Контрольная
работа № 4
Задание 1.
Сравните
два отрывка из
газетного текста
и ответьте на следующие
вопросы:
1)
Какая речевая
форма составляет
основу данного
отрывка?
2)
Укажите все лексические
и синтаксические
средства выражения
авторского «я»
в приведенных
отрывках.
3)
Какой из приведенных
отрывков имеет
более ярко выраженное
личностное начало?
А). «Девять
вечера. Сыну пора спать,
но они с бабушкой еще
не закончили с математикой.
И пересказ по английскому
у ребенка явно не получается.
И граждановедение мы
с ним не успели повторить...
Пытаюсь вспомнить свое
детство: неужели нам
в начале 70-х так же доставалось?
Вроде бы нет. Два часа -
максимум, что я тратил
на уроки, и успевал
на сто процентов приготовиться
к завтрашнему дню. При
том, что я - не гений,
а сын - вовсе не глупый
мальчик. Да и другие
дети из его класса корпят
над уроками не меньше.
Так в чем же тогда дело?
Лезу в его дневник и
учебники в полной уверенности,
что запросто найду
корень проблемы. Но
ни от одного из предметов
отказаться вроде бы
нельзя. «Спокойно, -
говорю себе. - Школьные
программы не дураки
пишут. Зайдем с другой
стороны. Какие знания
пригодятся ребенку
в жизни?»
Речевая
форма : рассуждение.
Лексические
средства выражения
авторского «я»:
- разговорные
слова (доставалось, корпят над уроками,
лезу, максимум, дураки),
- фразеологизмы
(на сто процентов, корень проблемы).
Синтаксические
средства выражения
авторского «я»:
- синтаксический
параллелизм (И пересказ по английскому
у ребенка явно не получается. И граждановедение
мы с ним не успели повторить…),
- односоставные
предложения и части предложения (Сыну
пора спать…; Пытаюсь вспомнить свое детство:
неужели нам в начале 70-х так же доставалось?
Два часа — максимум…; Лезу в его дневник
и учебники в полной уверенности, что запросто
найду корень проблемы. Но ни от одного
из предметов отказаться вроде бы нельзя.
Зайдем с другой стороны.),
- риторические
вопросы ( Пытаюсь вспомнить свое детство:
неужели нам в начале 70-х так же доставалось?
Так в чем же дело?),
- бессоюзные
предложения (Пытаюсь вспомнить свое детство:
неужели нам в начале 70-х так же доставалось?),
- прямая речь
(«Спокойно. — говорю себе. — Школьные
программы не дураки пишут. Зайдем с другой
стороны. Какие знания пригодятся ребенку
в жизни?»).
Вышеуказанные
средства позволяют
говорить о том, что
этот отрывок имеет
ярко выраженное личностное
начало.
Б)
«Правительство так
и не решило, насколько
та или иная монополия
поднимет цены на свои
услуги, отметив, что
эти параметры будут
уточнены после представления
инвестиционных программ
естественных монополий.
Однако по окончании
заседания Правительства
министр экономического
развития Герман Греф
заявил журналистам,
что предел увеличения
тарифов составит 35%.
Как сообщает департамент
по информационной политике
Правительства РФ, рассматривались
два варианта повышения
тарифов, разработанных
Минэкономразвития
на основе заложенных
в проекте бюджета 2002
года и предложений
естественных монополий.»
Речевая
форма : информационное сообщение.
Информационное сообщение -
сводка новостей из
жизни компаний, госведомств,
политических, общественных
и иных организаций,
которую представители
этих структур регулярно
отправляют в целевые
СМИ.
Набор сведений
обусловлен информационными потребностями
участниками коммуникативного акта,
степень расчлененности информации
может варьироваться.
Это сфера семантики
факта, поэтому проявление личностного
начала исключается, а можно говорить
лишь об имплицитной (скрытой) оценке события,
которая проявляется в выборе фактов.
Задание 2.
Ниже
приводится отрывок
из журнала «Yes!».
Укажите, какие языковые
особенности говорят
о том, что журнал ориентирован
на молодежную аудиторию.
Обратите внимание на: 1)
использование отдельных
лексических групп, 2)
степень присутствия
и характер контактоустанавливающих
средств, 3) характер
интонации, задаваемый
синтаксическим строем
текста. Опишите эти
и другие замеченные
вами особенности с
приведением всех примеров
из предложенного текста.
«Привет,дорогой,замечательный,классный,убойный,понтовый,рулезный
и просто родной Yes.Знаешь,
немного с опозданием,
но спасибо за статью
о сноубордах в январском
номере. Прочитала я
ее и решила, что не хуже
всяких там экстремалок.
Взяла у друзей борд,
встала на него… Мой
крик слышало все Крылатское.
В общем, я сломала ногу
и попала в больницу.
