Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:16, контрольная работа
Смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.
Мельчайшая частная тема – тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине, первой фразе единства). Межфразовое единство монотематично. Переход от одной темы к другой есть сигнал границы межфразовых единств. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов через синонимизациюключевых слов, через повторную номинацию.
1. Ключевые слова в тексте, их функции
2. Примеры текстов с прецедентными текстами
3.Виды тема-рематической последовательности
4. Список использованной литературы
План
1. Ключевые слова в тексте, их функции
2. Примеры текстов с прецедентными текстами
3.Виды тема-рематической последовательности
4. Список использованной литературы
1. Ключевые слова в тексте, их функции
Смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.
Мельчайшая частная
тема – тема, заключенная в межфразовом единстве
(она обычно дается в зачине, первой фразе
единства). Межфразовое единство монотематично. Переход от одной темы к другой есть
сигнал границы межфразовых единств. Единство
темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов через синонимизациюключев
Вот пример того, какова роль ключевых слов в создании смысловой цельности текста, в осуществлении активной связи их с другими словами, помогающими всесторонне раскрыть обозначенную тему:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий.
Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре-портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше (К. Паустовский. Прощание с летом).
Перед нами раскрывается тема осеннего
холодного дождя и тех
В сущности, это развертывание одной темы, темы дождя, которая помогает передать другой, глубинный смысл отрывка – физическое и душевное состояние «наблюдателей» этого дождя. Так, ключевые слова создали не просто сюжетный фон отрывка, но и нечто большее – глубинный смысл текста.
Ключевые слова, становясь
доминантными обозначениями, создают вокруг себя единый смысловой
контекст, вовлекая в него другие слова,
ситуативно связанные со словом-понятием,
избранным в качестве ключевого. Как, например,
в следующем межфразовом единстве найденный
писателем образ путешествия повлек за собой соответствующий словесный
набор: дали и дороги; на каждом шагу;
переплетение дорог.
Ключевые слова создают семантические
текстовые поля.
Это смысловой лейтмотив. Как правило, ключевые слова связаны с темой текста, фрагмента текста, отдельного межфразового единства.
Если это фразовое единство, то ключевое слово обязательно присутствует в его зачине в качестве смыслового центра. И именно это слово семантически притягивает к себе другие слова, расположенные в пояснительной части сложного целого, раскрывающей данную микротему.
Ключевые слова как семантически важный элемент текста могут оказаться центральными в системе образов того или иного художника слова. Через них не только выражается основная идея произведения, но и авторская стилистика. Л.К. Чуковская в «Записках об А. Ахматовой» писала: «Чтоб добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта – в них таится личность автора и дух его поэзии» (8 августа 1940 г.).
Роль ключевых слов может выходить даже на уровень жанра, например, существовал определенный подбор слов-сигналов для русской элегической школы (В. Жуковский, К. Батюшков). Стоило только появиться словам томиться, бледнеть, младость, радость, луна, роза, слезы, кипарис и др., как читатель сразу понимал, что перед ним элегия.Создавался лексический канон жанра. Элегия оставалась непроницаемой для простого бытового слова. Элегия как «песнь грустного содержания» (В. Белинский) тематически была ограничена. И следовательно, лексическая канонизация представлялась жанровообразующим признаком.
Связующим элементом текста на уровне содержания является и авторская оценка и осмысление отображенных предметов, связь авторского замысла и композиции, авторская позиция. Все это связано с целеустановкой текста и ее реализацией в стиле, в формах представленности в тексте авторства. Авторская модальность скрепляет все элементы содержания текста. Для художественного текста это «образ автора» (по терминологии В.В. Виноградова), для текста нехудожественного это авторская концепция, точка зрения. Нет этого – нет и смыслового единства текста, его цельности. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет целостность текста.
Таким образом, текст состоится, если он обладает двумя признаками – структурной связностью и содержательной цельностью. Причем оба признака неразрывны и накладываются друг на друга. Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте. В плане выражения текст может быть «связным» (использованы средства синтаксической связи; соблюдены тема-рематические последовательности), но в плане содержания такой текст может оказаться абсурдным.
2. Примеры текстов с прецедентными текстами
1. Трое в джазе, не считая альпийского рога (ЗН, 21 января 2010, с.18).
2 Местные финансы поют романсы (ЗН, 22 июля 2009, с.3).
3 Зачем вы, девушки, высоких любите? (ЗН, 5 февраля 2011, с.23).
4. За морем житье не худо? (ЗН, 9 февраля 2007, с.21).
5. Ежели икота напала, скажешь три раза:
Икота, икота,
Иди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого, —
она и уйдет.
3.Виды тема-рематической последовательности
1 Цепная связь
Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости осторг. В осторге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)
2. Параллельная связь
В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним — глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек. (А. Чехов «Палата №6»)
3. Сквозная тема
Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следовательно, не в силе произвесть истинное великое совершенство. ..(А.Пушкин Возражение на статью Кюхельбекера)
Список использованной литературы
1. Валгина, Н.С. Теория текста. – М., Логос. 2003. 173 с.
2. Филиппов К. А. Лингвистика текста.- СПб.: 2003
3. Дымарский М.Я. Проблемы
4. Москальная О.И. Грамматика текста. – М.:1981
5. http://evartist.narod.ru/
6.http://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://www.dissercat.com/
8. http://seopult.ru/library/