История Российского глянца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом для подростков. Однако они представляют важный пласт массовой культуры наряду с рядом телепрограмм, интернет-изданий и популярной литературой. Вес глянца в общественном сознании современных россиян довольно высок. Ценности этого культурного слоя укоренены в общественном сознании, и их изучение дает нам понимание того, что движет людьми сегодня.
Несмотря на сравнительно короткую историю и меньший, по сравнению с западными странами, охват населения, глянцевые журналы стали одним из публичных дискурсов, открыто провозгласивших ценности консьюмеризма и сексуальной свободы. Сегодня эти ценности транслируются и другими сферами культуры - кино, массовым «чтивом», телепередачами, рекламой и эстрадой, интернет-ресурсами, превращая потребителя «продукции» в объект манипулирования. И это достаточное основание для того, чтобы история российского глянца стала предметом изучения.
Раскрытие темы преследовало цель изучить история глянца в России.
Задачами стали:
- определить понятии глянца, его роль и место в сознании потребителей,
- выделить основные этапы развития глянца в России,
- проанализировать основные тенденции современного глянца.
Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ РОС.ГЛЯНЦА-К.Р..doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом  для подростков. Однако они представляют важный пласт массовой культуры наряду с рядом телепрограмм, интернет-изданий  и популярной литературой. Вес глянца в общественном сознании современных россиян довольно высок. Ценности этого культурного слоя укоренены в общественном сознании, и их изучение дает нам понимание того, что движет людьми сегодня.

Несмотря на сравнительно короткую историю и  меньший, по сравнению с западными странами, охват населения, глянцевые журналы стали одним из публичных дискурсов, открыто провозгласивших ценности консьюмеризма и сексуальной свободы. Сегодня эти ценности транслируются и другими сферами культуры - кино, массовым «чтивом», телепередачами, рекламой и эстрадой, интернет-ресурсами, превращая потребителя «продукции» в объект манипулирования. И это достаточное основание для того, чтобы история российского глянца стала предметом изучения.

Раскрытие темы преследовало цель изучить история глянца в России.

Задачами стали:

- определить понятии глянца, его роль и место в сознании потребителей,

- выделить основные этапы развития глянца в России,

- проанализировать основные тенденции современного глянца.

Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ

1.1 Российский глянец: история появления и распространения

 

Определение глянцевого журнала в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий в России используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно, это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего.

Понятие «глянец», согласно толковому словарю А. И. Даля, означает «блеск начищенной, отполированной поверхности» [1, с. 130].

Однако в обиходе современного отечественного потребителя информации понятие «глянец» ассоциируется в основном с особыми видами журнальной продукции. Производители чаще всего определяют их как информационные, рекламно-информационные, рекламно-развлекательные и брендовые издания. Среди них – «Ell», «Cosmo», «Cool» и др.

То есть в обиходном  понимании глянец – сленговое выражение, обозначающее периодические журналы о моде, стиле жизни, знаменитостях.

История женских  журналов насчитывает уже несколько  сотен лет С 1672 года во Франции  начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant», что в переводе означает «Галантный Меркурий» (издатель Жан Донно де Визе) [12, 35]. Можно утверждать, что «Галантный Меркурий» стал прообразом современного «глянца».

Первые «великосветские» журналы были посвящены, в основном, моде. С конца XVII начала XVIII столетия они уже стали обычным явлением в будуарах светских дам, актрис (так называемых дам «полусвета»). В это время во Франции, Германии выходило множество изданий, повествующих о моде, например, «Модная французская галерея» «Модный дамский журнал». Причем все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо высокохудожественными гравюрами.

Россия тоже пыталась не отставать от Европы и выпустила  свой журнал «Модное ежемесячное  издание, или Библиотека для дамского туалета». Таким образом, первый женский журнал в России появился в Петербурге, в 1779 году. Главным редактором и издателем ежемесячника был Николай Новиков, знаменитый в то время издатель и филантроп.

И если европейские журналы были посвящены в основном моде и пестрели яркими картинками, то русский издатель поставил перед собой цель «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Кроме страничек с «модами», в журнале печатались стихи, поэмы, переводная проза зарубежных авторов, анекдоты. Присутствовала даже подборка «прелюбопытнейших фактов из жизни». Сам же Новиков обещал, что печатать будет «только такие сочинения, кои приятны и забавны». Но с другой стороны, вся подборка была сделана мужским вкусом и взглядом. Вот пример со странички вопросов со стихотворными ответами:

Вопрос: «Какая разница  между вином и женщиной?» 

Ответ: «Ничем на женщину  вино не схоже: Тем лучше нам вино, чем старее оно, А женщин любим тех, которые моложе!»

