Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа
Основными функциями физкультурно-спортивных организаций являются: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования. В систематические занятия физической культурой и спортом вовлечены различные группы населения - от дошкольников до пенсионеров, от здоровых до инвалидов, от начинающих до мастеров спорта России международного класса (мсмк).
Для реализации индивидуального подхода в спортивной тренировке тренеру необходимо располагать такими критериями, как состояние здоровья, уровни биологической зрелости, физического развития, технической, тактической, психической, теоретической подготовленности, а также медико-биологическими, морфологическими , физиологическими характеристиками занимающихся, темпами роста показателей и их исходным уровнем.
К сожалению, приходится констатировать, что результаты научных исследований в области спорта продолжают оставаться невостребованными в реальных условиях подготовки спортсменов.
К
главным достижениям
После распада СССР в российском спорте обострилась проблема централизованной подготовки спортсменов.
Наилучшим образом эта проблема разрешается в УОР, где каждый четвертый учащийся - кандидат в сборную команду России, а из числа участников международных соревнований каждый третий становится призером первенств мира или Европы.
При всех достоинствах УОР у них имеются свои проблемы. Сложность в обучении спортсменов состоит в том, что учащиеся должны повышать свое спортивное мастерство и качественно осваивать, знания, умения и навыки будущей профессии.
Большинство учащихся УОР тренируются два раза в день, шесть дней в неделю, параллельно с этим пять академических часов в день посвящается приобретению общеобразовательных знаний. Решение этих задач осуществляется с единой целевой установкой на подготовку высококвалифицированных спортсменов и специалистов спорта. В связи с этим на основе анализа бюджета времени учащихся московского УОР №1 его педагогическим коллективом были разработаны меры по рационализации тренировочного времени, учебы, организации быта и отдыха детей.
25-летний опыт работы этого училища позволил обеспечить преподавателей современным комплексом учебно-методических материалов. Сегодня используются различные формы организации учебных занятий: очно-заочная - для всех учащихся и для наиболее перспективных спортсменов; заочная - для кандидатов в сборную команду России, обучающихся по индивидуальному графику. Имеется комплекс учебно-методических материалов (лекционный, дидактически-методический , программа самоконтроля знаний для учащихся). Методические разработки для самостоятельной учебной деятельности учащихся (тематические планы, рекомендации по написанию контрольных работ, учебные задания и учебные материалы). Контроль знаний включает в себя компьютерные программы текущего, рубежного и итогового контроля. Тестовые программы для определения уровня знаний учащихся позволяют оценить качественные и количественные критерии, отражают сдвиги за оцениваемый период.
Таким образом, процесс построения многолетней подготовки спортсменов - единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов и организационных форм подготовки, реализуемых в условиях УОР. Этот опыт вполне можно рекомендовать для широкого использования.
Организационные просчеты в развитии детско-юношеского спорта. С помощью факторного регрессионного анализа материальной обеспеченности физкультуры и спорта выявлено, что наибольшее влияние на результативность подготовки резерва сборной команды России оказывает финансовое и кадровое (специалисты, задействованные в спорте высших достижений) обеспечение, а на развитие массового спорта - кадровое и материально-техническое. Эти данные могут служить ориентиром при составлении программ развития массового спорта и спорта высших достижений. А пока культивирование видов спорта осуществля ется без экономических обоснований, эффективности и целесообразности расходования средств. И как следствие - материальные затраты на подготовку спортсменов на уровне мсмк различаются до 96 раз, причем в видах спорта, по которым российские спортсмены завоевали олимпийские медали, - до 73 раз, а в видах, по которым медалей не завоевали, - 1023 раза (!).
