Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, методичка
Учебная работа по лыжной подготовке проводится по государственным программам в форме урока. Урок является основной формой организации учебного процесса и обеспечивает решение важных задач физического воспитания. В процессе уроков лыжной подготовки в школе проводится обучение технике способов передвижения на лыжах, развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока являются – руководящая роль учителя и единство решения образовательных и воспитательных задач на каждом уроке. Урок в школе проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы.
Вятский Государственный гуманитарный университет.
Факультет Физической культуры
Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения.
Регистрационный №_____________
Дата регистрации______________
Контрольная работа
по лыжному спорту.
Студент 3 курса
заочной формы обучения
проживающий по адресу
Преподаватель: Солгалов В.С.
Урок – основная форма проведения занятий
по лыжным гонкам в школе
Лыжи в физическом воспитании школьников занимают одно из основных мест. В общеобразовательных школах сложились разнообразные формы работы: учебная работа, внеклассная и внешкольная.
Учебная работа
по лыжной подготовке
Успешное
проведение уроков в школе
в значительной степени
1.Образовательные – обучение школьников способам передвижения на лыжах, способам
преодоления подъёмов
и спусков, знакомство с
инвентарём, простейшими
методами организации
2. Развивающие – развитие у занимающихся основных физических качеств, в большей
мере, общей выносливости.
3. Воспитательные – воспитание морально-волевых качеств таких как, смелость,
настойчивость,
4. Оздоровительные – укрепление здоровья путём дозированного воздействия низких
температур и физической нагрузки.
К каждому
отдельному уроку и ко всему
учебно-воспитательному
1. Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные и воспитательные задачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные задачи на каждый урок не планируются. Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закаливание школьников, как правило, осуществляется всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением упражнений из других разделов программы.
2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущим и последующим в единую систему уроков, но в тоже время он является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и пр. отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как каждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого либо третьего способа ещё продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально используя так называемый «положительный перенос».
3. Руководящая роль учителя – важнейшее требование к уроку лыжной подготовке. Урок по лыжной подготовке имеет свои организационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с затратой времени при передвижении к месту занятий и обратно, с влиянием погодных условий на процесс обучения, большой площадью места занятия и т.д. С тем, чтобы избежать значительные потери времени требуются чёткая организация урока, высокая дисциплинированность и активность учеников; оптимальное планирование времени, отводимого на различные части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение поставленных задач во многом определяется предварительной подготовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда проявлять высокую требовательность и направлять деятельность учеников на решение поставленных задач.
4. Содержание, нагрузка, методы обучения
и развития физических качеств
на уроке лыжной подготовки
всегда должны соответствовать
программному материалу,
По сравнению
с другими видами физических
упражнений передвижение на
передвижение по учебному кругу
с занятиями на склоне по изучению
элементов горнолыжной техники,
включать игры и игровые задания,
разнообразить методы обучения. Повышение
эмоциональности урока
Уроки
лыжной подготовки, учитывая внешние
погодные условия, имеют свою
специфику – при морозе и
ветре недопустимы длительные
паузы в передвижении по
Плотность
урока по лыжной подготовке
выше по сравнению с занятиями
другими видами спорта. Это обязывает
учителя внимательно
5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроку, побуждать к сознательному освоения нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение методов и методических приёмов, активизирующих сознательное отношение школьников к изучению нового материала и проявление самостоятельности. Для этого следует использовать элементы игры, соревнования или игрового задания.
6. Оптимальное
сочетание коллективной и
В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Такое сочетание различных методов обучения и развития физических качеств будет способствовать повышению эффективности урока.
7. Активная деятельность
Следует отметить, что всё это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и другими методами сообщения знаний по изучаемому способу передвижения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности. Особенно важно применять методы, повышающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуждающие умственную активность, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний.
Помимо перечисленных,
Типы уроков.
В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы по лыжной подготовке: вводные, учебные, тренировочные, контрольные и комбинированные. Каждый из перечисленных типов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащихся имеет свои характерные черты в структуре, приёмах организации и активизации учащихся.
Вводные уроки проводятся в каждом классе в начале занятий лыжной подготовкой. На вводных уроках учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в данном классе, сообщает теоретические сведения, предусмотренные программой, одновременно выявляет особенности класса и координационную и физическую готовность школьников к освоению нового учебного материала. Часть этих задач решается во время беседы в классе, однако превращать весь урок в теоретическое занятие нецелесообразно. Продолжительность такой беседы в различных классах обычно не превышает 15 минут. Поэтому очень важно использовать это время с максимальной продуктивностью, что требует от учителя тщательной подготовки. Сообщение теоретических сведений и рассказ о задачах лыжной подготовки должны быть максимально краткими и точными. Оставшееся от вводной беседы время необходимо использовать на практические знания на лыжах. В первом плане эту часть урока целесообразно провести в спортивном зале или в другом просторном помещении, где необходимо ознакомить школьников с лыжным инвентарём, надевание лыж, палок и их переноской. Оставшееся время от первого урока ученики используют для свободного передвижения по учебному кругу – учителю очень важно в это время оценить степень подготовленности учеников, уровень владения лыжами, так как вполне возможно, большая часть из них уже каталась на лыжах в дошкольном возрасте. В других классах школьники по заданию учителя передвигаются по кругу с использованием лыжных ходов, изученных в предыдущих классах. Это даёт возможность учителю оценить подготовленность учащихся и учесть это и при необходимости внести соответствующие коррективы в планировании учебного материала на предстоящий учебный период (четверть, триместр, доля).
Учебные уроки имеют своей задачей изучение нового материала. Они проводятся преимущественно в начальных классах, значительно реже 5-9 классах, т.к. в них, помимо нового материала, уже включается совершенствование ранее способов передвижения, а так же упражнения на развитие физических качеств. Для решения этой важнейшей задачи необходимо очень тщательно спланировать учебный материал в зависимости от уровня подготовленности учеников. В 1-4 классах в начале лыжной подготовки обычно проводятся один-два учебных урока, целиком посвящённые изучению нового материала, а затем в связи с изменением задач (включается повторение и совершенствование) планируются другие типы уроков. В старших классах содержание нового материала по лыжной подготовке невелико, поэтому учебные уроки там не планируются.
Информация о работе Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке в школе