«По части же мод к нему прилагались только модные картинки». Преобладала в журнале ритуализованная европейской культурой интонация мужского восхищения и преклонения перед слабым полом:

О вы! Которых  в дар нам дали небеса,

Прекрасный  нежный пол, природы всей краса.

Я вам сии  часы в угодность посвящаю... [12, 47]

Сегодня такой  глянец сочли бы слишком авангардным: сказки, поэмы, эпиграммы, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова и модные гравюры.

Однако несмотря на все старания издателя первый женский  журнал не добился значительного  успеха у читателей. В конце первой его части поименно перечислены  все подписчики журнала. В Санкт-Петербурге их было 20, в Москве - 9. После выхода второй части сообщается, что подписавшихся в Москве - 18, в Твери - 6, в Пскове - 4. Всего 58 человек, из них 9 женщин. С июля по ноябрь 1779 года вышли последние - третья и четвертая части журнала [21, 73].

Светская публика XVIII в. не смогла по достоинству оценить издание, так что журнал выходил только в течение одного года, и следующее глянцевое издание – "Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками" увидело свет лишь в 1791 году, спустя 12 лет [5, 199].

В течение последующих  двадцати пяти лет не было охотников  повторить опыт Николая Новикова. Правда, через двенадцать лет, в 1791 году, Окороков, новый арендатор университетской  типографии, приступил к изданию модного журнала, получившего по современным меркам очень длинное название: «Магазин английских, французский и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.» [11, 37].

 Журнал, безусловно, рассчитывал на внимание со  стороны дам. Однако Окороков  не рискнул выделить интересы  дам для специального издания,  его журнал предназначался в  равной степени как слабой, так  и сильной половинкам рода человеческого, удовлетворяя всеобщий азарт быть «на высоте» и подогревая страсти модников и модниц. Но и этот журнал не продержался на плаву больше года. Идея в очередной раз обогнала время и, бросив семена, затаилась в предвкушении успеха.

В 1804 году М.Н.Макаров, русский писатель и журналист, издает дамский журнал «Журнал для милых», в котором печатались разнообразные сентиментальные повести, мемуары известных людей.

В 1808 году князь Шаликов  выпускает журнал «Аглая», а затем  «Дамский журнал». Тематика была разнообразной: стихи, рассказы, эпиграммы, различное «легкое чтиво», мода.

Самыми известными в то время дамскими журналами были «Московский  Меркурий» (1805), «Ваза» (1832) - «литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий», «Магазин мод и рукоделья» (1851 г.), «Лучи» (1850 г), «Ласточка» (1859 г.), «Модный магазин» (1861), «Новый русский базар» (1866), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910) [11, 38].

Женские журналы были достаточно выгодными и прибыльными коммерческими проектами, поскольку носили универсальный характер. На их станицах публиковалось буквально все: от новинок литературы до советов по ведению домашнего хозяйства.

Постепенно женщина получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались и/или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного.

 

1.2 Бытовое, духовное и идейное наполнение советского глянца

 

После известных событий 1917 года теперь уже советским женщинам предлагались «идейно-революционные» журналы «Работница» и «Крестьянка». Вначале целью изданий была защита интересов женского рабочего движения. Но уже в 30-е годы на их страницах появляются интересные статьи о косметике и гигиене, разнообразные кулинарные рецепты и даже выкройки модных платьев.

И если в первом питерском журнале конца 18 в. круг интересов дамы издатели ограничивали модами и стихами, тем самым показывая, что женщине достаточно быть хорошо одетой и оперировать цитатами из знаменитых книг, то в начале 20-го века все стало совершенно иначе. Женщина должна быть матерью, дояркой, свинаркой. В это время выходили масса прелюбопытных журналов: “Искусство”(1933-41), “Искусство кино”(1931-40), “Искусство и жизнь”(1929-30), “Кино и жизнь”(1929-30), “Кино и культура”(1929-1930) “Кино”(1935-37), “Рабочий и театр”(1931), “Колхозный театр”(1934), “Деревенский театр”(1931-34), “Фотограф”(1929), “Пролетарское фото” (1932-33)) - “Советская архитектура”(1931-34) [16, 256]…

В статье наркомпроса А.В.Луначарского под названием “Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?” нарком заверяет: “Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт” [16, 258].

