Голос и дикция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:05, реферат

Описание

Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.
Хотя материалы данной статьи посвящены значимости голоса и дикции при чтении аффирмаций, оба эти параметра имеют и самостоятельное значение, поэтому освоение описанных в этой статье приёмов будет вам полезно вне зависимости от вашего намерения заниматься аффирмациями. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произнося

Работа состоит из  1 файл

Голос и дикция.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

ииииии (губы растянуты в улыбке);

оооооо (губы овалом);

уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите  согласные звуки (сначала беззвучно,  затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно  и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают  форму трубочки);

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в  форму улыбки);

оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

ааааииииууууыыыы;

ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть  губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно  сомкнутых губах образовывать  взрыв при произнесении звуков  п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите  четкость и ясность произношения  звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла,  юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед  зеркалом.

12. Прочтите  пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит  воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

13. Прочтите  вслух рассказ и проследите  за тем, чтобы губы принимали  активное участие в произнесении  звуков и слов.  

Колокольчики.   

Я очень  люблю эти простые цветы - веселые  колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.   

Упражнения  для развития мышц языка.  

Язык принимает  активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте  язык наружу и произведите  им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте  наружу язык и произведите  круговые движения слева направо,  затем наоборот - справа налево.

3. При открытом  рте и слегка высунутом языке  сделайте его широким, узким,  чашечкой (кончик и боковые края  слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.  

Контроль  за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.  

Упражнения  в четкости произнесения согласных  звуков в слогах.  

Прочтите  слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш  

Упражнения  в четкости произнесения слов со стечением  согласных звуков.  

Прочтите  вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.  

Упражнения  в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.  

Для отработки  четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно  использовать скороговорки, которые  построены на сочетании согласных  звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.   

Прохор и  Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез  воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись  сами.

Цыпленок  цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у  щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать  бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе  трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве  двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.   

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.   

Дальнейшее  закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических  и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.  

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно  не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.  

При работе над дикцией необходимо учитывать  правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно  доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.  

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к  следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.  
 
 

Информация о работе Голос и дикция