате чего лишь малая доля доступного кислорода извлекается из капиллярной крови в обычном состоянии (в покое КУО2 = 22-32%). Это позволяет тканям приспосабливаться к снижению доставки кислорода увеличением его утилизации. КУО2 при тяжёлой мышечной работе способен повышаться до 60-80%.
Таблица 2. Показатели транспорта кислорода в норме
Показатель |
Величина |
Доставка кислорода (DO2) |
520-720 мл/(мин-м2) |
Потребление кислорода (VO2) |
110-160 мл/(мин-м2) |
Коэффициент утилизации кислорода (КУО2) |
22-32% |
17
4. Антропометрическое обследование учащихся 4 класса.
Значения антропометрических параметров
учащихся 4 «В» класса гимназии №6 им. Жукова Г.К.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Рост стоя, см |
Рост сидя, см |
Вес, кг |
Индекс массы тела кг/м2 |
Окружность грудной клетки, см |
Экскурсия гр. клетки, см | ||
пауза |
вдох |
выдох | |||||||
девочки | |||||||||
1. |
Адамянец Я.И. |
131 |
91 |
25,4 |
14,8 |
59,8 |
63,9 |
56,1 |
7,8 |
2. |
Антипорович Е.К. |
129 |
89 |
24,9 |
15,0 |
58,1 |
62,6 |
54,6 |
8 |
3. |
Власенко А.А. |
140 |
98 |
30 |
15,3 |
65,3 |
68,4 |
6109 |
5,7 |
4. |
Голюк А.Т. |
137 |
97 |
26,8 |
14,3 |
64,5 |
68,5 |
62,3 |
6,2 |
5. |
Зыкова Е.Н. |
135 |
96 |
32,1 |
17,6 |
59,4 |
63 |
55,9 |
7,1 |
6. |
Мельник В.О. |
139 |
100 |
34,2 |
17,7 |
61,4 |
65,4 |
57,9 |
7,5 |
7. |
Мищура С.Д. |
130 |
91 |
27,5 |
16,3 |
57,5 |
62,1 |
53,8 |
8,3 |
8. |
Песня Т.Л. |
124 |
86 |
23,2 |
15,0 |
55,7 |
60,4 |
52,4 |
8 |
9. |
Рощенко Е.С. |
127 |
88 |
24,5 |
15,1 |
58,3 |
62,3 |
54,5 |
7,8 |
10. |
Смаль Э.Ф. |
130 |
92 |
24,5 |
14,5 |
57,8 |
61,6 |
54,1 |
7,5 |
11. |
ФинькоЕ.Г. |
138 |
97 |
32 |
16,8 |
62,4 |
65,4 |
59,5 |
5,9 |
12. |
Холодок Д.Ю. |
140 |
101 |
35,4 |
18 |
63 |
65,7 |
60,2 |
5,5 |
13. |
Чернякевич И.К. |
141 |
99 |
36,8 |
18,1 |
65,3 |
69,1 |
62,7 |
6,4 |
14. |
Шаблинская М.С. |
126 |
87 |
24,9 |
15,6 |
54,5 |
58,2 |
51,3 |
6,9 |
средние значения |
133 |
94 |
28,7 |
16,0 |
60,2 |
64 |
56,9 |
7 | |
мальчики | |||||||||
1. |
Авраменко П.Ю. |
127 |
82 |
23,7 |
14,7 |
57,8 |
61,5 |
54,2 |
7,3 |
18 | |||||||||
2. |
Власюк Д.О. |
125 |
83 |
23 |
14,7 |
57 |
60,8 |
54 |
6,8 |
3. |
Кусаков М.М. |
124 |
85 |
22,9 |
14,9 |
56,7 |
60,5 |
53,2 |
7,3 |
4. |
Иванец Д.Е. |
128 |
81 |
25 |
15,3 |
60,1 |
64,7 |
56,7 |
8 |
5. |
Климук Р.А. |
130 |
88 |
27,6 |
16,3 |
61,5 |
65,3 |
58,8 |
6,5 |
6. |
Кравченко Т.И. |
131 |
89 |
28 |
16,3 |
61,3 |
65,3 |
57,7 |
7,6 |
7. |
Кривош В.Б. |
132 |
91 |
30,4 |
17,4 |
60,5 |
65,4 |
57 |
8,4 |
8. |
Левоцкий Н.Д. |
124 |
84 |
24,2 |
15,8 |
56,6 |
61,1 |
53,1 |
8 |
9. |
Майсейчик Д.В. |
135 |
96 |
29,6 |
16,2 |
62,8 |
66,9 |
59,2 |
7,7 |
10. |
Юркевич К.П. |
140 |
99 |
38,3 |
19,5 |
64,8 |
69,6 |
61 |
8,6 |
средние значения |
129 |
88 |
27,2 |
16,1 |
59,9 |
64,1 |
56,5 |
7,6 | |
Разность средних значений |
4 |
6 |
1,5 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,4 |
0,6 |
Учитель ФК (или медсестра) _________________ __________________
Вывод: по разности средних величин антропометрических данных групп мальчиков и девочек можно судить о том, что девочки в 4-ом классе по физическому развитию немного опережают мальчиков.
