Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:31, реферат
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.
Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.
Введение 3
Цели и задачи спортивной тренировки 3
Направления интенсификации тренировочного процесса 4
Общая характеристика принципа постепенности 5
Основные положения принципа 7
Некоторые особенности принципа 8
Заключение 9
Список литературы: 10
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Физическое воспитание»
Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
На тему:
«Значение методического принципа постепенности при обучении спортивным упражнениям»
Выполнила:
Шогенова Б.А.
У2-1
Научный руководитель:
Воронкина Л.В.
Москва 2012
Оглавление
Введение 3
Цели и задачи спортивной тренировки 3
Направления интенсификации тренировочного процесса 4
Общая характеристика принципа постепенности 5
Основные положения принципа 7
Некоторые особенности принципа 8
Заключение 9
Список литературы: 10
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.
Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.
Процесс обучения многогранен,
в нем должны быть учтены как физиологические,
так и психические
К процессу физического воспитания
применимы все
Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности (доступности);
индивидуализации;
постепенности.
Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:
- освоение техники и
тактики избранного вида
- обеспечение необходимого
уровня развития двигательных
качеств, возможностей
- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
- обеспечение необходимого
уровня специальной
- приобретение теоретических
знаний и практического опыта,
необходимых для успешной
- комплексное совершенствование
и проявление в
Разумное использование перечисленных выше возможностей интенсификации тренировочного процесса позволяет обеспечить планомерный процесс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне.
Принцип постепенности имеет очень важное и, в конечном счете, определяющее значение в успехе спортсмена. Из физиологии известно, что изменения в органах и системах организма, улучшение их функций под влиянием тренировки могут происходить лишь постепенно, на протяжении длительного времени. Требуются месяцы и годы, чтобы достичь значительных изменений в организме.
Преждевременные завышенные требования к функциям органов и систем организма, не соответствующие их фактическим возможностям, не только не способствуют развитию тренированности, но и могут быть вредными для здоровья.
Принцип постепенности диктует весьма постепенное, но неуклонное повышение нагрузки в тренировке, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, усложнение задач и действий.
Однако эта постепенность должна соответствовать силам и возможностям спортсмена, должна обеспечивать непрерывное улучшение его тренированности и спортивных достижений. Нужна такая постепенность, которая доводит спортсмена до высокого мастерства на протяжении ряда лет. В настоящее время путь к спортивному мастерству значительно короче по сравнению с прежним временем. Это имеет очень важное значение для молодежи. Цель добиться успеха в спорте стала ближе и реальнее.
Исследования показали, что в среднем для всех видов спорта путь от новичка до спортсмена третьего разряда занимает 1 год, от третьего разряда до второго и от второго до первого тоже по одному году. А вот от первого разряда до мастера спорта — 2,5 года.
В целом от начала специальной тренировки до мастерства требуется в среднем 5—6 лет. Естественно, что в зависимости от видов спорта и индивидуальных особенностей занимающихся сроки подготовки могут несколько сокращаться или увеличиваться.
Новая Всесоюзная спортивная
классификация (на 1965—1968 годы), содержащая
более высокие разрядные
Постепенное повышение тренировочной нагрузки от одних занятий к другим производится не арифметическим прибавлением «сегодня одно повторение, завтра — два, послезавтра — три и т. д.». Оно определяется состоянием спортсмена в каждый день тренировки. В зависимости от этого состояния и условий занятий может потребоваться увеличить или уменьшить дозировку нагрузки, а также изменить ее характер. Таким образом, постепенность не будет равномерной, но общая тенденция постепенного и неуклонного повышения тренировочной нагрузки (главным образом за счет увеличения интенсивности, сложности и продолжительности работы) будет сохраняться. В спортивной практике постепенное повы-’шение тренировочных нагрузок чаще всего ступенчато-образно— от одного недельного (или с другим числом дней) цикла тренировочных занятий к другому. Это значит, что в нескольких тренировочных занятиях (цикле) сохраняются примерно одинаковые уровни наибольшей интенсивности и продолжительности упражнений, затем эта нагрузка повышается для следующего цикла и т. д. При этом требуется периодически снижать нагрузки в одном или нескольких занятиях или в цикле, чтобы упрочить достигнутые изменения в органах и системах организма, а также для полного восстановления его сил. Таким образом, ступенчатообразное повышение тренировочных нагрузок есть неуклонное повышение, но волнообразное.
На основе принципа постепенности строится тренировочный процесс в недельном, месячном и годичном нах. Этот принцип положен и в основу перспективного планирования многолетней тренировки.
Принципом постепенности определяется и ход обучения. Методика обучения в любом виде спорта в значительной мере базируется на основных педагогических правилах: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Основные положения, раскрывающие
содержание принципа «Единство
постепенности и предельности в
наращивании тренировочных
Величина максимальной нагрузки, относительна. Для практического ее нормирования необходим опыт и тщательный комплексный контроль. Конкретная количественная мера нагрузки может быть определена лишь с учетом уровня тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей избранного вида спорта.
В силу исключительно высоких требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы спортивной тренировки. Вместе с возрастанием тренировочных нагрузок возрастает и значение углубленного врачебно-педагогического контроля. При штурме же высших спортивных результатов обязательным условием становится детальная научная оценка эффекта тренировки и управление им. Не случайно постоянное сотрудничество спортсмена ,тренера ученого и врача становится крайне необходимым на современном этапе развития спортивной науки и практики.
В заключении хочу сказать , что результативность тренировки будет зависеть от учета индивидуальных особенностей организма спортсмена. Следовательно, необходимо учитывать соответствие сил и возможностей организма.
Форма, характер, интенсивность, продолжительность, методика выполнения физических упражнений должны подбираться с учетом пола, возраста, подготовленности, состояния здоровья и уровня развития морально-волевых качеств.