Источники информации и их освоение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются три основных источника информации, с которыми работает журналистика: человек, предметно-вещественная среда, проработка документов, а также формы информирования журналистов.
На этапе разработки замысла журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. В качестве данного объекта изучения могут находиться как различные социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельный человек. «Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях.»1 Но бесспорно, каким бы ни был объект изучения, на данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная» журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом. Как пишет М. Н. Ким, «в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура ». Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным.

Работа состоит из  1 файл

Источники информации и их освоение.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа

Введение.

 

Информация- это творчество, а не ремесло, когда по

Старой форме штампуют несколько  изделий…

А. Рубинов.

На этапе разработки замысла  журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. В качестве данного объекта изучения могут находиться как различные социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельный человек. «Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях.»1  Но бесспорно, каким бы ни был объект изучения, на данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная»  журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом. Как пишет М. Н. Ким, «в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура ». Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным. Жизнь – это океан фактов разных по объёму, важности, характеру, большинство из которых существуют в связи с другими. Здесь встаёт вопрос об одном из аспектов работы над журналистской информацией – о творческом поиске фактов, поиске информации. Вот как звучат советы по этому поводу одного героя Дю Гара в известном романе «Семья Тобо»: «Окунитесь в гущу жизни. Только это выведет Вас на дорогу. Носитесь с утра до ночи, не пропускайте ни одного происшествия…Раскройте глаза, смотрите на всё, что несёт с собой цивилизация, будь то добро или зло, будь то вещи, которых нельзя вообразить или измыслить! И, может быть, после этого Вы будете вправе сказать о людях, об обществе, о себе самом». На самом деле актуальная информация может быть извлечена из самых различных источников: это события разных сфер, областей жизни: политики, экономики, культуры, производства, быта и т. д. Факт извлекается из документов, отчётов, докладов, стенограмм, объявлений, реклам и даже газет. Существует также масса нестандартных источников фактов и приёмов сбора информации. Профессор Г. В. Жирков в своей статье «Информация -  «хлеб» журналиста» приводит следующий пример: «В любом городе есть с десяток мест, где заранее знают о предстоящем событии. Часто это неожиданные места для малопосвящённых. К примеру, инспекция пожарной охраны. Именно  здесь раньше, чем где-либо, можно узнать о проекте нового цеха, театра, стадиона, о спуске объекта в эксплуатацию, так как по закону пожарника приглашают в качестве эксперта.»2.  На мой взгляд, хорошие, единственные в своём роде материалы появляются тогда, когда журналист прибегает к  нетрадиционным источникам и темам, преодолевая тем самым сюжетное однообразие большинства статей, ибо «Всё новое, необычное и интересное для ваших читателей и есть сюжет, – по крайней мере, в зародыше.»3   

Следует также отметить, что, используя различные источники информации, важна тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. Кроме того, «небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей»4, в результате чего доверие к журналисту будет подорвано.

Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист  вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации.  Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации  и знать их координаты.

 В сущности, вся информационная  среда делится на три типа  источников информации: документ, человек  и предметно-вещевая среда. Характеристике этих типов источников информации и посвящена моя работа. В первой главе я попыталась проанализировать основные виды документов,  с которыми приходиться работать журналисту и сформулировать основные принципы работы с ними. Вторая глава курсовой работы посвящена предметно вещевой среде, особое место отведено так называемой системе информирования журналистов. Я попыталась также проанализировать роль в журналистике такого источника информации, как информационные агентства как мировые и общероссийские, так и региональные. Третья часть курсовой посвящена информации из глобальной сети Интернет. Путём поиска были отобраны наиболее посещаемые журналистами сайты, посвящённые проблемам СМИ и дана их общая характеристика. В четвёртом блоке курсовой была сделана попытка осмысления роли человека как основного информатора СМИ. Причём анализ был сделан как с позиции частного интервью, так и с позиции массового опроса. Анализу этих источников информации сопутствует выявление как положительных, так и отрицательных аспектов исследуемых источников журналистской информации.  И заключительная часть работы представлена характеристикой специфических источников информации. Курсовая завершается выводами, которые я смогла сделать в результате проделанной работы.

 

    Документальный тип источников информации.

Понятие «документа» употребляется  сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ –  это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией  для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок:  «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».5

Говоря о значении документа  как информационного источника  в журналистике, часто останавливают  своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет  Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»- лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности».6

Информация, которую журналист  может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит  абсолютно разный характер: от законов  и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных  научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.

Общение журналиста с документальными  источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва» этот вопрос особо актуален. Работа с документами требует  высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ:

  1. Государственно-административные;
  2. Производственно-административные;
  3. Общественно-политические;
  4. Научные;
  5. Нормативно-технические;
  6. Справочно-информационные;
  7. Художественные.

Вторая классификация, менее обширная, нежели первая основана на группировке  по сферам их обращения. Суда входят документы:

  1. Производственные;
  2. Общественных организаций;
  3. Бытовые.

« Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах»7 Такие документы всегда подлежат регистрации. Однако не существует ни нормативного акта, ни  ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста  к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей,  имеющих отношение к этим документам, помочь журналисту.

  Равнозначная ситуация и  с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись данными, предоставленными ими. «Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём.»8

В работе с бытовыми документами – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить или нет документ, определяет только воля его владельца). «Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей.»9

Социология разработала следующее  деление документов, применяющееся  в журналистике:

  1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).
  2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
  3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
  4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
  5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

«В зависимости от характера  документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут  быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические).»10

Процесс освоения журналистом документа  состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». 11 Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

Обладая достаточным количеством  документальной информации, журналист  может построить некое сообщение, основываясь только на ней. Например, В. В. Ворошилов приводит следующий пример. «Так, «Известия» выступила с публикацией «Организованное казачье группировка». В текст врезаны фотокопии трёх развёрнутых удостоверений, как выяснилось - фальшивых. Согласно одному из них, некий А. Демин – академик Международной  академии информатизации, по другому он – генерал-полковник и начальник штаба Союза казачьих формирований. В доказательства его криминального прошлого газета приводит выдержку из судебного приговора. Другой герой публикации, - Н. Рыженков, имеющий два класса образования, изображен на фото в генеральской форме. Он не только «генерал», но и «советник по разведке и контрразведке базы специальной подготовки президентской гвардии». Именно Рыженков в одной из частных фирм заказал бланки и печати с оттиском «Служба безопасности Российской Федерации», и в каждом удостоверении было указано право на ношение огнестрельного оружия.»12

  Однако работа с документами  обязательно предполагает как  проверку их на подлинность,  так и определение достоверности  и надёжности  заключённых в  них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. В его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.

При этом важно различать документально  подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как стало  известно из заслуживающих доверия  источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.13

Чтобы убедиться в достоверности  информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

  1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
  2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
  3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
  4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.14 

Не менее полезным является также  проверка источника путём сравнения  его с другими сведениями, а  при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов  и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

Предметно-вещевая среда как  источник журналистской информации.

 

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку. 

  • Системы информирования журналистов.

Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:                                                                                                                               

Информация о работе Источники информации и их освоение