Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:47, курсовая работа
Цель данной работы - провести анализ двух, на мой взгляд, самых главных и важных ролей Вивьен Ли – Скарлетт О’Хары и Бланш Дюбуа, которые принесли ей заслуженно две премии Оскар. Казалось бы, эти героини – такие совершенно разные, но в то же время похожие на нашу Вивьен в разные периоды жизни, так судьбоносно важны для нее.
1. Введение……………………………………………………..3
2. Глава I. Кто Вы, миссис Ли?.................................................5
3. Глава II. Закат легенды…………………………………….10
4. Заключение…………………………………………………12
5. Источники…………………………………………………..14
Но с каждым словом перед нами предстает несчастная, сломленная неудачным браком в юности женщина. Слабая, да. Жалкая, да. Но никто не желает подать ей руку в этой жалкости и слабости, ведь она «всегда зависела от доброты незнакомцев». Как говорит Бланш: «Слабость должна быть подкреплена красотой. А я уж не та, что была».
Бланш совсем не похожа на тех, кто ее окружает в доме сестры. От этого ей становиться с каждым днем хуже. Одиночество и страхи, от которых она бежала из родных мест, настигают ее и здесь. Непонимание, грубость, жестокость, бестактность, невежество идут вразрез с ее пониманием жизни.
Этот фильм как раз, прежде всего, о жестокости - жестокости людской к тем, кто слабее и отличается от них.
Потаскушка, педофилка, кривляка — можно применить все эпитеты к Бланш, и все же невозможно ее осуждать. Потому что она — раненая, мятущаяся душа, которую не пожалел никто и не пожалеет никогда. Ни муж сестры, для которого Бланш — подстилка и мешающая семейной жизни помеха, ни Митч, который поначалу казался добрым, но отвернувшийся от Бланш, как только узнал, что она «непорядочна». Даже Стелла, которой дороже конечная станция «Желание», нежели ее сестра. Тогда Бланш начинает жить самообманом, что все же придет прекрасный принц, тот самый добрый незнакомец, и заберет ее, она хочет верить в это, и чтобы другие верили в это тоже. А еще, что он не будет смотреть на нее при ярком свете, потому что она хочет оставаться молодой всегда.
За сюжетным противостоянием двух главных героев стоит семантическая борьба аристократической культуры с культурой ординарного человека. Это конфликт, в котором, как покажет время, победят «Ковальски», а не «Дюбуа».
И психлечебница, ожидающая Бланш в конце ее жизни — закономерный итог. Остается надеяться, что лечащий врач будет к ней добрее из всех встреченных ею в жизни людей, потому что с трамвая «Желание» есть только один путь – пересесть на трамвай «Кладбище».
Фильм «Трамвай «Желание» был поставлен режиссером Элиа Казаном в 1951 году, но за два года до этого состоялась его премьера в театре. Восемь месяцев, день за днем, Вивьен Ли играла Бланш при переполненном зале. Друзья боялись, что роль станет слишком большим испытанием для нее, ведь еще в 1945 году врачи поставили тяжелый диагноз – туберкулез. Вивьен Ли – актриса перевоплощения. «Фактически она «впускала» в себя на год другую личность, а нарушенная психика Бланш могла нанести ущерб хрупкой нервной конструкции актрисы»3, - пишет Владимир Утилов.
Взглянув на «тень спектакля»4 (так называл пьесы Теннесси Уильямс), легко себе представить героиню Вивьен Ли, в сущности - женщину падшую, капризную и спесивую, а еще легче, кажется, такую сыграть. Но самоотдача англичанки и ее ораторский талант в убеждении Ульямса и Казана, помогли ей создать такой сложный и человечный образ Бланш Дюбуа, что достичь этой вершины по силе лишь великим актрисам. Ли была настолько хороша, что лондонская пресса назвала пьесу «Трамвай «Вивьен», не без доли сарказма за слишком обширную «тень», которую актриса отбрасывала на других актеров.
Вивьен
Ли вложила в эту роль всю себя и в каком-то
плане сыграла саму себя. Ведь на тот момент
у нее уже были трудные отношения с мужем,
нервные припадки, перераставшие в сумасшествие,
а после – психиатрическая лечебница.
С годами Вивьен сама признала: "Бланш
– женщина с обнаженной душой. Это фигура
творческая и я понимаю ее. Но исполнение
этой роли повергло меня в безумие".
Глава II. Закат легенды
Можно сказать, что первая половина жизни Вивьен Ли прожита по сценарию «Унесенных ветром», а вторая, трагическая, половина – по фильму «Трамвай «Желание». Роль Бланш оказалась роковой, фатальной в жизни Вивьен.
Лоренс
Оливье, устав от прогрессирующей
болезни жены и безнадежности, завел
роман с молодой актрисой. На 45-летний
юбилей Вивьен он подарил ей безумно
дорогой «роллс-ройс» и
Смерть Вивьен ошеломила Лондон. Кто-то считал, что это было самоубийство, но эта сильная женщина не могла такого допустить, тем более, в тот момент, когда готовила новую роль.
