Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:58, творческая работа
Исократ приводит также воспоминания о вытеснении варваров эллинами с островов и побережья Эгейского моря, что расширило просторы Эллады и проложило дорогу переселенцам. Именно в этом предприятии первенствовали Афины, что не забывает подчеркнуть Исократ. После этих событий народы начинают делать свою жизнь более комфортабельной и благоустроенной, и «ни одно из благ <…> не было достигнуто без участия Афин». Афины сделали искусства и ремесла широко распространенными и общедоступными для других.
Московский
государственный университет
Факультет
журналистики
Кафедра
зарубежной журналистики и литературы
Анализ
«Панегирика» Исократа
Реферат
по курсу введения в мировую журналистику
121 группа, дневное отделение, Титова Юлии
Исократ родился в Аттике в 436 г до н э. Он был сыном состоятельного владельца мастерской по производству флейт, и хорошее материальное положение семьи позволило дать сыну качественное образование. Молодость Исократа прошла в годы Пелопонесской войны, которая оставила в нем неизгладимые впечатления. На формирование интеллектуального облика и взглядов Исократа оказало общение с Горгием, учеником которого он являлся, с Сократом. Хотя Исократ не был ни последователем, ни учеником Сократа, но его знакомство с ним оказало большое влияние на формирование прежде всего политических взглядов. После войны философы и политики начали критиковать афинскую демократию. К их идеям присоединился и Исократ, который стал сторонником единоличной власти.
По окончании Пелопонесской войны Исократ обращается к деятельности логографа (изготовитель речей для других), чтобы поправить свое материальное положение, и занимается этим на протяжении десяти лет. Он пишет судебные речи, однако школа Горгия привила Исократу склонность к торжественности речи, следы пристрастия к которой видно уже в судебных речах. Однако честолюбие влечет Исократа в сферу политического красноречия. Но оратором он не становится по причине природной скромности и сознании невозможности для современного человека, настроенного против демократии, открыто бороться в народном собрании с демагогами. В 392 году до н э Исократ открыл в Афинах школу красноречия, в которой риторика становится не только средством образования, но и средством нравственного и политического воспитания. Когда у Исократа спрашивали, как он, не являясь «действующим» оратором, преподает ораторское искусство, он отвечал: «Точильный камень не может резать, но делает железо острым»
Жить изолированно от политической жизни он не мог, поэтому одним из способов формирования общественного мнения и политического влияния для Исократа стала письменная публицистика, к которой и относится «Панегирик». Исократ хорошо понимал, какой силой обладает слово, и поэтому тщательно прорабатывал каждую фразу, уделял внимание самой форме сочинений. Над «Панегириком» он работал десять лет – с 390 по 380 год до н э. Исократ работал и над ритмикой речи. Можно заметить, что период в речи Исократа часто разделяется на одинаковые или приблизительно одинаковые по длине части, иногда даже с одинаковым порядком слов и с одинаковым звучанием в концах. В подлиннике в конце членов периода и особенно в конце всего периода можно наблюдать известную ритмичность. «Древние говорили, что его речь льется, как масло, гладко и плавно, правда, на слушателя наводит сон, зато в текстовом варианте не имеет себе равных по красоте»1
Панегирик (от греч. Panegyrikos logos) – похвальная публичная речь, произносимая на общегреческих празднествах.
После Пелопонесской войны
Исократ признает пышность и тонкую отделку своей речи и обращается к «знатокам», которым предлагает искать в «Панегирике» «достоинства, каких не найти у другого». Также он согласен на презрение и насмешки, если его речь окажется недостойной и не оправдает потраченного на нее времени.
По структуре «Панегирик» можно разделить на две части соответственно двум разным этапам развития идеи. Так, первая часть речи посвящена прославлению отечества. Перед этим автор сообщает, что Афины склонить к единению куда проще, чем Спарту, которая имеет «необоснованные притязания на господство в Элладе», в то время, как Афины, со своим героическим прошлым, заслугами перед эллинами, обосновывает право на первое место.
