Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:37, реферат
Революционные события, происходившие в мире и, в частности, России в начале XX века привели к тому, что русская общественность стала более раскрепощённой. Она стала ярче выражать свои демократические чаяния не сразу и не прямо, а посредством фельетонов, эпиграмм и с помощью других иронических средств. Это не могла не заметить и пресса, в которой стали развиваться юмористические и сатирические издания. Один из них - юмористический журнал «Стрекоза» (1875—1918), который, однако вскоре утратил популярность .
Введение____________________________________________________1
§1.1. История журнала «Сатирикон» ____________________________3
§2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон» _______________ 5
Заключение____________________________________________________7
Список использованной литературы_______________________________8
Кафедра журналистики Эволюция
журнала «Сатирикон». Челябинск |
План:
Введение______________________
§1.1. История журнала «Сатирикон» ____________________________3
§2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон» _______________ 5
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Революционные события, происходившие в мире и, в частности, России в начале XX века привели к тому, что русская общественность стала более раскрепощённой. Она стала ярче выражать свои демократические чаяния не сразу и не прямо, а посредством фельетонов, эпиграмм и с помощью других иронических средств. Это не могла не заметить и пресса, в которой стали развиваться юмористические и сатирические издания. Один из них - юмористический журнал «Стрекоза» (1875—1918), который, однако вскоре утратил популярность1. Но он дал основу ещё одному не менее яркому петербургскому сатирическому журналу «Сатирикон» (1908 – 1913). Названый в честь одноимённого античного романа римского писателя Петрония Арбитра, он продолжал лучшие традиции хлёсткой сатиры. Цель работы – проследить историю развития и эволюцию журнала «Сатирикон». Отсюда выходят две задачи: 1. Проследить историю журнала «Сатирикон». 2. Выделить основные вези развития и эволюции журнала «Сатирикон».
История развития этого печатного издания полна взлётов и падений. Так журнал смог встать на ноги после Первой русской революции (1905-1907) и к 1912 году расцвести полным цветом (чему не мало способствовала политика П.А. Столыпина и другие демократические реформы). Потом же он впал в полосу кризиса 1913 года и вышел из него обновлённым, пережив жёсткие нападки цензуры. Уже «Новый Сатирикон» дожил до начала 1918 года. Лишь после Октябрьской революции журнал был закрыт, а большинство авторов оказались в эмиграции.
Главной причиной высокой популярности журнала стало то, что он сочетал в себе как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года — против большевиков), так и безобидную юмористику. Немаловажным было то, что в нём принимали активное участие и деятели русской культуры Серебряного века, которые обобщенно и зовутся «сатириконовцами». Главным редактором журнала стал Аркадий Тимофеевич Аверченко, который привлёк целую плеяду талантливых поэтов и прозаиков: Саша Чёрный, Осип Дымов, Тэффи, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, С. Маршак, А. Куприн, А.Н. Толстой, С. Городецкий. А в 1915—1917 гг. с «Новым Сатириконом» сотрудничал В.В. Маяковский. В числе основных сотрудников были и не менее талантливые графики А.А. Радаков, Н.В. Ремизов-Васильев (Реми), А.А. Юнгер (Баян), А.В. Ремизова (Мисс). Их смелые карикатуры и шаржи также украшали каждый номер смелого журнала и также были объектом цензуры.
Журнал
«Сатирикон» оставил яркий след
в истории периодической печати, обличая
в форме едкой сатиры политическую и общественную
жизнь России в начале XX в.
\
§1.1.
История журнала «Сатирикон»
Богатая
на события история журнала «
На одном из очередных заседаний редакции было решено превратить «Стрекозу» из юмористического журнала в сатирический, отражающий злободневные события общественной и политической жизни в стране. Тут же придумали журналу другое имя. Его предложил Радаков. Он вспомнил знаменитый древнеримский роман Гая Петрония Арбитра «Сатирикон» - повествующий о кошмарной эпохе Нерона, где жизненные подробности причудливо перемешаны с гротескными образами омерзительного мира.
Так определилось творческое лицо нового органа. И с третьего апреля 1908 г. вместо надоевшей всем «Стрекозы» стал выходить сатирический журнал «Сатирикон», поставивший перед собой задачу морального исправления общества путем сатиры на нравы. А «Стрекоза» вскоре совсем прекратила существование. «Сатирикон» же выбрал тактику общественно- политической сатиры, главным объектом которого стала политическая жизнь. «Сатириконовцы» иронизировали над Государственными думами, политическими интригами и партиями. Сатириконцы изобретательно высмеивали всех, кто был оплотом правительственной и общественной реакции. Очень часто и охотно они критиковали кадетскую партию, прежде всего за ее поведение в I Государственной Думе. Символом беспомощности кадетов был «выборгский крендель». При этом имелось в виду известное выборгское воззвание кадетов, в котором они призывали народ «не платить налогов и проводить тактику пассивного сопротивления».
К концу 1911 г. наметилось явное падение политической остроты «Сатирикона». Из фрондерского сатирического органа он постепенно превращается в юмористический, все меньше отличаясь от осмеянных им же «Будильника», «Шута», «Осколков». Однако многих такой принцип «улыбательной сатиры» не устраивал. Так в 1911 г. из «Сатирикона» уходит Саша Чёрный, не желая мириться с тем, что журнал приобретает «танцклассное направление». Такой спад радикализма отчасти связан и с ожиданиями, которые дала политика П.А. Столыпина и события Тредьюнионского переворота, когда Николай II пошёл на значительные уступки.
