Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа
В наше динамичное время, в котором труд журналиста в значимой мере становится синтетическим, обезличенным, тем не менее, проявляет себя традиционным принципом «индивидуального журнализма». Солидные и авторитетные издания, как правило, привлекают своих читателей (в том числе электронные СМИ) творчеством ярких, высокопрофессиональных журналистов, имеющих определенное творческое лицо, и четко выраженное Я.
Журналистика сегодня является социально значимой профессией, важнейшим видом деятельности. Многие журналисты заслуженно пользуются авторитетом среди широкой общественной аудиторией. Многие издания известны и популярны именно благодаря работе мастеров пера высокого класса. К таким, безусловно, относится Анна Политковская. Сегодня мы на полном основании можем утверждать о ее «феномене». В связи с вышеизложенным, актуальным является вопрос анализа творчества Анны Политковской и ее влияние на умонастроение читательской аудитории, а так же на оценку состояния журналистской корпорации на рубеже тысячелетий.
Автор документальных книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская», а также Putin’s Russia, опубликованной в Великобритании. Последняя её публикация в «Новой газете» — «Карательный сговор» — была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил. В сентябре-начале октября 2006 года Анна Политковская значительно активизировала аналитико-журналистскую деятельность, в свете приближающихся парламентских выборов 2007 года и президентских 2008.
Анна Политковская целиком и полностью отдавалась работе в «Новой газете». Это печатное издание появилось в 1993 году. На это время, пожалуй, приходился всплеск популярности той общественной деятельности, которая специализировалась на развенчании мифов и раскрытии тайн Советского Союза. Изначально газета заявляла о себе как о печатном органе, либерально настроенном, отражающим взгляды передовой интеллигенции и среднего класса. Она и по сегодняшний день проводит (в большей или меньшей степени) оппозиционную власти информационную политику. Тираж достаточно стабилен, аудитория устойчивая; издание экономически рентабельно и в целом востребовано обществом. Важно, что оно на самом деле представляет собой юридически независимый печатный орган, учрежденный коллективом редакции и не принадлежащий ни «олигарху», ни правительству, ни какой-либо партии или организации. Славу «Новой газете» принесла ее «чеченская кампания», выступления известных деятелей, общественные акции в поддержку правых сил и, конечно же, расследовательские публикации. Именно в этой сфере наиболее проявила себя Анна Политковская. Основными направлениями расследовательской деятельности газеты можно считать разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, выявление обстановки, складывающейся вокруг военных действий в Чечне, разбор отношений между властными структурами и так называемыми простыми гражданами (рубрики «Власть и люди», «Власть и деньги», «Болевая точка»).
Обращает
на себя внимание отказ журналистов-
Основными темами, которыми Политковская занималась, были похищения и убийства мирных жителей в Чечне, разоблачение коррупции во всех слоях общества. Пиком ее профессиональной востребованности стал «Норд – Ост». Характерной чертой публикаций журналистки является совмещение скрупулезного поиска фактов с анализом поставленных вопросов: журналистка прослеживает тенденции, ищет первопричины негативных явлений, докапывается до их причин, чтобы помочь читателю лучше понять то, что происходит вокруг. Такой подход к расследованию требует специфической организации материала. Большинство публикаций она написала в жанре репортажа, наверное, потому, что она предпочитает наглядную динамику событий выяснению ситуации в кабинетах высокопоставленных чиновников. Многие ее материалы начинаются с описания жестоких сцен. Одним из примеров этого может служить статья «Падение бьющих», об издевательствах над чеченскими студентами (учатся они в Московском государственном университете культуры и искусства) РУБОПовцев и СОБРовцев.
«– Они заставляли нас раздетыми ползать по полу из комнаты в комнату…
– Они ходили по нашим кроватям прямо в ботинках…
– Они называли нас обезьянами, черными тварями…
– Они плевали нам в лицо…
– Они били нас по голове книгой «Судьба чечено-ингушского народа»…
– Они драли у нас волосы…
– А вы?..
– Лично я? Я – Труффальдино. Который из Бергамо. У меня сейчас эта роль. А вообще-то я – Бес. Беслан Гайтукаев, староста группы. Сам из Грозного.
– И вы тоже ползали по полу?
– Да. Они мне кричали: «Задний ход! Заползай в комнату!» И я полз… Потом: «Хватит! Двигай обратно в коридор». И я опять полз…6
Начало расследования А. Политковской заинтриговывает читателя. Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Система связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая сюжетную ткань расследования, открывается яркой сценой насилия. Лишь после автор рассказывает нам, что же все-таки случилось с людьми, которые рассказывают об издевательствах. Обращает на себя внимание активная авторская позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора фактов как интервьюирование, работа с документами.
Ярчайшим примером журналистского расследования можно считать статью Политковской «Ополчение органов». В процессе работы над статьей автор провел большую подготовительную работу. И это видно из самого текста. В нем используются статистические данные, мнения экспертов, факты из досье.
«– Почему все-таки нельзя уступить и взять курс на усовершенствование старого УПК? Возможно ли его сохранение?
– Нет. Действующий УПК хоть и принят в 1960 году, но фактически он законсервировал систему взаимоотношений личности и государства 37-го года. Так вот, по нынешнему УПК реальная власть над обществом находится даже не столько у первых лиц государства, сколько у тех, кто владеет уголовно-процессуальными инструментами. Самые влиятельные люди – прокурор и начальник следственного отдела.
