Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:08, реферат
Без тени сомнения Ивана Дмитриевича Сытина можно назвать издательским магнатом. Ведь помимо популярной в то время газеты «Русское слово», он издавал газету «Правда Бодия», а также около десятка журналов и детских изданий - «Северное сияние», «Вестник школы», «Нужды деревни», «Друг детей», «Мирок» и так далее.
В настоящей работе будет рассмотрена деятельность Ивана Сытина как издателя, а также приведена характеристика наиболее известных печатных органов его концерна.
Введение
Про таких людей как Иван Дмитриевич Сытин говорят: «Его судьба любит». Выходец из костромской деревушки, он благодаря незаурядному таланту смог построить хорошую карьеру и своего первого, как теперь принято говорить, работодателя. Однако, когда судьба предоставила ему возможность самостоятельного плавания, и тут он не растерялся и построил настоящую издательскую империю. При этом Сытин снискал славу и известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
Его успех в издательской деятельности обусловлен прежде всего выпуском дешевых, но качественных издания для народа. Кроме того, Сытин один из первых представителей печатной империи стал использовать в производстве технику, приобретенную на Западе.
Без тени сомнения Ивана Дмитриевича Сытина можно назвать издательским магнатом. Ведь помимо популярной в то время газеты «Русское слово», он издавал газету «Правда Бодия», а также около десятка журналов и детских изданий - «Северное сияние», «Вестник школы», «Нужды деревни», «Друг детей», «Мирок» и так далее.
В
настоящей работе будет рассмотрена
деятельность Ивана Сытина как издателя,
а также приведена
Глава
1. В начале славных дел
Коммерческая деятельность Сытина началась в меховой торговле на Нижегородской ярмарке, куда он приехал вместе с дядей. Затем он поступил на работу в качестве прислужника к известному продавцу Шарапову, который чрез некоторое время назначил его своим помощником в лавке на ярмарке в Нижнем Новгороде. В это время Сытин предлагает создать своему хозяину создать сеть коробейников-офеней — торговцев продукцией: лубками и картинками. Так, благодаря Шарапову Иван получил первое практическое коммерческое образование, которое в будущем помогло ему в организации собственного дела.
Прослужив верно Шарапову, Сытин решил организовать собственное дело ни без помощи своего покровителя Шарапова у которого он взял в кредит 3 тысячи рублей. За Дорогомиловской заставой он открыл небольшую литографию, печатавшую картины в разных красках. Первое время ему самому пришлось принимать непосредственное участие в производстве. Сытин собственноручно закупал бумагу, помогал печатнику выводить рисунки, а затем разносил листы по лавкам книготорговцев. Через некоторое время, с появлением литографской машины он принялся за печать красочных картин. Правда, новое производство потребовало участия более опытных художников.
Однако, выгодным делом оказалась печать карт военных действий. В 1877 году, когда русские войска освобождали болгар от турецкого гнета, карта как приложение к газете, выпускалась почти ежедневно. В это же время увеличились доходы от картин и Сытин вместе с пайщиками покупает помещение для типографии и литографии на Валовой улице.
Через
некоторое время, как доходы от производства
превысили доходы, Сытин маленькую литографию
преобразовал в Товарищество « И.Д. Сытин
и К°» с основным капиталом в 75 тысяч рублей.
Этот стремительный скачок в развитии
помог Ивану Дмитриевичу монополизировать
рынок. Его стараниями был создан принципиально
новый тип лубка с измененным характером
оформления, который существенно отличался
от традиционных изданий. Сытин первый
в издатель, кто выпустил серию портретов
русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. .Лермонтова,
Н. А. Некрасова, а также произведения Н.В.
Гоголя других писателей. Сытинскому концерну
принадлежат лубки военно-патриотической
и исторической тематики, на сказочные,
бытовые и сатирические сюжеты. Через
шесть лет упорного труда За свои лубки
Иван Дмитриевич получил серебряную медаль.
Глава 2. Календари для крестьян
Вслед за изданием картин и лубков, Сытин преступает к реализации еще оного проекта — народным календарям. Правда, до него изданием этого вида печатной продукции календарей, с 1865 года, занимался А. Гатцук. Но в отличие от сытинского детища, «Крестьянский календарь» был всех смыслах бледный. Иван Дмитриевич понимает, что для народа нужен доступный, но вместе с тем интересный календарь, где свое место должны были занять сведения о события мировой и отечественной истории, а также другая полезная информация.
При издании календарей поддержку он нашел только у Льва Николаевича Толстого, который в помощь молодому издателю направляет редактора Полушина. Вместе с ним он додумывает наполнение издания: включает в него пословицы, поговорки, и практические указания по домашним и сельскохозяйственным делам.
Первый
тираж отрывного календаря
Астрономические тиражи, огромная популярность календаря насторожили цензуру. Когда очередной тираж был отпечатан, и половина его была уже разослана на места, департамент полиции вдруг потребовал, чтобы календарь был изъят из продажи и конфискован. Ринувшись за разъяснениями, изумленный Сытин узнал, что всё дело в содержании календаря. Полушин, любивший острую пословицу, тайком от издателя вставил в календарь пословицы В. Даля, которые не вызвали одобрения у властей и духовенства. Тогда лишь заступничество государя помогло решить проблему. Вместе с тем, к 1893 году захватил и удерживал до 50% объема российского печатного рынка.
Глава
3. Фирма «Посредник»
Не только одним изданием лубков и крестьянских календарей была отмечена ранняя коммерческая деятельность Ивана Дмитриевича Сытина. Одним из центральных полей его работы стала организация фирмы «Посредник». Предприятие получило путевку в жизнь во многом благодаря графу Льву Николаевичу Толстому, который знал Сытина еще со времен его работы в лавке у купца Шарапова. Именно тогда, Толстой и отметил про себя, что с Сытиным можно организовать серьезное дело, которое увенчается успехом.