В 1913 г. в редакции журнала произошёл раскол, в результате которого образовался «Новый Сатирикон». Непосредственной причиной раскола были денежные недоразумения и ссора между главными пайщиками журнала: издателем М.Г. Корнфельдом, с одной стороны, и Аверченко, Радаковым и Ремизовым, - с другой. По заключенному между издателем и сотрудниками договору, Аверченко, Радаков и Ремизов имели право контролировать хозяйственную часть журнала, а Корнфельд обязался не повышать подписной и розничной платы за журнал.
Новый
Сатирикон» продолжал успешно существовать
(вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда
был запрещён большевиками за контрреволюционную
направленность.
§2.1.
Эволюция стиля сатиры
в журнале «Сатирикон»
С первых дней создания молодая авторская и редакционная коллегия определилась и с авторской позицией создателя: к жуткому и пошлому миру он относится как спокойный наблюдатель, не чуждый юмора, а подчас и ядовитой иронии, но без чувства скорби или гнева. «Ядовитый смех» «Сатирикона» не посягал на основы существующего строя. Журнал даже не уберегся от болезней беззубой, развлекательной прессы. Но в начале своей жизни «Сатирикон» довольно часто обращался к политической сатире2. Больше всего издевок «Сатирикона» доставалось на долю правых депутатов Думы. Аверченко уморительно рассказывал о том, как "из-за дурного поведения" их не позвали на обед к премьер-министру Столыпину. О черносотенце П. Крупенском журнал с усмешкой заметил: «Да, он в сущности, светлая голова! Это ничего, что он весь в уши пошёл», - намекая на связь Крупенского с департаментом полиции. В № 9 за 1909 г. были напечатаны «Думские речи»:
«Октябрист: Мы, господа, стоим на страже...
Крестьянский депутат (в ужасе): Еще стражники? Эх, Россея!!»3
Однако после того, как стихли бури Первой русской революции смех поэтов и прозаиков «Сатирикона» становится более добродушным. В этом плане характерен № 3 сатирического издания за 1913 год, посвящённый памяти «незабвенного Козьмы Пруткова». Отмечая 50-летний юбилей своего предшественника, сатириконцы изощряются в остроумных пародиях, но их общественное звучание невелико. Взвинченная парадоксальность и сентиментальная интимность все больше начинают подменять социально-значимую сатиру. На страницах журнала мелькают обнажённые женские тела, рассказы о «художнике-безбожнике» и модистке, которую он обольстил, пасхальные, масляничные, рождественские безделушки4.
Центральное место в журнале заняли шаржи на модных литераторов и артистов. В этом журнале появилась специальная рубрика «Русская грядка на Парнасе», а поэтическими лидерами в журнале стали авторы стилизованных пародий П. Потемкин и С. Горный5.
К 1912 г. внутри редакции начались разногласия, приведшие вскоре к расколу. Это было видно по самим редакциям журнала. Так в новогоднем номере журнала, рисуя торжественный парад сотрудников, А. Радаков в сторонке изобразил Сашу Черного, «бросающегося иногда даже на своих». В 1911 г. Саша Чёрный порвал с журналом, публично заявив, что не разделяет его направления. Между тем либеральные критики восторженно приветствовали поворот «Сатирикона» к юмору. По их мнению, главная заслуга журнала заключалась в том, что он смог развлечь русское общество, приунывшее после 1905 г., бездумным легкомысленным смехом.
По мнению Аверченко, «Сатирикон» должен был угодить той части русского общества, которая почувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния6. Новую функцию сатиры тех лет он видит в том, чтобы спасти интеллигента, утопающего в пессимизме, и помочь «выздоравливающей» части России как следует повеселиться.
Но,
к сожалению, такая стратегия
была выигрышной, так как тяжбы войны
и разруха в стране давали мало поводом
для веселья. А кардинальная перестановка
политических сил после Октября 1918 года,
когда во главе власти стали большевики,
довершила логический конец этого яркого
журнала.
Заключение
Пятилетняя история зарождения, развития, кризиса и закрытия сатирического журнала «Сатирикон» являла яркую страницу в истории не только русской публицистики, но и поэзии Серебряного века. Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел собрать под своим началом самых лучших поэтов и прозаиков Серебряного века. В числе основных сотрудников — графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Реми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов и др.
Устав от безликого юмора «Стрекозы», «Будильника» и «Осколков» молодые сотрудники «Сатирикона» начали лихо критиковать политику и общественный строй и нравы в России. Лишь недолгая передышка перед Первой мировой войной дала и либеральные реформы П.А. Столыпина дали им повод для перехода к улыбательной и безобидной сатире. Это не могло не дать поводов для недовольства у радикалов (и в первую очередь, большевиков). Они называли такую сатиру «беззубой». К этому тематическому замешательству добавился и разлад в редакционном коллективе (особенно между А.Т. Аверченко и М.Г. Корнфельдом). А приход к власти радикалов большевиков в Октябре 1917 года завершил исход этого сатирического издания.
Таким образом, цель работы выполнена: прослежена история создания и развития журнала «Сатирикон» и выделены основные вехи его развития.
Однако
и в XXI в. традиции «Сатирикона» живы:
в 2006 году начал жизнь электронный журнал
«Сатирикон – бис!»7. Художник Алексей
Караковский намерено выбрал стиль оформления
в отечественных и зарубежных ретро-открыток.
Название журнала символично: «бис», с
одной стороны, означает преемственность
от «Нового Сатирикона» Аркадия Аверченко,
а с другой стороны, – аплодисменты.