История создания и развития радиостанции "Маяк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «История создания и развития радиостанции “Маяк”». Как и любое другое СМИ, радиовещание играет огромную роль в формировании общественного мнения. Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

История создания и развития радиостанции Маяк.docx

— 63.77 Кб (Скачать документ)

Отправляясь на задание, журналисты часто не знали, что их ждет по возвращении. Если передача не нравилась председателю, то журналист  мог быть уволен безо всяких предупреждений. Узнавал он об этом от милиционера  при входе в здание Гостелерадио: у журналиста отбирали служебное  удостоверение и предлагали пройти в отдел кадров, где уже официально уведомляли об увольнении. Так случалось  не только с начинающими репортерами, но и с людьми, поднявшимися на высшую ступеньку журналистской иерархии – с политобозревателями.

Расширились "черные списки" имен писателей, музыкантов, артистов, ученых и, разумеется, журналистов, которых не следовало приглашать для участия в радио- и телепередачах. Под запретом были имена Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Николая Бердяева и многих других. Усилился интерес КГБ к жизни, творчеству и главным образом к личным планам наиболее перспективных или уже известных радиожурналистов. Страх ошибиться, а еще больше страх не понравиться начальству владел сотрудниками всех без исключения редакций. Вполне понятно, что в таких условиях творческий потенциал радио использовался очень плохо.

Всем  управляло так называемое "тематическое планирование", стремление заранее  регламентировать тему, автора, композицию и все структурные элементы будущей  радиопередачи. Начиная с 1972 года каждая редакция заранее представляла ежегодный, квартальный и месячный планы, на основании которых заполнялись конкретным материалом сетки вещания на неделю и на каждый день. Конечно, через такое "сито" действительно живой идее проскочить было почти невозможно.

Этим  обстоятельством и объясняется  феномен программирования 70-х –  первой половины 80-х годов: огромное число рубрик, многие из которых  дублировали друг друга. На стыке 1970-х  – 80-х годов на Всесоюзном радио  ежегодно среди 140–160 "старых" рубрик появлялось не более трех-четырех "новых", которые на поверку оказывались  просто переименованными старыми.

Поэтому наибольший интерес слушателей вызывали развлекательные программы, в которые  включались сатирические материалы, касающиеся различных жизненных, социальных и  бытовых проблем. Во всех подсчетах  социологов лидировала передача "С  добрым утром!" (I пр., воскресенье, 45 мин., 9.15). Для участия в ней приглашались в студию известные эстрадные артисты, певцы, писатели-сатирики. Здесь звучали новые песни, шутки, эстрадные миниатюры. Аналогичную направленность, но с учетом трансляции передачи в будние дни имела «Утренняя почта "Маяка"» (II пр., 25 мин., 3.05; 7.05).

"Вы  нам писали" (I пр., дважды в месяц, 40 мин., 21.20) и в известной степени «Вечерняя передача "Маяка"» (II пр., дважды в неделю, 25 мин., 19.35) представляли собой развлекательные программы по письмам радиослушателей. В их подготовке участвовали практически все известные писатели и актеры, работавшие в те годы в жанре сатиры и юмора. В этих программах также звучали песни советских композиторов и новинки зарубежной эстрад

Обращает  на себя внимание тот факт, что развлекательные  передачи выпускала Главная редакция пропаганды, в структуре которой  находился отдел сатиры и юмора. Главная редакция информации ("Последние известия" и "Маяк") обеспечивала новостные выпуски, обзоры газет, "Международный дневник", "Круглый стол" международных обозревателей, программу автоинспекции "Красный! Желтый! Зеленый!", а также "Бюллетень розыска родных" о людях, которых разлучила война, и специальные трансляции со съездов партии, репортажи о поездках руководства страны на заводы и в колхозы.

 

§3. Радио "перестройки и гласности" (1985–1991)

 

1985 год  стал переломным в жизни огромной  страны, в развитии средств массовой  информации. Политика перестройки,  провозглашенная новым Генеральным  секретарем ЦК КПСС Михаилом  Горбачевым на апрельском Пленуме  1985 года, должна была по идее  охватить все стороны жизни  общества, все звенья государственного  механизма. Был официально взят  курс на демократизацию и гласность.  Декларировалось непреходящее значение  общечеловеческих идеалов и ценностей,  которым должны были соответствовать  советская политика, экономика, культура  и идеология. Подразумевался процесс  серьезных преобразований в общественной  жизни и сознании людей.