Итак, Исократ утверждает, что Афины
обладают таким опытом в
Публицист упоминает о предании, которое гласит о двух великих дарах Деметры за услуги предков: хлебных злаков и таинств, дающих надежду на вечную жизнь после смерти. Тут проявилась щедрость афинян, которые поделились божественными дарами со всеми остальными: «сеять, выращивать и употреблять в пищу хлеб мы научили всех желающих сразу». А для тех кто сомневается в истинности предании, Исократ приводит как доказательство тот факт, что все города в знак благодарности каждый год привозят Афинам первый урожай хлеба. А тех, кто уклоняется от этой благодарности, жрица-прорицательница Пифия заставляет не забывать обычай. Именно афиняне, самые искусные в ремеслах и самые благочестивые, по словам Исократа, достойны почестей и главенствия.
Исократ приводит также воспоминания о вытеснении варваров эллинами с островов и побережья Эгейского моря, что расширило просторы Эллады и проложило дорогу переселенцам. Именно в этом предприятии первенствовали Афины, что не забывает подчеркнуть Исократ. После этих событий народы начинают делать свою жизнь более комфортабельной и благоустроенной, и «ни одно из благ <…> не было достигнуто без участия Афин». Афины сделали искусства и ремесла широко распространенными и общедоступными для других.
Именно законы Афин и вид
государственного устройства
Отмечает Исократ и широкие
общеэллинские празднества, на
которые в Афинах собирается
большое число людей и
Жители Афин умны, воспитаны и образованы. Они почитают философию и красноречие,
которым стремится овладеть практически каждый, потому что именно красноречие является признаком образованности и глупцам оно недоступно.
К военным доблестям Исократ
причисляет не только сражения
за свою землю, но и военные
походы в союзе с другими,
более слабыми государствами,
«безрассудное стремление
Неоднократно на Афины
Итак, многочисленными примерами Исократ доказывает военное преобладание Афин. «Однако отсюда еще не следует, что «вся речь в целом» была направлена против Спарты, что ее «основной задачей» было «дискредитировать гегемонию Спарты в глазах эллинов» Исократ действительно подвергает суровой критике Спарту за предательство ею общегреческих интересов, но эта критика носит побочный характер. Она не исключает для Исократа принципиальной возможности двойного руководства, одновременной гегемонии Афин и Спарты»2 Публицист вспоминает, как спартанцы спешили на помощь афинянам в борьбе с войсками Дария. За трое суток спартанцы проделали путь в тысячу стадиев, чтобы как можно быстрей оказать поддержку афинянам.
Еще одним убедительным
«Цель «Панегирика» заключалась в том, чтобы призвать эллинов к единению под руководством Афин, — не потому, что Исократ был воодушевлен теми же идеями, что и афинские политики, работавшие над воссозданием Афинской державы, а потому, что в тот момент он видел в Афинах единственно возможного кандидата на роль объединителя Эллады, и не ради великодержавного афинского владычества в Элладе, а ради общеэллинского похода на Восток.» 3
Вторая часть «Панегирика» посвящена призыву к объединению и совместному походу против персов. Вражда между Спартой и Афинами из-за ничтожных выгод, разорение земель у друг друга облегчает задачу персидскому царю, и его забота – лишь поджигать распрю. Царь перси могуществен, и поэтому войну против него необходимо начинать без промедлений, потому что может настать время, когда «варвары будут выступать сплоченно», а Афина и Спарта будут продолжать враждовать, и тогда может настать беда.
Чтобы развенчать могущество
персидского царя, Исократ приводит
примеры его поражений в
Исократ утверждает, что создались
хорошие условия для похода
против персов, когда против них
восстали Египет и Кипр и
вокруг много союзников, и «
Исократ осуждает бездействие властей, так как их главная задача, по его мнению, отбросить все дела и начать готовиться к войне с персами. Он считает бессмысленным мирный договор, так как это не прекращение войны, а ее отсрочка на некоторое время. Нужны прочный мир, согласие, доброжелательность друг другу, которые помогут разгромить врага: «опыт, накопленный в междоусобной войне, мы сможем применить в походе на персов».
Он призывает расторгнуть
Заканчивает свою речь Исократ
обращением к слушателям. Он надеется,
что его речь даст свои плоды
и люди начнут добиваться