19
5. Определение
уровня физической
Гимназия №6 им. Жукова Г.К. г. Бреста 4 «В» класс, мальчики Дата проведения обследования с 9.04 по 16.04.2012
№ |
Ф.И.О |
День, месяц и год рождения |
Возраст (лет, месяцев) |
Физ. развитие |
Физическая подготовленность | |||||||
Рост, см |
Масса, кг |
Наклон вперед, см |
Подтягивание (м), раз |
Прыжок в длину с места, см |
Челночный бег, 4х9, с |
Бег 30 м, с |
Бег 1000 м (м), мин | |||||
1. |
Авраменко П.Ю. |
26.04.2002 |
10 |
127 |
23,7 |
5 |
5 |
130 |
13,3 |
6,8 |
6,54 | |
2. |
Власюк Д.О. |
14.07.2002 |
9,9 |
125 |
23 |
-4 |
9 |
140 |
11,7 |
6,2 |
5,54 | |
3. |
Кусаков М.М. |
18.05.2002 |
9,11 |
124 |
22,9 |
10 |
10 |
160 |
11,3 |
6,0 |
5,03 | |
4. |
Иванец Д.Е. |
23.01.2002 |
10,3 |
128 |
25 |
8 |
3 |
125 |
11,9 |
6,3 |
4,03 | |
5. |
Климук Р.А. |
6.03.2002 |
10,2 |
130 |
27,6 |
4 |
1 |
100 |
12,6 |
5,2 |
4,54 | |
6. |
Кравченко Т.И. |
27.03.2002 |
10,1 |
131 |
28 |
5 |
2 |
157 |
10,9 |
5,6 |
5,52 | |
7. |
Кривош В.Б. |
13.06.2002 |
9,10 |
132 |
30,4 |
-10 |
1 |
110 |
14,7 |
5,1 |
7,55 | |
8. |
Левоцкий Н.Д. |
1.10.2002 |
9,7 |
124 |
24,2 |
-9 |
1 |
135 |
12,6 |
5,8 |
7,37 | |
9. |
Майсейчик Д.В. |
31.05.2002 |
9,11 |
135 |
29,6 |
6 |
7 |
130 |
10,9 |
6,6 |
5,58 | |
10. |
Юркевич К.П. |
10.02.2002 |
10,2 |
140 |
38,3 |
5 |
1 |
145 |
11,7 |
6,5 |
7,46 | |
Средние значения |
129 |
27,2 |
2 |
4 |
133 |
12,2 |
6,0 |
5,92 |
20
Гимназия №6 им. Жукова Г.К. г. Бреста 4 «В» класс, девочки Дата проведения обследования с 9.04 по 16.04.2012
№ |
Ф.И.О |
День, месяц и год рождения |
Возраст (лет, месяцев) |
Физ. развитие |
Физическая подготовленность | |||||||
Рост, см |
Масса, кг |
Наклон вперед, см |
Подъём тулов.(д) (за 1 мин) |
Прыжок в длину с места, см |
Челночный бег, 4х9, с |
Бег 30 м, с |
Бег 800 м (д), мин | |||||
1. |
Адамянец Я.И. |
23.05.2002 |
10,1 |
131 |
25,4 |
3 |
25 |
150 |
11,9 |
5,8 |
6,04 | |
2. |
Антипорович Е.К. |
10.07.2002 |
9,9 |
129 |
24,9 |
1 |
23 |
130 |
11,8 |
6,8 |
5,03 | |
3. |
Власенко А.А. |
12.09.2002 |
9,7 |
140 |
30 |
4 |
30 |
120 |
11,9 |
6,4 |
4,32 | |
4. |
Голюк А.Т. |
15.01.2002 |
10,3 |
137 |
26,8 |
12 |
24 |
155 |
11,3 |
5,9 |
4,20 | |
5. |
Зыкова Е.Н. |
22.03.2002 |
10,2 |
135 |
32,1 |
7 |
23 |
145 |
11,0 |
5,7 |
5,10 | |
6. |
Мельник В.О. |
27.03.2002 |
10,1 |
139 |
34,2 |
-3 |
11 |
120 |
12,4 |
7,2 |
5,40 | |
7. |
Мищура С.Д. |
03.06.2002 |
9,10 |
130 |
27,5 |
8 |
23 |
135 |
11,2 |
5,8 |
6,22 | |
8. |
Песня Т.Л. |
19.10.2002 |
9,7 |
124 |
23,2 |
17 |
25 |
150 |
11,0 |
5,7 |
4,03 | |
9. |
Рощенко Е.С. |
31.05.2002 |
9,11 |
127 |
24,5 |
5 |
17 |
142 |
11,5 |
6,0 |
4,35 | |
10. |
Смаль Э.Ф. |
06.02.2002 |
10,2 |
130 |
24,5 |
9 |
25 |
138 |
11,2 |
5,9 |
4,25 | |
11. |
ФинькоЕ.Г. |
30.04.2002 |
10 |
138 |
32 |
6 |
28 |
125 |
12,1 |
7,1 |
6,30 | |
12. |
Холодок Д.Ю. |
01.08.2003 |
10,8 |
140 |
35,4 |
7 |
23 |
135 |
11,6 |
6,3 |
5,80 | |
13. |
Чернякевич И.К. |
15.11.2002 |
9,5 |
141 |
36,8 |
2 |
20 |
132 |
11,5 |
6,3 |
5,15 | |
14. |
Шаблинская М.С. |
01.04.2002 |
10 |
126 |
24,9 |
6 |
22 |
141 |
11,6 |
6,5 |
5,75 | |
Средние значения |
133 |
28,7 |
6 |
23 |
137 |
11,5 |
6,2 |
5,13 |