Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание

Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности средств массовой информации (СМИ)
1.1. Маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ
1.2. Конкурентоспособность СМИ и условия ее обеспечения
2. Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ
2.1. Параметры построения имиджа журналиста
2.2. Технология формирования имиджа журналиста
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Имиджелогия курсовая (1) Шагдарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

План

    Введение

  1. Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности средств массовой информации (СМИ)
    1. Маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ
    2. Конкурентоспособность СМИ и условия ее обеспечения
  2. Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ
    1. Параметры построения имиджа журналиста
    2. Технология формирования имиджа журналиста

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

       На возникновение и развитие средств массовой информации в современной России большое влияние оказывают экономические факторы. Именно они зачастую определяют цели и задачи средства массовой информации, его функционирование и способы распространения. Одним из таких факторов является конкурентоспособность.

       Конкурентоспособность, или способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены, имеет множество факторов. Данное утверждение можно отнести к СМИ. И одним из определяющих факторов  является личностный имидж журналистов, которые представляют собой «лицо» того средства массовой информации, в котором они работают.

           Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение.

          Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором.

    Итак, актуальность данной работы обусловлена высоким ростом конкуренции между средствами массовой информации, при чем как горизонтальной, то есть конкуренцией СМИ одного типа, так и горизонтальной или конкуренцией СМИ разных типов. И до настоящего момента такой фактор конкурентоспособности СМИ как имидж журналистов рассматривался не достаточно подробно.

    Где степень разработанности темы?   

Цель: определить степень влияния имиджа журналиста на конкурентоспособность СМИ.

       Задачи:

  • Выявить особенности маркетинга СМИ
  • Раскрыть понятие конкурентоспособности СМИ
  • Охарактеризовать имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ
  • Определить специфику построения имиджа журналиста

   Объект: конкурентоспособность средств массовой информации.

   Предмет: имидж журналиста как  фактор конкурентоспособности   СМИ.

       Теоретическая значимость данной  работы в том, что в ней  приводятся доказательства значительности  имиджа журналиста для СМИ  в условиях конкуренции на  медиа – рынке.

       Практическая значимость работы заключается в анализе технологии формирования имиджа журналиста. Эта работа будет полезна студентам специальностей связи с общественностью, журналистика, маркетинг и всем, кто заинтересован или задействован в этих областях.

       Структура работы:

        Данная работа состоит из введения, двух частей и заключения и списка использованных источников. Первая часть – теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности средств массовой информации состоит из двух параграфов: маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ и конкурентоспособность СМИ и условия ее обеспечения. Вторая часть – имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ в свою очередь тоже состоит из двух параграфов: параметры построения имиджа журналиста и технологии формирования имиджа журналиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

где сноски? ссылки? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности  средств массовой информации (СМИ)
 

    1.1 Маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ.

          В основе слова «маркетинг» лежит понятие «рынок» (английское «market»). Инговая форма термина, переводимого буквально как «рынокоделие», подчеркивает, что в отличие от рынка как системы отношений, связанных с реализацией общественного продукта, маркетинг означает определенную форму деятельности в сфере рыночных отношений, или проще рыночную деятельность, сбытовые операции, торговлю.

     Функци маркетинга:

    • изучение рынка
    • реклама и стимулирование сбыта
    • формирование политики цен
    • операции по сбыту (а-хранение, б-переработка, в-транспортировка)
    • обслуживание покупателя.

     Маркетинг услуг телекомпаний телевидения ? – это вид человеческой деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей людей посредством телевизионного вещания и получения прибыли.

     Существует пять концепций маркетинга:

      • интенсификации предпринимательских усилий, направленную на активное использование метода жесткой продажи, навязывание своего товара потребителю

      • совершенствования производства, суть которой в снижении как производственных, так и непроизводственных затрат

      •   совершенствования товара, направленную на совершенствование конкретного вид продукции, придание ей качеств, отсутствующих у конкурентов

      • традиционную, заключающуюся в определении нужд и потребностей потребителей и удовлетворении их наиболее эффективным способом

      • социально-этического маркетинга, учитывающую интересы как конкретных потребителей, так и всего общества в целом.

       Множественность функций телевизионного вещания приводит к использованию в маркетинговой деятельности телекомпаний всех указанных маркетинговых концепций. В этом заключается отличие телекомпаний от других сфер деятельности. Как правило, организация использует лишь одну маркетинговую концепцию, ориентируясь либо на развитие производства, либо на удовлетворение потребностей покупателей, либо на взаимодействие со всем обществом в целом. Телекомпания же должна выработать интегрированную маркетинговую концепцию, используя все преимущества различных подходов современной маркетинговой деятельности.

       Использование различных маркетинговых стратегий  в деятельности конкретных телекомпаний имеет свои особенности, обусловленные  их принадлежностью к сфере услуг. Можно в целом согласиться  с определением услуги как изменения  состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Однако следует внести в него некоторые уточнения. Услуга – это изменения состояния объекта, принадлежащего какому-либо субъекту в результате деятельности другого субъекта с предварительного согласия первого. Добровольное согласие является тем критерием, на основе которого можно отделить законную экономическую деятельность от деятельности преступного характера.

       В научной литературе выделяют следующие  основные характеристики услуги:

      • неосязаемость – услуги невозможно увидеть, трансформировать, хранить, упаковывать  или изучать до их получения, производитель  может лишь описать преимущества предоставляемой услуги;

      • неразрывность производства и потребления  услуги;

      • изменчивость – качество услуги сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда  предоставляется;

      • неспособность к хранению – услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления.