«Я теперь хозяин, кухаркой была до 23 года, а теперь в  Кремле дела вершу вместе с партией», - признается Т. Шаповалова, член президиума II Всесоюзного съезда колхозников  ударников. («Крестьянка», 1935, №3 [26, 19]). Журнал "Крестьянка" – это первый советский журнал, основанный в 1922 году Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Единственное глянцевое издание, пережившее сталинскую, хрущевскую, брежневскую, горбачевскую эпохи, сумевшее сохранить свой особенный стиль в наше время.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже платья, выставленные в павильоне СССР, произвели фурор и были удостоены высшей международной награды – Гран при. Автор уникальных моделей, Надежда Ламанова, изысканные наряды которой до Революции пользовались большим успехом у царской семьи и знати, использовала в коллекции домотканый холст и рушники - вышитые и вытканные полотенца, собранные по знакомым и купленные в деревнях. "Крестьянскими" были даже пуговицы - из дерева и соломы. Французские глянцевые шелковые платья, расшитые бисером, украшенные бахромой, мехом, кружевом - оплот ар деко – не выдержали конкуренции.

За три года до всемирного признания советской  моды, в 1922 году вышел первый номер  журнала "Крестьянка". К читательницам  обратился председатель ВЦИК М.И.Калинин  и разъяснил, какова роль журнала в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни СССР. Роль серьезная и ответственная. Отсюда и статьи: «Что дала крестьянке Октябрьская революция», «Советская власть и церковь», «Что такое трактор», «Брак и крестьянка», «Как организовать культурно-просветительную работу»…

Сила воздействия  изобразительного искусства на массы  была хорошо известна не только редакторам популярных западных журналов. Над  стилем советских журналов работали знаменитые художники.

В городе девушки, одурманенные верой в независимость и равноправие, носили короткие, свободные, прямоугольные платья, английские спортивные костюмы. В деревне никак не хотели забывать про старинный, исконно русский идеал женской красоты: формы должны быть пышными, цвета – яркими, так что юбки шили широкие и длинные, по щиколотку, а кофты носили узкие, с высоким воротником-стойкой. Городская мода была далека от деревенской, но могла во имя высоких политических идеалов взять на вооружение какой-нибудь крестьянский сюжет.

Вторая мировая  война, как и первая, заставила женщин освоить мужские профессии, и вместе с ними – мужские гардеробы. Ушанки, ватники и кирзовые сапоги, носки поверх чулок, пиджаки и пальто, стянутые кожаными ремнями, - новая одежда для выживания. Летом можно было позволить себе платье, веселое, приталенное, воздушное, лучше с плечиками, ультрамодным аксессуаром, так же перекочевавшем из мужского костюма в женский.

"Обтрепанные края обжигают  на плитке и затем обрывают, вытягивая нити ткани. Так же  прожигают дыры в середине одежды, потом пальцами осторожно прорывают ткань. Втирают в поверхность костюмов охру и масляные белила, и ткань приобретает выгоревший, пропотевший вид". Это рекомендации Р.В. Захаржевской, знаменитого историка, художника по костюму, относятся к постановкам пьес, посвященных Второй мировой войне [28]. Искусно потертые вещи, так же как и настоящий винтаж, по-прежнему в моде.

В 1950-е годы в советских журналах появились новые иллюстрации: репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали красивые страницы, украшали ими свои углы, комнаты, дома и дачи. Так любил украшать собственную дачу в Волынском и Иосиф Сталин.

Как стать девушкой с обложки 50-х? Сделать сложную  прическу, подобрать оригинальную шляпку, купить пальто с необычным отложным воротником, сшить на заказ у любимого дизайнера блузку на маленьких пуговичках и юбку, чуть прикрывающую колени. Вам подойдут модели Ilya Chelyshev, Valentin Yudashkin (Галерея русской Моды) и Alexander Arngoldt. Так же в теме: Louis Vuitton, Jitrois и Dior by John Galliano.

В 60-е цвет крови, свежей, молодой, новой – любимый цвет Революции в России. Любимый, но не единственный. Оттепель, к примеру, ассоциируется с черным цветом. Черный, традиционно траурный, чопорный, строгий стал для шестидесятников символом свободы. Свободы от агитационного красного, от беззаботного белого, от всей неестественно радостной палитры в одежде, призванной демонстрировать, как на неизбежной маевке, что жизнь – прекрасна, потому что она протекает в лучшем государстве мира – СССР. С формами костюма произошло обратное: на смену строгости пришла мягкость, без которой невозможна раскрепощенность, а отсюда – один шаг до свободомыслия. Женщины все реже надевали узкие юбки и двубортные партийные пиджаки в белую полоску. Им стали нравиться облегающие черные свитера под горло, свободные жакеты с рукавами три четверти, нейлоновые блузки, плащи из болоньи. Их головы украшали непростые прически, повторявшие стиль Брижит Бардо в фильме "Бабетта идет на войну". Они стали пользоваться косметикой, рисовать стрелки, красить губы, пудриться и даже в деревне носить лодочки. Только от целомудренных комбинаций не отказывались, в отличие от городских девушек.

Информация о работе История Российского глянца