Автор работы: M***********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 20:06, реферат
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
1. Введение.
2. Основная часть:
а) виды травм
б) причины травм. Неизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?
в) о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой, спортом и туризмом.
3. Заключение.
План:
1. Введение.
2. Основная часть:
а) виды травм
б) причины травм. Неизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?
в) о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой, спортом и туризмом.
3. Заключение.
Введение:
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными
(перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.
Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена, выводя его на длительный период из строя, и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности.
Наблюдаются случаи развития хронических процессов в результате ранее
полученного повреждения. Вследствие повторных травм они обостряются и
выводят спортсмена из строя на весьма длительный срок. Большие физические
нагрузки, применяемые иногда при занятиях спортом, особенно в условиях
напряженных тренировок и соревнований, требуют хорошо налаженной системы
восстановления поврежденной области и организма в целом.
Рассмотрим же, какие именно виды травм существуют и как они сказываются на организме человека.
Виды травм:
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения
здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком
свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат в специализированных отделениях или
амбулаторно.
Травмы средней степени тяжести – это травмы с выраженным изменением
в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от
10 до 30 дней. Дети
со спортивными травмами
лечиться у
детских травматологов-
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащиеся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или
иного травмирующего фактора.
Хронические травмы являются результатом многократного действия одного
и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).
Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).
Среди видов спортивных
По локализации повреждений у физкультурников и спортсменом чаще всего
наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов,
особенно коленного и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой
чаще возникают повреждения верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и лица характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и волейболистов (80%), локтевого сустава для теннисистов (70%), коленного сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм в средней тяжелой степени.
Травмы – это для ребенка
тяжелое испытание и
физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих
детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и
спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей общей и
спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.
Причины травм:
Успешная борьба со спортивными травмами возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной медицине имеется большое количество работ, в которых дается анализ спортивного травматизма и причин возникновения травм. Представляется целесообразной следующая классификация причин возникновения спортивных травм:
1) недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
2) недочеты организации занятий и соревнований;
3) недостатки в материально-
соревнований;
4)неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований;
5) нарушение требований врачебного контроля;
6) недисциплинированность
7) внутренние факторы
Недочеты и ошибки в методике проведения занятий по физической культуре и спорту. Спортивные травмы по этой причине составляют более половины всех травм и чаще наблюдаются в спортивных играх, легкой атлетике, гимнастике
борьбе и в поднимании штанги.
Травмы этой группы
тренеры при
обучении спортсменов не
тренировок:
регулярность занятий,
Недочеты в организации занятий и соревнований. По этой причине травмы
в различные годы составляют от 5 до 10 % всех спортивных травм. Нарушение
инструкций и положений по проведению тренировочных занятий, а также правил безопасности, неправильное составление программ соревнований, нарушение правил их проведения нередко являются причиной травм. Они могут быть связаны с проведением занятий в отсутствие тренеров, преподавателей, инструкторов или с тем, что на каждого из них приходится слишком много занимающихся.
Существенным организационным
неправильное размещение занимающихся (например, совместное проведение на
одном спортивном поле игры в футбол и метаний легкоатлетических снарядов
или игры в хоккей и скоростного бега на коньках); перегрузка мест занятий
(например, перегрузка в плавательном бассейне может, служить причиной даже
утопления). По утвержденным гигиеническим нормам площадь на одного
занимающегося должна быть в гимнастических залах 4 м 2 на летних спортивных
площадках 12 м 2, на катках и в открытых водоемах 8 м 2, в бассейнах 5 м 2.
Причиной травм может служить
неправильное комплектование
занимающихся (например, занятия спортом в одной секции спортсменов с разной
физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией; занятия в одной секции взрослых и подростков, или взрослых и пожилых, или
мужчин и женщин); отсутствие распределения спортсменов в подгруппы по
весовым категориям в борьбе и боксе.
Большая вероятность травм
безопасности участниками, судьями и зрителями во время соревнований (например, при метаниях, скоростном спуске на лыжах, прыжках на лыжах, прыжках в воду автомобильных, мотоциклетных, велосипедных гонках и др.); при встречном
движении конькобежцев на катках, движении различного транспорта на шоссе во
время велосипедных и мотоциклетных гонок, особенно во время общих стартов,
кроссов и т. д.
Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. По этой причине происходит от 10 до 25% всех спортивных травм. Существуют определенные нормативы материально-технического обеспечения оборудования мест занятий (гимнастические залы, площадки, беговые дорожки, места для прыжков и метаний, катки, бассейны, и пр.) и табель необходимого спортивного инвентаря. Имеются также указания по эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря. Все эти нормативы и указания регламентированы соответствующими приказами правилами соревнований. Невыполнение их, например неровность поверхности футбольного поля, наличие на нем острых предметов, дно с уступами в бассейне, жесткий грунт в яме для прыжков и на легкоатлетической площадке, плохое состояние поверхности льда на катке (трещины, бугры), неисправный или скользкий пол гимнастическом зале, несоблюдение установленных требований к спортивному инвентарю несоответствие размера и веса мячей для спортивных игр или снарядов для метаний установленным нормам); неисправность гимнастических снарядов, которые должны иметь гладкую поверхность, быть устойчивыми; плохое их крепление (брусья, конь, перекладина и др.) и многие другие причины нередко приводят к возникновению травм у спортсменов.
Информация о работе Травматизм на уроках физической культуры