       Указанные характеристики услуги могут быть отнесены и к деятельности телекомпаний, с  учетом ее специфики. Причем с позиции  маркетинга, данные услуги представляют собой такое благо, которое во многих отношениях ничем не отличается от других потребительских благ, поскольку имеет полезность, которая по-разному оценивается различными потребителями. Полезность конкретной телепередачи как блага определяется полезность других благ, удовлетворяющих эту же потребность.

       Можно выделить следующие основные особенности телепередачи как блага, которые во многом обусловлены специфическими характеристиками услуг:

  1. Телезритель не в состоянии проверить качество передачи до того, как он ее посмотрит. Однако в отношении качества у него возникают определенные ожидания, вызванные анонсами программы или другими факторами. Например, ожидания возникают, когда программу создает известный телеведущий. В этом случае зритель рассчитывает, что новая программа будет не хуже других передач того же автора. Если ожидания не оправдываются, то телезритель отказывается от просмотра передачи.
  2. Информация, содержащаяся в передачи, чаще всего продается в наборе: телезритель вынужден потреблять как ценную, так и ненужную ему информацию. Например, в новостных передачах телезрителя могут интересовать лишь определенные сюжеты. Другим примером ненужной информации для значительного количества телезрителя может служить реклама.
  3. Полезность конкретной телепередачи обусловлена той ситуацией, в которой она потребляется. Это связано как с влиянием других источников информации и состоянием потребителя, так и с факторами внешней среды: экономической, политической, социальной, культурной обстановкой и др. Например, информация о возможности совершить заграничный круиз не имеет никакой ценности для человека, у которого отсутствуют для этого финансовые возможности.
  4. Поскольку основным источником финансирования телекомпании является рекламная деятельность, то при производстве телепередач возникает необходимость учета интересов как потребителей, так и рекламодателей, которые могут противоречить друг другу.
  5. Для телезрителя по большей части интересна лишь новая информация. Значит, передача будет интересна только тогда, когда в ней будут происходить периодические изменения. При этом изменяться может не только содержание, но также стиль и методы подачи информации. Выпуски программы должны чем-то отличаться, иначе они перестанут удовлетворять потребности аудитории. В какой-то момент телезрителю становится скучно смотреть данную программу. Момент насыщения зависит от качества передачи и индивидуальных характеристик телезрителей. В этом принципиальное отличие телепередач от других услуг.
  6. Массовая информация для современного человека становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и формы массовой информации изменяются в соответствии с информационными интересами и потребностями людей.

В экономической  литературе предлагается следующая  классификация услуг  

        Классификация услуг 

    Основные  классы услуг Сферы услуг
    Осязаемые действия, направленные на тело человека. Здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и  кафе.
    Осязаемые действия, направленные на товары и  другие физические объекты. Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, прачечные, химчистка.
    Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Образование, радио  и телевидение, информационные услуги, театры, музеи, кино.
    Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Банки, страхование, операции с ценными бумагами, юридические  и консультационные услуги.
 

      Данная классификация отражает столь важную для телекомпаний характеристику оказываемых ими услуг, как направленность на создание потребителей, что приводит к необходимости анализа психологических механизмов массового коммуникационного воздействия для осуществления эффективного управления маркетинговой деятельностью.

       В настоящее время термин «управление  маркетингом» в деятельности российских телекомпаний часто не находит своего применения, что обусловлено отсутствием целостного научного представления о роли и значении маркетинга для достижения поставленных целей. Отдельные компоненты маркетинга в сфере телевидения, конечно, используются. Так, практически во всех национальных и региональных телекомпаниях функционируют рекламные службы или отделы продаж, которые занимаются реализацией рекламного времени. Однако отсутствие системности и научной базы при реализации маркетинговых по свое сущности мероприятий негативно отражается на финансовом результате деятельности телекомпаний.

       Если  бы доходы телекомпаний обеспечивались за счет абонентской платы, то маркетинговая  деятельность в сфере телевидения  не имела принципиальных отличий  от классического маркетинга. Но в отличие от традиционной маркетинговой деятельности, при которой предприятие ориентировано на конкретные рыночные сегменты, предъявляющие в целом однотипные требования по качеству продукции или услуг телекомпании  в российских условиях взаимодействуют с двумя видами потребителей: рекламодателями и аудиторией, требования которых в значительной степени противоположны. Для представителей аудитории телевидение является средством удовлетворения определенного набора потребностей, причем разные потребности удовлетворяются разными жанрами передач, а телевизионная реклама препятствует этому, вмешиваясь в процесс зрительского восприятия программы. В принципе реклама сама способна удовлетворять информационные потребности аудитории, но так происходит далеко не всегда. Чаще рекламные блоки раздражают телезрителей, мешая восприятию другой информации. Это может привести к отказу от просмотра данной программы и переключению на другой канал, что будет аналогично переходу потребителя к использованию продукции или услуг предприятия-конкурента при традиционной маркетинговой деятельности. Следовательно, для увеличения количества потребителей маркетинговая служба должна сокращать объем рекламы и отводить ей менее важное место в сетке вещания, например, в межпрограммных блоках. Однако рекламодатели стремятся к тому, чтобы их реклама была не только показана, но и просмотрена, а главное – оказала направленное воздействие на сознание и поведение целевого сегмента аудитории. Это требует от телекомпаний активизации усилий по воздействию рекламы. В современных российских условиях, когда абонентская плата за прием того или иного канала отсутствует, телекомпания не занимается непосредственной продажей своего эфирного времени телезрителям, получая свой основной доход т размещения рекламных спотов, а потому интересы рекламодателей получают для нее особое значение.

Информация о работе Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