Уральский государственный
университет физической культуры
Кафедра теории и методики
адаптивной физической культуры,
психологической профилактики и
организации общественного здоровья
Презентация к контрольной
работе
По теории и организации
адаптивной физической культуры
Тема: Задачи АФК
Выполнил: студент 409 группы
Проверил д.м.н, профессор
кафедры
Челябинск 2011
Адаптивная физическая
культура — это комплекс мер
спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и
адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических
барьеров, препятствующих ощущению
полноценной жизни, а также сознанию
необходимости своего личного
вклада в социальное развитие
общества.
Адаптивная — это название
подчеркивает предназначение средств
физической культуры для лиц
с отклонениями в состоянии
здоровья. Адаптивная физическая
культура во всех ее проявлениях
должна стимулировать позитивные
морфофункциональные сдвиги в
организме, формируя тем самым
необходимые двигательные координации,
физические качества и способности,
направленные на жизнеобеспечение,
развитие и совершенствование
организма.
Рост инвалидности населения
в большинстве связан с усложнением
производственных процессов, увеличением
транспортных потоков, возникновением
военных конфликтов, ухудшением
экологической обстановки и другими
причинами, обусловил появление
новых областей человековедческих
знаний, учебных и научных дисциплин,
новых специальностей в системе
высшего профессионального образования.
Объект адаптивной физической
культуры - не здоровые, а больные
люди, в том числе и инвалиды.
Деятельность будущих специалистов
адаптивной физической культуры
будет осуществляться именно
с той категорией населения, которая
утратила какие-либо функции на
достаточно длительный срок, а
зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие
ампутацию конечностей, удаление
пораженно го органа и др.).
Все это требует значительной,
а иногда принципиальной трансформации
(приспособления, коррекции, или, по-другому,
адаптации) задач, принципов, средств,
методов, организационных форм основных
разделов (или видов) базовой дисциплины
применительно к столь необычной
для физической культуры категории
занимающихся. Отсюда название - "адаптивная
физическая культура".
Адаптивное физическое воспитание
Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере
Формирование жизненно важных двигательных умений
Развитие двигательных способностей
Предупреждение возникновения вторичных отклонений
Коррекция психических нарушений
Развитие сохраненных анализаторов
Воспитание личности
Содержание адаптивного
спорта (как базового, так и высших
достижений) направлено, прежде всего
на формирование у инвалидов (особенно
талантливой молодежи) высокого
спортивного мастерства и достижение
ими наивысших результатов в
его различных видах в состязаниях
с людьми, имеющими аналогичные
проблемы со здоровьем.
Адаптивный спорт в
настоящее время развивается
преимущественно в рамках крупнейших
международных Параолимпийского
и Специального олимпийского
движений.
Основная задача адаптивного
спорта заключается в формировании
спортивной культуры инвалида, приобщении
его к общественно-историческому
опыту в данной сфере, освоении
мобилизационных, технологических, интеллектуальных
и других ценностей физической
культуры.
Адаптивный спорт
Адаптивная физическая рекреация
Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления. Она включает в себя развлечение, интересное проведение досуга, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
Адаптивная двигательная реабилитация
Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.
Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать
соответствующие комплексы физических
упражнений, приемы гидровибромассажа
и самомассажа, закаливающие и
термические процедуры и
другие средства (суджок акупунктура и т.п.).
Философия адаптивной физической культуры
Введем понятие "жизнеспособность" (жизненность, жизнестойкость,), под которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии).
Потеря инвалидом жизнеспособности означает его смерть, а пока человек, даже с помощью медицинской аппаратуры, реализует витальные процессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество жизнеспособности. Одной из градаций жизнеспособности является состояние здоровья, которое, в свою очередь, тоже делится рядом авторов на последовательные уровни.
Таким образом, жизнеспособность позволяет любому человеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции.
Такое разведение понятий "здоровье" (в трактовке ВОЗ) и "жизнеспособность" позволяет сформулировать цели и принципы адаптивной физической культуры (ее философию).
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Культурное бытие телесности,
в том числе и инвалида, состоит
не только в его использовании
для достижения некоторой внешней
цели (участия в том или ином
виде деятельности), но и в наполнении
ее внутренним содержанием, в
осмыслении телесности как внешней
формы внутреннего содержания, что
создает предпосылки для формирования
физической культуры личности, ее
максимального самораскрытия и
самореализации. Такой подход к
адаптивной физической культуре
на основе ее индивидуально-личностного
осуществления, формирования потребности
и способности личности гармонизировать
имеющиеся у нее в наличии
телесно-двигательные и духовные
потенции снимает проблему физического
совершенства как некоторого
абсолютного идеала и позволяет
говорить и о коммуникативном
смысле телесности инвалида, т.е.
ее способности быть посредником
в общении, диалоге субъектов.
Максимальное развитие
с помощью средств и методов
адаптивной физической культуры
жизнеспособности человека, поддержание
у него оптимального психофизического
состояния представляет каждому
инвалиду возможности реализовать
свои творческие потенции и
достичь выдающихся результатов,
не только соизмеримых с результатами
здоровых людей, но и превышающих
их.
Первой ступенью на
этом пути (новом для тех, кто
приобрел инвалидность в процессе
жизни) может и должна стать
адаптивная физическая культура,
позволяющая приобрести умения
и навыки, качества и способности,
необходимые в любом виде человеческой
деятельности, в общении субъектов
между собой.
Вывод
Основными причинами слабого
развития физической культуры
и спорта среди инвалидов является
практическое отсутствие специализированных
физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружении, недостаток
оборудования и инвентаря, неразвитость
сети физкультурно-спортивных клубов,
детско-юношеских спортивных школ
и отделений для инвалидов
во всех типах учреждений дополнительного
образования физкультурно-спортивной
направленности. Ощущается нехватка
профессиональных кадров. Не выражена
в достаточной степени потребность
в физическом совершенствовании
у самих инвалидов, что связано
с отсутствием специализированной
пропаганды, подвигающей их к
занятиям физической культурой
и спортом.
Активные физкультурно-спортивные
занятия, участие в спортивных
соревнованиях являются формой
так остро необходимого общения,
восстанавливают психическое равновесие,
снимают ощущение изолированности,
возвращают чувство уверенности
и уважения к себе, дают возможность
вернуться к активной жизни. Главной
задачей все же остается вовлечение
в интенсивные занятия спортом
как можно большего числа инвалидов
в целях использования физкультуры
и спорта как одного из важнейших
средств для их адаптации и
интеграции в жизнь общества,
поскольку эти занятия создают
психические установки, крайне необходимые
для успешного воссоединения
инвалида с обществом и участия
в полезном труде.