Виды
спорта развиваются без учета
потребности в контингенте
Таблица 1
|
Еще
недооценивается
Наиболее слабым звеном в детско-юношеском спорте продолжает оставаться медицинское обеспечение. Углубленный медосмотр проходят не более половины учащихся спортшкол. Каждый седьмой из прошедших медосмотр нуждается в лечении, а в составе юношеских сборных команд России - каждый шестой. Если учесть, что при занятиях спортом на подрастающий организм в отличие от взрослого падает двойная нагрузка - собственно тренировочная и соревновательная, а также нагрузка, связанная с ростом и развитием организма, то к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоровые подростки.
Значительная часть спортсменов имеют отклонения в состоянии здоровья и не могут адаптироваться к постоянно повышающимся нагрузкам, которые становятся для них непосильными и нередко провоцируют заболевания. Занятия указанных лиц спортом не оправдывают финансовых затрат, времени и усилий, которые расходуются в ущерб учебе, профессии, а порой и здоровью.
Нерешенной проблемой остается развитие женского спорта. До настоящего времени отсутствуют единые требования и подход к численности мужского и женского контингентов занимающихся. Так, доля женщин в стране превышает 53%, а занимающихся спортом -лишь 28%, в то же время в олимпийской программе женские дисциплины составляют 40% и имеют тенденцию к дальнейшему увеличению. Доля российских спортсменок, вернувшихся из Сиднея с медалями, составила 44 % от общего числа медалистов. Следователь но, надо усилить развитие женских дисциплин по принципу: развивать сильные стороны личности как ведущее условие достижения высоких спортивных результатов.
Продолжается тенденция искусственного омоложения или более раннего начала занятий спортом. Существуют научно обоснованные, психологически и биологически оправданные возрастные зоны начала занятий спортом, которых и следовало бы придерживаться в практической деятельности. Учеными доказано, что в 70% случаев возраст начала занятий спортом стабилен и что спортсмены, рано приступившие к тренировкам, за больший срок осваивают норматив мастера спорта, а спортсмены, начавшие тренироваться в более позднем возрасте, быстрее осваивают этот норматив. Следовательно, начало занятий спортом в более раннем возрасте не ускоряет процесса подготовки, а делает его значительно дороже и не гарантирует стабильных результатов.
Средний возраст сборной команды России на Олимпиаде в Сиднее в сравнении с Играми 1996 г. в Атланте увеличился на 1,3 года. Шире стал диапазон участников, сместившись в более старшую возрастную группу. Разница в возрасте внутри команды в 10 - 20 лет наблюдалась в 16 видах спорта (см. табл. 1).
Возраст российских спортсменов свидетельствует о том, что спортивная карьера становится более продолжительной. Спортсмены до 18 лет составили 4,4%, до 25 лет - 43,2%, 25 лет и старше - 50,4%. Это наводит на мысль о том, что пора окончательно определиться, в каком возрасте и при каком уровне мастерства спортсмены России могут переходить в профессиональный спорт. Так, на Олимпиаде в Сиднее в составе сборной команды России 38 легионеров выступали по 8 видам спорта. В связи с этим необходимо ускорить приятие закона "О профессио нальном спорте в России".
Следует также отметить, что чем дольше опытные спортсмены задерживаются в сборной команде, тем сложнее в нее попасть молодым перспективным спортсменам, которые пока еще не в состоянии обеспечить себе относительно благополучное материальное существование. Отсюда их отток из России в более экономически развитые страны.
Объективны ли суждения о развале российского спорта? Россия, располагая 34-й частью населения земного шара, завоевывает каждую 10-ю разыгрываемую на Играх Олимпиады медаль. Из числа подготовленных олимпийских чемпионов на долю россиян пришлось 62,5%. В период распада СССР доля россиян в составе сборной команды СССР, СНГ и завоеванных ими медалей составила 52 %. На Играх Олимпиады в Сиднее спортсмены стран бывшего СНГ завоевали 163 медали, из которых россияне - 88, или 54%.Это свидетельствует о том, что развала спорта в России не произошло. Запас прочности российского спорта подтвержда ется результатами выступления сильнейших стран мира в видах спорта, в которых их представители завоевали медали, и количеством видов, в которых они завоевали более 10% максимально возможного числа медалей: Россия - 25 : 13 ; США - 24 : 4; Китай - 13 : 6 ; Австралия - 21 : 6 ; Германия - 20:6; Франция - 17 : 5. Российские спортсмены уверенно занимают ведущую позицию по сложно-координационным видам спорта и спортивным единоборствам, китайские - в спортивных играх, американские - в циклических и технических видах спорта. Если исходить из результатов выступления в главных соревнованиях 1997 - 1999 гг., то сборная команда России сохранила свои позиции, сборные команды США, Китая, Австралии повысили свой уровень, а Германии и Франции - понизили.