ДОСЬЕ
Обсуждаемый проект нового УПК может стать пятым по счету за всю историю России. Первый пришелся на XIX век – это знаменитый Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Два – на советские времена: 1923 г. (редакция 1938 г.) и 1960 г.….
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Мара ПОЛЯКОВА, правозащитник, председатель Независимого экспертно-правового совета:
Мы считаем, надо идти дальше. Везде, где предполагается статья, связанная с лишением свободы, у человека должно быть право на суд присяжных. Принцип такой: если я не доверяю государству меня судить, если наблюдаю, произвол со стороны государства, значит, я должен иметь право на народный суд…7
А вот один из последних репортажей Анны Степановны из Хасавюрта.
«30 января в понедельник никому в Хасавюрте не понадобились будильники. Город проснулся, как в казарме, – по сигналу. В 5.30 где-то заухал гранатомет. Раз, другой через паузу, данную каждому для осознания, что на сей раз, спасибо, мимо…»8
Экспозиция выполнена в беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, что придает повествованию напряженность. Как уже отмечалось ранее, заинтриговать читателя с самых первых строк у автора репортажа получается превосходно. Она затягивает нас в повествование, и мы вместе с Политковской шаг за шагом ищем факты, которые помогут нам ответить на вопросы, поставленные в этой публикации. Хочется обратить внимание на язык, которым она написана. Он замечательный такого давно не встречалось у российских авторов (не хочу никого обидеть), даже в художественных произведениях. Текст чрезвычайно энергетический, насыщенный – пережитой. Но то, о чем в нем говорится, – это за пределами всего возможного и невозможного в этом мире!
Пожалуй, важной особенностью практически всех работ Анны Политковской является предоставление возможности читателю самому сделать выводы. Она лишь собирает факты, комментарии, проводит параллели. У нее получается выстроить доказательную базу так, что о выводах сомнений не остается, хотя на бумаге она их не прописывает. Материалы для своих работ она собирала во время многочисленных командировок в Чечню, все они были сопряжены с риском для жизни. Она получала множество угроз, но это ее не останавливало и Анна Степановна как один из лучших представителей профессии все же «делала» свои материалы.
Пиком профессиональной востребованности стал «Норд-Ост». Террористы, захватившие заложников, изъявили желание видеть Политковскую среди людей, с которыми они могли бы вести переговоры. 25 октября она – вместе с Леонидом Рошалем – вошла в здание на Дубровке. Вместе с ней страдающим от жажды заложникам передали воду и сок. После освобождения заложников на страницах «Новой газеты» появилась серия статей по этому поводу. В них она пыталась провести собственное расследование произошедшего, понять, кем это было спланировано и зачем. В одной из своих публикаций, посвященных этой теме, она приводит полный список террористов и их характеристики. Пытается проанализировать их требования.
Если проанализировать всю серию ее публикаций, то можно отметить насколько скрупулезно она собирала факты, по крупицам восстанавливала картину событий, искала причины случившегося и последствия. Со сколькими бывшими заложниками ей удалось поговорить, со сколькими родственниками пострадавших. Она и сама там была, входила внутрь здания. Атмосфера происходящего там очень сильно чувствуется в ее работах. Но чтобы все это понять нужно, проанализировать подробно весь цикл.
В Беслан Политковская не попала. Второго сентября она вместе с Леонидом Рошалем попыталась было вылететь на место теракта. По её словам, её сначала не пускали в самолёт, а когда пустили, то на борту ей стало плохо. В ростовской больнице врачи констатировали острую кишечную инфекцию и журналистка была вынуждена вернуться в Москву. Сама она утверждала, что её «отравили спецслужбы». Впрочем, отсутствие на месте происшествия не помешало ей написать несколько статей и на эту тему.
2000 год — премия «Золотое перо России».
2000
год — диплом «Золотой гонг-
2001
год — премия Союза
2001
год — премия «Эмнести
2001
год — премия имени Артёма
Боровика за лучшие
2001
год — премия Союза
2002 год — премия Фонда имени А. Д. Сахарова «За журналистику как поступок».
2002
год — премия Международного
женского фонда по делам
2003
год — ежегодная премия ОБСЕ
«За журналистику и демократию»
2003
год — премия Lettre Ulysses Award — за
книгу репортажей, опубликованную
на французском языке под
2003
год — медаль и премию имени
Хермана Керстена — за
2004 год — премия Улофа Пальме.
2005 год — премия «Свободы и будущего прессы».
2006 год — премия Артёма Боровика «За мужество».
2006 год — медаль Уполномоченного по правам человека в РФ «Спешите делать добро».
2006
год — международная
2007
год — премия ЮНЕСКО за вклад
в дело свободы печати за
мужество при освещении
2007
год — премия «За развитие
демократии», вручаемая
2007
год — премия имени
2007 год — почётное членство в обществе Эриха Марии Ремарка.
2010 год — высший орден ЧРИ «Честь Нации».
Помимо
журналистики, Политковская занималась
правозащитной деятельностью, помогала
матерям погибших солдат отстаивать
свои права в судах, проводила
расследования коррупции в
Информация о работе Феномен Анны Политковской: профессионализм, независимость, гражданская позиция