Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:54, реферат
Цель, которую мы будем преследовать в этой работе – выявить влияние биологических ритмов на общие и умственные изменения работоспособности студентов.
Основной нашей задачей при написании работы является путь рассмотрения человека — его структурные и функциональные биологические и умственные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Введение 3
1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году 6
1.1. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие 6
1.2. Биологические ритмы и их классификация 9
1.3. Состояние биологических ритмов 13
2. Типы изменения умственной работоспособности 15
2.1 Внимание 15
2.2 Память 16
2.3 Мышление 17
2.4 Речь 18
Выводы 20
Список использованной литературы
Таким образом, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
1.4 Речь
Преимущество человека перед другими животными состоит прежде всего в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.
У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров. У некоторых стадных обезьян существует более 20 сигналов с вполне определенным значением. Однако во всех этих случаях сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие реакции. Такого рода сигналы есть и у человека: очевидными примерами служат крики боли и непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.
Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет также передать представление и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.
Речь – важное средство, к которому мы прибегаем, когда нам нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако надо сказать, что это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем. что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Таким образом, речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Выводы
Как мы могли убедиться, биологические часы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических часов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни. Так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Представление о человеке практически обязательно предполагает оценку его ума. Пожалуй, скорее, чем о характере, о способностях, о настойчивости, люди судят другого, как говорится, по уму. Ум человека не только на уровне обыденного сознания воспринимается как некое единое свойство, но и в научном понимании представляет собой сложное целостное образование психики. Развитый ум пользуется образами, понятиями, суждениями, умозаключениями, способен выстраивать логические цепочки от простых до сложных концептуальных и теоретических построений. При этом замечено, что один может гибко пользоваться освоенными операциями и быстро переключаться, устанавливая связи между мыслями, другой проделывает то же самое, но значительно медленнее.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Сов. Россия, 2001. – 256с.
2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 208с.
3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 2007. – 251с.
4. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. –М.: Мир, 2004, - 75с.
5. Голиков А.П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии. – М.: Медицина, 2003. – 120с.
6. Детари Л., Карцаш В. Биоритмы. –М.: Мир, 2004. – 160с.
7. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1999. – 176с.
8. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 2000. – 66с.
9. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы. – Л.: Наука, 2004. – 128с.
10. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 2006. – 144с.
11. Шапошникова В.И. Биоритмы — часы здоровья. – М.: Советский спорт, 2001. – 68с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 2002.- 496 с.
13. Крутецкий В.А.. Психология. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.
14. Петровский А.В.. Общая психология. – М.: Просвещение, 2000. – 478 с.
15. Рогов Е.И.. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС,2003.- 448 с.
16. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2005.- 688 с.
2