Интерес к развитию олимпийских видов спорта в мире постоянно меняется. Если на олимпиаде 20-летней давности команды Китая и Австралии не входили в десятку ведущих стран, то в Сиднее они заняли третье и четвертое места в неофициальном общекомандном зачете, обойдя команды Германии и Франции.
Эффективность развития видов спорта. Экономическая эффективность вида спорта характеризуется соотношением результата выступления на олимпиаде и расходов на него из местных бюджетов. Если в синхронном плавании, велоспорте (трек), прыжках в воду одна завоеванная медаль обошлась в 1,4 - 1,8 млн руб., то в гимнастике спортивной, фигурном катании, водном поло - в 3 раза, теннисе и современном пятиборье - в 4, стрельбе стендовой, пулевой и фехтовании - в 5, биатлоне - в 8, гимнастике художественной - в 10, борьбе вольной - в 15, боксе, лыжном двоеборье, борьбе греко-римской - в 16, легкой атлетике - в 21, велоспорте (шоссе) - в 25, хоккее - в 36, дзюдо - в 42, волейболе - в 70, плавании и гребле академической - в 72 раза дороже.
В видах спорта, в которых медалей не завоевано, затраты таковы: сноуборд обошелся в 526 млн руб., бобслей - в 5 раз дороже, гребной слалом -в 6, хоккей на траве - в 9, санный спорт - в 10, триатлон - в 11, шорт-трек - в 13, бейсбол и фристайл - в 20, прыжки на лыжах - в 22, конный спорт - в 32, стрельба из лука - в 56, горнолыжный спорт - в 82, парусный спорт - в 84, конькобежный спорт - в 139, настольный теннис - в 215, баскетбол - в 747, футбол - в 1023 раза дороже.
Учитывая
возросшую конкуренцию за общекомандное
место и постоянное снижение доли
завоеванных медалей страной-
Потенциал российского спорта. В целях сохранения высокого рейтинга России в мировом спортивном движении целесообразно сохранить имеющийся потенциал российского спорта - возможности, которые могут быть приведены в действие и использованы в целях достижения преимущества на играх предстоящих в ХХI веке Олимпиад, исходя из сложившейся в стране системы подготовки спортивного резерва, когда на одну завоеванную российскими спортсменами медаль приходится 5 участников олимпийских игр, а на одного участника приходится: 3 кандидата в сборную команду России; 17 мсмк и мс, проходящих подготовку на этапе высшего спортивного мастерства; 66 - на этапе спортивного совершенствования; 1,4 тыс. человек - в учебно-тренировочных группах; 2,8 тыс. - на этапе начальной подготовки 13,7 тыс. занимающихся в спортивных секциях и группах; 75 штатных тренеров-преподавателей, из которых 16 имеют высшую квалификационную категорию; 18,4 млн руб. в год из средств местного бюджета.
Результаты участия российских спортсменов в Играх Олимпиады 2000 г. в Сиднее доказывают, что при нелучших условиях подготовки основы нашей системы и методики спорта высших достижений остаются передовыми в мире. Уровень достижений удерживается в основном благодаря сохранению системы подготовки спортивного резерва и невосполнимых биологических и психологи ческих усилий спортсменов и тренеров.