Даниэль Дефо и авторская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:49, реферат

Описание

Даниэль Дефо широко известен как создателя жанра приключенческой литературы, однако его деятельность журналиста имеет не менее важное значение. В публицистике он пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова, а также положил начало экономического журнализма. Даниэль Дефо силой слова поддержил и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англичанин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»).
Газеты и журналы, как периодические печатные издания, появляются в различных странах Европы в середине XVII века, и поначалу печатали преимущественно информационные анонимные материалы. Исключительно талантливый человек, Даниэль Дефо, можно сказать, совершил революцию в журналистском деле, сделав профессию журналиста не только уважаемой, но и важной для формирования общественного мнения по актуальным общественно-политическим вопросам.

Работа состоит из  1 файл

Даниэль Дефо.doc

— 1.43 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«История зарубежной журналистики»

тема: «Даниэль Дефо и авторская журналистика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Даниэль Дефо широко известен как  создателя жанра приключенческой  литературы, однако его деятельность журналиста имеет не менее важное значение. В публицистике он пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова, а также положил начало экономического журнализма. Даниэль Дефо силой слова поддержил и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англичанин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»).

 

Газеты и журналы, как  периодические печатные издания, появляются в различных странах Европы в  середине XVII века, и поначалу печатали преимущественно информационные анонимные материалы. Исключительно талантливый человек, Даниэль Дефо, можно сказать, совершил революцию в журналистском деле, сделав профессию журналиста не только уважаемой, но и важной для формирования общественного мнения по актуальным общественно-политическим вопросам.

 

Первые сочинения Даниэля Дефо были далеки от художественной прозы. В работе «Опыт о проектах» он высказал очень прогрессивные для его времени мысли. Так, он довольно остро ставит вопрос, для того ли бог наделил женщину способностями, равными с мужчиной, чтобы она была только его кухаркой и нянькой его детей; отсюда он делает вывод о необходимости женского образования, даже говорит о равном образовании для мужчин и женщин. Также в «Опыте о проектах» Дефо предлагает усовершенствовать открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры-менялы. «Английский банк» в то время только открылся. Дефо возлагал огромные надежды на короля, поэтому именно к нему он обращался со своими математическими подсчетами и логическими аргументами.


В 1690 году Дефо начал сотрудничать с лондонской газетой "Афинский Меркурий". Позднее он напечатал в ней несколько политических памфлетов. Его деятельность оказалась в известной мере скована устоявшимися стереотипами о том, что должен и что не должен писать журналист.

 

В 1701 году памфлет «Чистокровный англичанин» принес Даниэлю Дефо широкую известность в Англии. Дефо осмеял претензии лордов на чистоту их аристократической крови и вообще чистоту крови англичан, так как английская нация сформировалась в ходе истории из самых различных племен. В нее вошли норманны, англосаксы, шотландцы, французы, датчане. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III. Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию, доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов, а новые — от французских лакеев, парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов. После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошёлся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами.

 

Второй памфлет Дефо – «Кратчайший способ расправы с  диссидентами» – навлек на автора недовольство правительства, которое  сочло необходимым покарать сатирика (король Вильгельм III к тому времени умер), «кощунственно смеявшегося над официальной англиканской церковью». Аристократы и фанатики из духовенства сначала приняли всерьёз эту сатиру и совет расправиться с диссидентами виселицей. Потом выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал. Церковь и аристократия стали добиваться ареста Дефо. Писатель перешел на нелегальное положение. Власти объявили его розыск. «Человек среднего роста, около 40 лет от роду, смуглый, с темно-русыми волосами, носит парик. У него крючковатый нос, острый подбородок, серые глаза и большая бородавка около рта». Так излагались его приметы. Дефо был вскоре найден и помещен в тюрьму, затем выставлен в колодках у позорного столба. Буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор приводился в исполнение. Недоброжелатели Дефо нарисовали по этому поводу карикатуру с подписью «ДЕФОрмированная голова у позорного столба».

 

Однако министр королевы Анны Роберт Харли решил использовать талантливое перо Дефо для целей своей политики. Писатель был выпущен на свободу. В 1704 году ему разрешили издавать свою газету «Обозрение дел во Франции и остальной Европе». Дефо, сохраняя видимость независимости своей позиции, тем не менее верно служил правительству, от которого получал и материальное поощрение, впрочем, не кривя душой, ибо политика буржуазного правительства Англии той поры совпадала с интересами самого Дефо. Таким образом «Обозрение дел во Франции и остальной Европе» стало первой в мире частной газетой, добившейся государственного финансирования.

 

Даниэль Дефо смог привить англичанам привычку регулярно читать его газету. Сейчас он заслуженно считается родоначальником авторской журналистики, а также общественно-политической журналистики. В своей газете «Обозрение дел во Франции и остальной Европе» Дефо проявил себя мастером злободневной передовой статьи, актуального репортажа с места событий, газетного очерка, остроконфликтной полемики по самым важным вопросам, интересовавшим широкие слои общества.

 

Высказывался Даниэль  Дефо и на международные темы. Всем наверно памятно, что Александр  Сергеевич Пушкин в своей поэме "Полтава" назвал шведов учителями  русских, и там есть строки, когда после Полтавской битвы Пётр "за учителей своих заздравный кубок поднимает". Так вот, Даниэль Дефо высказал эту мысль более чем сто лет до светоча русской словесности - в одной из своих статей в газете «Обозрение дел во Франции и остальной Европе» ещё до Полтавского сражения он так и написал: "шведы сами же научат русских воевать".

 

При этом надо отметить, что Даниэль Дефо был как бы един во многих лицах - в газете «Обозрение дел во Франции и остальной Европе» был одновременно журналист и редактор, корректор и ответственный секретарь, ибо он делал всю газету целиком один. Из сотрудников у него были только курьеры, помогавшую доставлять текстовый материал в типографию, а затем готовые номера газеты - в точки продажи.

 

Даниэль Дефо делал всю газету один, при этом она была довольно объёмной, на восьми листах без рекламы, и выходила три раза в неделю. Дефо не просто строчил горы статей, он писал то, что читателям было интересно. Как сам он написал в одной из своих передовиц, "я хочу вас заставить читать исключительно ради той пользы, которую вы можете извлечь из обсуждаемых мной предметов". Его газета стала образцом для всей последующей британской прессы.

 

Помимо журналистской деятельности Даниэль Дефо стал тайным агентом правительства Англии в Шотландии. Александр Голдсмит, Андре Моретон, Клод Гийо – это все были его явочные имена. Постепенно количество выпусков «Обозрения дел во Франции и остальной Европе» сократилось до двух в неделю. В 1713 году из-за нехватки времени Дефо прекратил выпуск газеты, но изредка пописывал статьи для других изданий.

 

В 1719 году Даниэль Дефо ушёл не только из журналисткой деятельности, но и из разведывательной, и целиком сосредоточился на литературе. Сейчас газетные статьи Даниэля Дефо уже не актуальны, а его книгу "Робинзон Крузо" знает весь мир.

 

Литература

 

 

Аникет А. История  английской литературы. – М., 1956.

 

Алексеев М. Русско-английские литературные связи (XVIII век – первая половина XIX века). – М., 1982.

 

Трыков В. История зарубежной журналистики. От истоков до Второй мировой войны. Издательство: Инфомедиа Паблишерз. – 2007.




Информация о работе Даниэль Дефо и авторская журналистика