Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:26, реферат
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении.
Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
Введение
1. Здоровый образ жизни: определение феномена
2. Здоровый образ жизни и физическая культура
Заключение
Список использованной литературы
По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:
1) Формирование духовной сферы личности.
2) Укрепление
здоровья, усвоение правил и норм
ЗОЖ, повышение
3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.
4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.
5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).
Он же сетует,
что в государственных учебных
программах по ФК для учащейся молодежи
все замыкается на уровне физической
подготовки.
Отсутствует указание на необходимость
формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно
питаться, соблюдать режим дня, применять
гигиенические и закаливающие процедуры,
избирать для конкретного случая правильный
комплекс упражнений, определять рациональную
последовательность и дозировку их выполнения
и многие другие компоненты ФК.
Обобщая сказанное в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).
Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
В реальном осуществлении
ЗОЖ возрастающую роль играет организующая
и регламентирующая деятельность общества,
в частности необходимая
Прогрессивная стандартизация бытового
уклада — рациональное добровольное и
сознательное ограничение бытовой деятельности
и наполнение ее наиболее полезными и
общественно ценными занятиями с целью
наилучшей реализации творческого потенциала
людей для их всестороннего развития и
совершенствования, всемерного развития
способностей человека и на этой основе
достижения наивысшей эффективности полезного
труда. Стандартизация бытового уклада
предусматривает необходимость рационализации;
упорядочения двигательного и гигиенического
режима средствами ФК, исключения бесцельного
время провождения, обязательного включения
активных занятий ФК в структуру бюджета
времени.
Здоровый образ
жизни (ЗОЖ) как обновленное научное
и бытовое понятие охватывает
собой объективную потребность современного
общества в здоровье, физическом совершенстве
человека, в физической культуре личности
(В.Г.
Агеевец, В.А. Астахов, Г.П. Богданов, И.М.
Быховская, Н.Г. Валентинова,
Н.Н. Визитей, Г.В. Дивина, А.Г. Кирищук, О.А.
Мильштейн, В.П. Моченое, Б.И.
Новиков и др., 1990). Характеризуя социокультурный
аспект проблемы ЗОЖ,
Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо
отмечали, что проблема физической культуры
как культуры телесного бытия человека
не может быть сведена к какому-либо одному
эмпирическому модусу своего проявления,
хотя в настоящее время как в массовом,
так и в теоретическом сознании преобладает
узкое понимание физической культуры
лишь как двигательной активности человека.
В роли синтетического собирательного
понятия, способного разрешить трудности
анализа эмпирического материала, помогающего
осмыслить современные явления практики
физкультурно-спортивного движения все
чаще применяется понятие
«здоровый образ жизни». О.А. Мильштейн
указывал, что ЗОЖ выступает важнейшей
характеристикой образа жизни личности
и общества, отражает объективную потребность
современного общественного развития.
Одним из важнейших социальных факторов
формирования образа жизни вообще и здорового
образа в частности, выступают физическая
культура и массовый спорт, называемые
в последние 15—20 лет во многих странах
«спортом для всех». ЗОЖ, по мнению В.Н.
Мошкова (1990), — это активная жизнедеятельность
человека в гигиеническом и социальном
аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными
и социальными условиями и реализацией
человеческих способностей в области
труда отдыха, питания, культурных развлечений,
соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой
духовной жизни. ЗОЖ — это совершенствование
активной адаптации к различным условиям
внешней среды, а физическая культура
представляет собой основу неспецифической
профилактики нарушений различных функций
организма.
Касаясь проблем
ЗОЖ, Ю.Н.Теппер отмечал, что принцип
здравостроительства был
— стержневое, главное условие здорового
образа жизни и в значительной степени
охватывает собой понятие и явление ЗОЖ.
Этот же автор признавал, что процесс формирования
физической культуры тесно связан с такими
объективными факторами образа жизни,
как экономика и наличие свободного времени,
экология и условия труда, жилищно-бытовые
и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных
занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
в общественном сознании прочно утверждается
мнение, что физическая культура общества
в целом и каждого человека в отдельности
представляет собою базовое условие формирования
и осуществления здорового образа жизни
(ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только
основа хорошего самочувствия и бодрого
настроения, но и путь к оздоровлению нации,
к решению многих социальных проблем современной
России.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Виноградов
П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы
физической культуры и
2. Виноградов
П.А., Физическая культура и
Москва., 1999.
3. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1997.
4. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью.
Москва.,2001.
5. Жолдак В.И.
Социология физической
Москва.,2007.