Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:03, доклад
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Диоген из Лаэрты грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами.
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Диоген из Лаэрты грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами.
Кроме сочинений Диогена в настоящее издание входят биографии Платона, Пифагора, Плотина и Прокла.
Книга посвящена истории греческой философии, но сама-то греческая философия, за некоторыми небольшими исключениями, изложена в ней чрезвычайно спутано, без последовательной хронологии, не говоря уже о последовательном историзме. Книга наполнена так называемыми «жизнеописаниями философов».
В этом трактате можно прочитать все что угодно о греках, в том числе, конечно, и о греческих мыслителях, о целых эпохах культурного развития, о поэзии многих греческих авторов и вообще о природе и жизни в Древней Греции. Очень часто Диогена Лаэртского интересует не данный мыслитель, как таковой, но его биография, да и биографии эти часто полны курьезов, необычных стечений обстоятельств, полны разного рода анекдотов, остроумных изречений и не относящихся к делу случайных происшествий. Особенный интерес вызывают у Диогена Лаэрция пикантные подробности из жизни людей, часто доходящие до полного неприличия. О Сократе, например, приводятся не только сведения о том, что у него была жена, но и сведения о том, что у Сократа было две жены одновременно.
Основное место в сочинении Диогена Лаэртсокого занимают анекдоты. Все его рассказы о философах и мыслителях буквально полны разнообразных анекдотов.
Беря в руки трактат Диогена Лаэртского, удивляясь его наивности и хаотичности, мы погружаемся еще и в эти веселые просторы античной историографии и начинаем понимать, до какой степени античный грек мог чувствовать себя беззаботно в такой серьезной области, как история его же собственной, то есть древнегреческой, философии.
I книга заключает в себе ряд представлений о "варварской" философии в отличие ее от греческой. Основным содержанием I книги является учение о "мудрецах". Сейчас интересно будет сказать только то, что значительная часть "мудрости" этих мудрецов состоит либо из бытовых пустяков, либо из остроумных ответов на разные вопросы жизни, причем действительно никакой философии здесь почти не используется (по мнению Диогена). Фалес, Солон, Хилон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Мисон, Эпименид и Ферекид – все эти "мудрецы" – это люди часто весьма стойкие, принципиальные, даже государственные деятели, но почти всегда настойчивые, упрямые и жестокие, мудрость которых неизвестно в чем и заключается, по Диогену, а уж об их философии и сам Диоген не заговаривает.
Фалес, желая доказать, что стать богатым вовсе не трудно, "однажды в предвиденьи большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег". По-видимому, Диоген считает это мудростью Фалеса. Солон, к которому Диоген относится весьма положительно, свою философию проявил только в том, что советовал не делать ничего лишнего. Появляется какое-то учение о космическом Уме как о перводвигателе, черта, которую мы привыкли связывать только с Аристотелем. Только в III книге своего трактата Диоген излагает жизнь и учение Платона, посвящая этому всю III книгу целиком. Диоген посвящает IV книгу решительно всем платоникам, включая Древнюю, Среднюю и даже Новую академию.
Аристотелю посвящается значительная часть V книги, причем тут же идет речь о всех главнейших аристотеликах. Ученик Аристотеля Феофраст тоже излагается со всеми своими преемниками. Последующие несколько книг посвящены философским школам.
VIII книга начинается с Пифагора и вся посвящена виднейшим пифагорейцам.
Гераклиту посвящена значительная часть IX книги. Диоген характеризует Гераклита весьма разнообразно. С одной стороны, Диоген говорит, что Гераклит ни у кого не учился и что всю свою философию он создал только путем личного самопознания, а с другой стороны, тут же сообщает, что Гераклит был слушателем Ксенофана. Однако Ксенофан, один из основателей элейской школы, отрицавший всякую подвижность бытия, едва ли мог быть учителем того философа, который в основном как раз и учил о вечной подвижности бытия.
Вся Х книга посвящена Эпикуру,который рекомендует изучать физику исключительно ради этических целей.
Диоген утверждает, что в греческой философии первоначально господствовал метод физический – и это было до Сократа, – потом этический, во главе с Сократом, и, наконец, диалектический, во главе с Платоном, с подчеркиванием приоритета Платона как вообще в диалектике, так, в частности, и в способе рассуждения при помощи вопросов и ответов.
Аристотель изложен у Диогена Лаэртсокого слишком сжато и кратко, местами невразумительно. Однако к несомненным заслугам Диогена относится то, что у Аристотеля он нашел не только теорию истины, но и теорию вероятности, причем обе эти проблемы он поставил на одной плоскости, не подчиняя одну другой
Его трактат – это любопытнейшая и интереснейшая античная смесь всего важного и неважного, первостепенного и второстепенного, всего серьезного и забавного.
Вы уже поставили +1 этой странице. Отменить
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло
Физика – законы функционирования Вселенной
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.
Главная проблема диалектика – что такое развитие?