Газеты Америки и Англии опубликовали некрологи, но, пожалуй, правдивее, откровеннее и смелее всех написал журналист Джон Трюин: «Смерть Вивьен Ли украла у английской сцены не только самую прекрасную из ее актрис, но также и умного, одухотворенного художника. Человек большого и непокорного интеллекта, она должна была всю жизнь мириться с недооценкой, ибо, пользуясь самым стертым из штампов, люди говорили, что ее счастье в ее внешности. Недооцененная – такова тропа ее жизни… Ряд лет Вивьен Ли была партнером гениального актера. Хотя он был самым лояльным и щедрым из мужчин, ей приходилось оставаться «младшим партнером» в содружестве «Оливье». Что бы она ни играла, начиная с Клеопатры и кончая героиней «Спящего принца», всегда находился критик, с умным видом качающий головой. В истории театра немало актеров, которые «вели» своих жен, и актрис, которые «вели» своих мужей. Позвольте заявить со всей уверенностью, что Вивьен Ли была прекрасной актрисой по праву, независимо ни от кого. Она умерла еще во цвете лет, красоты и интеллекта. «Исчезает красота, проходит красота, даже если она и неповторима…» Нет, я уверен, не красота Вивьен Ли, не красота ее облика, не красота ее души».6
Вивьен Ли участвовала в двадцати фильмах и тридцати театральных постановках, среди которых было много удачных, но Скарлетт из «Унесенных ветром» останется ее главной ролью и будет долго волновать сердца. Неудивительно, что даже в последних героинях Ли зрители видят Скарлетт – постаревшую, страдающую от пренебрежения мужчин.
Известный
критик Александр Уолкер отмечал: «В
последние годы «специальностью» Вивьен
Ли стало изображение женщин, которые
переживают «средневековье» эмоций
и доходят до предела отчаяния.
Никто другой не мог соперничать
с ней в этом. «Глубокое синее
море» и «Римская весна миссис
Стоун» показывают ее женщиной в тисках
почти что климактерического
пафоса – женщиной, которая боится
потерять любовника в одном фильме,
и женщиной, которую предает ее
жиголо в другом. Она остается в
моей памяти в той сцене «Корабля
дураков» (где она играет алкоголичку
на пароходе), когда плюнув на воспоминания
о трагическом прошлом, одна на палубе,
танцует веселый, блестящий чарльстон.
Эта сцена визуально суммирует
реплику, которую она произносила
в «Унесенных ветром»: «Я не хочу плакать
сегодня. Я буду плакать завтра»
(в фильме, переведенном
на русский язык, эта
фраза звучит так: «Я
не хочу думать об этом
сейчас. Я подумаю об
этом завтра» - примечание
мое). Это было правилом Вивьен Ли, и
она пронесла его через свою жизнь».
7
Заключение
Вивьен Ли трудно не восхищаться. И дело не только в том, что она - одна из лучших актрис всех времен и звезда великих картин: "Унесенные ветром", "Мост Ватерлоо", "Трамвай "Желание". Зрители окрестили Вивьен Мисс Витамин В - каждая встреча с ней улучшала настроение.
А в настоящей жизни Ли, похожей на судьбу ее главных героинь – Скарлетт О’Хары и Бланш Дюбуа – были и измены, предательства, телесные и душевные муки. Ощущая необъяснимое сходство со своей героиней - духовным двойником, хрупкая очаровательница и здесь невольно разделила крест любимой Скарлетт. Любя, любила всем существом, властно и эгоистично, как себя, то есть забывала и пренебрегала чувствами и судьбами всех остальных - близких ли, друзей ли... Как в период бурного романа с немного нерешительным, мучимым душевными угрызениями Оливье, бросившим, в конце концов, ради нее жену и ребенка. Так же в карьере. Несмотря на нелюбовь к Америке, едет туда и пытается добиться всеми правдами и неправдами главной роли. И Вивьен все равно, что о ней подумают и будут говорить другие (собственно, как и Скарлетт), главное – это успех, который, как она уверена, ожидает ее бесспорно.
А в конце жизни, как и Бланш, останется одна, брошенная мужем. И умрет величайшая актриса в одиночестве…
Именно эти кино-героини принесли ей мировую славу и известность, но сама Ли никогда не считала себя киноактрисой: «Я не хочу быть киноактрисой!.. Ну, я совсем не так представляю себе актрису. Быть актрисой – это приезжать каждый вечер в театр и выходить на сцену перед публикой и играть самые разнообразные роли.
Сцена – вот где я существую, где чувствую себя живой и сильной. На сцене я королева и делаю то, что считаю нужным. Здесь не надо слушаться раздувшегося от важности режиссера, который приказывает посмотреть направо или налево, тут выразить больше, а там меньше.
Вся моя жизнь имеет значение и цель, когда я работаю в театре… Я предана театру, и так будет всегда, вот и все!»8
Данная работа посвящена жизни и творчеству Вивьен Ли. В задачу исследования входит рассмотрение и анализ двух кино-ролей актрисы, о которых заявлено в начале работы.
В своей работе я сделала вывод, сравнивая биографию Вивьен с сыгранными ролями Скарлетт и Бланш, а также используя цитаты друзей, критиков и ее собственные, что эти героини являются важными, неотделимыми и, в какой-то степени, фатальными в жизни Актрисы с большой буквы.
.
Источники:
Фильмы:
Литература:
Информация о работе Две Вивьен Ли: Скарлетт О’Хара и Бланш Дюбуа