Политика  перестройки была объективно порождена  назревшим в обществе протестом  против тоталитарной системы и идеологии, нарушений прав человека, а также  официозной пропагандистской машины, являвшейся инструментом внедрения  идеологических и социальных мифов  и стереотипов в массовое сознание; она отвечала стремлению к переменам  во всех сферах общественной жизни, к формированию открытого общества, плюрализма взглядов.

В центре вещания, как говорилось в соответствующих  отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной  и общественной жизни страны, встречи  государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Партийные документы обсуждались в специальных предсъездовских выпусках "Последних известий" и "Маяка", радиопередачах "Время, события, люди", "Земля и люди" и др. Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной помощи братскому народу", и положение в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались.

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию  стали журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача "Юности" "Молодежный канал".

"Юность" вместе с "Маяком" стали первооткрывателями  и такой интереснейшей передачи, как радиомост. Если телемосты  уже были привычными для телезрителей  второй половины 80-х годов, то  радиомосты – явление новое,  необычное.

В 1987 году в режиме прямого эфира стала  выходить «Информационно-музыкальная  панорама "Маяка" от шести до десяти»  – четыре часа утреннего интенсивного информационного вещания. Выпуски  панорамы отличались высокой оперативностью, в них звучали сообщения, полученные редакцией ночью и утром, прямые эфирные переклички и прямые репортажи  с мест, где происходили или  должны были происходить события, новости  науки и техники, познавательная информация, предупреждения ГАИ, сводка погоды. Поскольку программа занимала продолжительный отрезок эфира, была разработана гибкая система  повторов наиболее важных сообщений.

Позднее появилась полуторачасовая дневная  «Панорама "Маяка"». Складывался  качественно новый тип вещания, где прямой эфир был реальным проявлением  процесса перестройки на радио, его  демократизации, доверия к журналисту и аудитории и одновременно повышения  ответственности радиожурналиста.

Помимо  прямых включений с места события  ежедневно Главная редакция информации выпускала "Парламентский дневник" – получасовую передачу, в которой стремилась обстоятельно показать не только ход работы сессий Верховного Совета, спектр различных мнений, полемику, но и оценку, которую дают работе депутатов избиратели. Освещение съездов народных депутатов и сессий Верховного Совета стало важным завоеванием радиожурналистов, особенно "Маяка" и "Последних известий".

Корреспонденты "Маяка", "Последних известий", радиостанции "Юность", Главной  редакции общественно-политических программ вели репортажи из "горячих точек" – Сумгаита, Нагорного Карабаха, Нахичевани, Ферганы, Армении, Грузии, Душанбе. Выполняя задание редакции, в Нагорном Карабахе погиб обозреватель Главной редакции информации Леонид Лазаревич.

 

§ 4. Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991–1999)

 

Начало 90-х годов – точка отсчета  нового исторического этапа в  развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Прежде  всего, подверглась изменениям структура  Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала государственным  задачам в сфере идеологии  и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения огромной страны – Советского Союза. Как уже  было сказано, главный удар по монополии  Гостелерадио был нанесен созданием  официального государственного "Радио  России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную  телерадиокомпанию – ВГТРК.

Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур –  телерадиокомпаний, учредителями которых  стали Мининформпечати и местные  власти. Их основная задача – осуществление  местного вещания. Они выходили в  эфир, как правило, на технических  каналах "Радио России" утром  и вечером с передачами, содержащими  местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы  и рекламу.

В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано  в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино", в состав которой  входили следующие программы:

– "Радио-1 Останкино" (бывшая I программа Всесоюзного радио, включавшая информационные, аналитические, музыкальные, литературно-драматические и детские передачи);

– информационно-музыкальная  программа "Маяк" (эти два канала кроме эфирного имели проводное  вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию);

– программа "Молодежный канал" радиостанции "Юность";

– радио "Орфей" – классическое музыкальное  наследие.

В августе 1997 года Указом президента "О совершенствовании  структуры радиовещания в Российской Федерации" было ликвидировано "Радио-1" как государственная станция  и были объединены в единую радиостанцию "Маяк" и "Юность". Старейшая  в стране информационно-развлекательная  радиостанция "Маяк" неизменно  пользуется популярностью у слушателей. В сутки "Маяк" передает 50–55 оригинальных звуковых материалов: репортажи, интервью, комментарии, ответы политиков, ведущих, ученых на вопросы радиослушателей. Постоянный отклик аудитории вызывают комментарии известного политического обозревателя радиостанции Ю. Семенова, материалы Н. Нейча, А. Рувинского, В. Безяева и других журналистов.

Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе независимых  средств массовой информации страны. Это обстоятельство объясняется  рядом причин. Ведь исторически радио  было и остается главным источником информации, особенно в "глубинке" России. Именно поэтому оно способно сыграть важнейшую интегрирующую  роль. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных  центров России слушают радио, и 77% из числа опрошенных отмечают, что  радиовещание в целом их удовлетворяет. В среднем время прослушивания  радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты и почти столько  же в выходные – 2 часа 36 минут (для  сравнения: средний американец слушает  радио 3 часа 20 минут в сутки, при  этом 56% американцев черпают первую информацию днем именно из радиопередач). В отличие от телевидения, которое  смотрят в основном дома, радио  слушают и дома, и в автомобиле, и на работе, и на даче.

 

§5. Радиостанция «Маяк» сегодня

 

Традиции  «Маяка» 60-х сохраняет основной «Маяк». Новости, музыка, концерты по заявкам, аналитические передачи, программы  культурологического характера, интерактивные  проекты, музыкально-развлекательные  программы составляют эфирную сетку  радиостанции.

Отличительная особенность радио «Маяк» — богатство  аналитических программ. Одной из самых ярких по праву считается  «Панорама». Неизменной популярностью  пользуются программы, затрагивающие  вопросы коммерции, экономики, предпринимательской  деятельности. Гостями информационной программы радио “Маяк” «Ваши деньги» являются руководители и эксперты банков и других финансовых структур. Предметом обсуждения становятся процентные ставки по вкладам, новые банковские продукты, филиалы и отделения, пластиковые карточки, операции с ценными бумагами, котировки валют и т.п.

Эфир  радио Маяк наполнен программами, посвященными культуре. Наиболее значимые события культурной жизни находят свое отражение в передаче «Культурный вопрос». Информацию о книжных новинках можно услышать в рубрике «Собрание сочинений». Значима спортивная составляющая эфира радио «Маяк». Каждый вечер программа «Спортивный канал» подводит итоги дня. В эфире звучит последняя информация из мира спорта и эксклюзивные интервью. Передача «На спортивной волне «Маяка» построена как диалог радиослушателей и игроков, тренеров ведущих российских команд, звезд спорта прошлого и настоящего, президентов федераций.

Эфир  Радио Маяк богат интересными музыкальными программами. Совершить экскурсии в мир музыки прошлых лет, услышать голоса больших мастеров отечественной и зарубежной эстрады, завораживающие танцевальные ретро-ритмы в исполнении биг-бендов 1930-950-х годов предлагает коллекционер и пропагандист старых пластинок Игорь Макаров в программе «Пять минут ретро».

С 2007 года новую концепцию вещания предложил известный бизнесмен с РМГ Сергей Архипов, он попытался «омолодить» аудиторию радиостанции до 25-35 лет.

С 6 сентября по 14 декабря 2010 года музыкальный эфир был наполнен только русским роком (кроме программы OldSchool).

2 августа  2010 радиостанция «Маяк» открывает  своё представительство в twitter.

 «Радио Маяк» входит в состав первого мультиплекса цифрового телевидения DVB-T2.

С 5 сентября 2011 года ведётся спутниковое вещание  на спутнике Eutelsat W7 в радиопакете Триколор ТВ.

Одна  из особенностей насыщенного и увлекательного эфира - интересные диалоги с гостями  станции: известными политиками, музыкантами, деятелями культуры и спорта. Они  приходят не только чтобы обсудить самые горячие новости, они готовы раскрыться перед слушателями "Маяка" совсем с неожиданных сторон - рассказать о своем любимом хобби, забавной коллекции или необычных путешествиях. В общем, им всегда есть что обсудить. В списке гостей: президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, политики и депутаты Сергей Миронов и Владимир Жириновский, министр спорта Виталий Мутко; известные режиссеры Владимир Наумов, Эльдар Рязанов, Никита Михалков; знаменитый французский кутюрье Пако Рабанн; кинодраматург Александр Адабашьян; фигурист Александр Жулин; вратарь сборной России по футболу Игорь Акинфеев; футболист Александр Кержаков; хоккеист Александр Овечкин; актрисы Рената Литвинова и Чулпан Хаматова; театральный режиссер Роман Виктюк; дизайнер Денис Симачев; популярный певец Филипп Киркоров, певицы Лариса Долина, Валерия и многие другие.

Информация о работе История создания и развития радиостанции "Маяк"