В 1883 году Лев Николаевич предложил молодому издателю организовать распространение яснополянских изданий, а уже через полгода, Толстой совместно с редактором своих изданий Владимиром Григорьевичем Чертковым, высказал идею издания дешевых народных книжек. Писатели - Лесков, Гаршин, Короленко, Златовратский предложили свои произведения для публикации без гонорара (для уменьшения стоимости книг), а художники - Репин и Кившенко бесплатно иллюстрировать обложки произведений. Так осенью Осенью в 1884 году Владимир Чертков предложил Сытину организовать совместное предприятие — фирму «Посредник», которая занималась печатью и реализацией литературы. При этом издателем книг стал Иван Сытин. Совместная работа издателя Сытина с толстовским "Посредником" продолжалась целых двадцать пять лет, с 1885 по 1910 год. За это время было выпущено 1200 книг и книжек ценою от копейки до трех рублей. Какое количество экземпляров вышло в свет.
В 1884 году судьба свела Ивана Дмитриевича с Владимиром Григорьевичем Чертковым – другом и поверенным Л.Н. Толстого. Он предложил издателю сделать серию книг для народа, куда бы входили лучшие произведения писателей России. Чертков обращался и к другим более известным людям, но его идея их не заинтересовала. А Сытин согласился.
Содружество
продолжалось пятнадцать лет. Благодаря
познавательности, увлекательному содержанию
и доступности книг, успех изданий
«Посредника» был небывалый. Это
отразилось на всём предприятии. Л.Н. Толстой
также принимал самое близкое участие
в деле печатания, редакции и продажи книг.
Глава
4. Газета «Русское слово»
«Русское слово» - газета, оставившая заметный след в истории российской журналистики, впервые увидела свет 25 марта 1895 года в Москве. Идею издания этого печатного органа Ивану Сытину подсказал его ближайший друг и соратник Антон Павлович Чехов. Дело в том, что он давно хотел взяться за работу над хорошим печатным изданием, но прекрасно понимал, что один в поле не воин. Тогда он предложил Сытину стать не только издателем, но и идейным вдохновителем нового СМИ.
«Русское слово» была первой русской газетой, которая организовала обширную корреспондентскую сеть не только по всей стране, но и в столицах мира. Благодаря этому редакция могла получать достоверную и проверенную информацию о своих собкоров, что значительно сокращало время подготовки и передачи материалов. Кроме того, наличие в городах «своих людей», поднимало статус издания на новый, профессиональный уровень.
Стремительной взлет популярности издания многие исследователи связывают с редакторской деятельностью Власа Дорошевича. Он перестроил «Русское слово» по типу западных газет. Структура издания строилась следующим образом: редакция, контора (в ее ведении находилась финансовая и хозяйственная составляющая редакции), типографии и экспедиции — она отвечала за распространение и доставку номеров газеты.
Стоит
сказать, что Дорошевич провел реорганизацию
редакции по отделениям на Московское,
сохранившее руководящие
Особой
гордостью «Русского Слова» была
его «провинциальная
Но славу «Русскому слову» приносили не только оперативные новости. В газете сотрудничали крупнейшие русские журналисты: Осип Дымов, Петр Пильский, Николай Шебуев, Алексей Яблоновский, Василий Немирович-Данченко, Владимир Гиляровский, священник Григорий Петров и др. Сытин приглашал и русских писателей, кроме В.Г. Короленко и А.П. Чехова, в газете сотрудничали все.
Во время первой мировой войны особую значимость приобрел военный отдел. Одним из двадцати военных корреспондентов «Русского слова» был Василий Иванович Немирович-Данченко, и только в первый год войны он дал в газету 350 сообщений. В лице своего отважного автора В. Е. Краевского «Русское слово» совершило блестящий рейд по тылам противника.
Летом
1905 г. «Русское слово» получило предостережение
с запрещением розничной
Большой успех приносили газете специальные номера, посвященные известным людям или знаменательным событиям: в 1910 г. – 50-летию А.П. Чехова, 1911 г. – реформе 1861 г. и Александру II. Самыми знаменитыми стали номера, посвященные смерти Л.Н. Толстого в 1910 г. и убийству Г. Распутина в декабре 1916 г.
При этом, успех «Русского слова» обеспечивал и рост тиража. В 1916 г. он превысил уровень 700 тысяч экземпляров, а после февраля 1917 г., – 1 млн. 200 тыс.
Впрочем, тиражи могли бы расти и дальше, но нагрянула перемена власти. Буржуазная газета, как ее называли большевики, не могла оставить без внимания Февральскую революцию. «Русское слово» никогда не было далеко от политики: за годы своей деятельности издание не раз меняло политическое направление, но при этом оставалась приятным собеседником. Вот и в марте 1917 года газета достаточно определённо выразила свою позицию. 3 марта, в день отречения царя, издание призвало народ принять Временное правительство во главе с князем Г. Львовым. Днём позже газета сообщает подробности законной передачи власти. Царь уступил корону своему брату, Великому князю Михаилу, а тот отрёкся от престола в пользу временного правительства. Усугубило судьбу газеты и то, что на ее страницах публиковались интервью с политэмигрантами. Между тем, издание активно критикует большевиков. Так, 8 ноября 1917 года была опубликована статья адвоката Варшавского, направленная против политики большевиков в области печати (имеется ввиду закрытие ряда изданий Московским Советом).