Где познакомилась с
классным парнем, который
научил меня кататься
на доске. Теперь мы
рассекаем по снежным
склонам Домбая (кстати,
тоже по твоему совету)
и целуемся под звездным
небом. У меня есть хобби,
любимый парень и знание,
что все, что ни происходит,
к лучшему. И этим я обязана
тебе,Yes’ик! Клади себе
в копилку мое огромное
спасибо!» .Жанна, г.Москва.
Лексика :
- разговорная
лексика, в частности, сленговые слова
и выражения (убойный, понтовый, рулезный,
экстремалки, борд, классный парень, доска),
- синекдоха
(мой крик слышало все Крылатское),
- эпитеты (дорогой,
замечательный, классный, убойный, понтовый,
рулезный и просто родной),
- клише (все,
что ни происходит, к лучшему; клади себе
в копилку).
Синтаксис:
- асидентон
(Привет, дорогой, замечательный, классный,
убойный, понтовый, рулезный и просто родной
Yes; У меня есть хобби, любимый парень и
знание…),
- обращения
(Привет, Yes…; этим я обязана тебе, Yes!ик!),
- инверсия
(Прочитала я ее и решила…),
- обобщенно-личные
предложения (Знаешь, немного с опозданием,
но спасибо за…),
- определенно-личные
предложения (Взяла у друзей борд, встала
на него…; Клади себе в копилку…),
- восклицательные
предложения (Клади себе в копилку мое
огромное спасибо!),
- вставные
конструкции (Теперь мы рассекаем по снежным
склонам Домбая (кстати, тоже по твоему
совету)…),
- вводные слова
(В общем, я сломала…),
- парцелляция
(В общем, я сломала ногу и попала в больницу.
Где познакомилась с классным парнем,
который научил меня кататься на доске.),
- главные части
сложноподчиненных предложений с придаточными
изъяснительными (Прочитала я ее и решила,
что…; знание, что все, что…),
- многоточие
(Взяла у друзей борд, встала на него…).
Морфология
:
- повелительное
наклонение глагола (клади) ,
- словообразование
с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов (Yes!ик),
- личные местоимения
(я, мы, тебе),
- определительные
местоимения (всякие там).
Вышеуказанные
средства указывают на ориентацию текста
на молодежную аудиторию. Данное письмо
эмоционально и спонтанно ввиду экспрессивного
синтаксиса. Молодежный сленг делает текст
понятным определенному кругу читателей
– подросткам. Большое количество личных
местоимений и обращений указывают на
отношения равенства и доверия между читателями
журнала и его издателями.
Задание 3.
Ниже
приводится отрывок
из очерка А. Аграновского.
Внимательно прочитайте
его и выполните следующие
задания.
1)
Выпишите, сгруппируйте
и охарактеризуйте
все средства выражения
авторского «я»
(лексические, синтаксические,
морфологические), содержащиеся
в данном отрывке.
2)
Выпишите, сгруппируйте
и охарактеризуйте
контактоустанавливающие
средства.
3)
Какие тропы и
фигуры использованы
в тексте? Выпишите
их, назовите, дайте
краткую характеристику.
4)
Какие языковые
особенности, на
ваш взгляд, формируют
индивидуальный стиль
А. Аграновского?
«Повторить
описание всегда считалось
стыдным делом - это
плагиат. Повторить
фабулу тоже опасались
- это заимствование.
А вот мысль повторить
в сотый, в тысячный
раз, да еще теми же затертыми
словами,-это почему-то
не считается у нас зазорным.
Многое делает художественную
публицистику-композиция,
язык, пейзаж, диалог,
портрет - но без мысли,
глубокой, умной, желательно
свежей, современного
очерка попросту нет.
Что
такое публицистика?
Существует много
определений, и каждое
по-своему правильно.
Главное для меня
такое: публицистика
призвана будить общественную
мысль. И когда, садясь
за стол, мы ищем новый
поворот, новый сюжет,
новые слова, все это
делается для того, чтобы
повести читателя путем
мысли. Если же публицистика
монотонна, если повторение
сказанного выдается
за постановку темы,
то мысль общества
не будится, а усыпляется.
Произведения такого
рода называют иногда
бесполезными. Неправда.
Бесполезное вредно.
Бездумная публицистика
наносит огромный вред
развитию общественного
сознания, вред, который
мы еще не умеем оценить.
Хорошо пишет не тот,
кто хорошо пишет, а
тот, кто хорошо думает.».
Лексические.
- Слова, выражающие
оценку : общая – « хорошо» , моральная
– «стыдное дело», « не считается у нас
зазорным», « бесполезное вредно».
- Метафора
(слово или выражение, которое употребляется
в переносном значении на основе сходства
двух предметов, явлений в каком-либо отношении)
– «повести читателя путем мысли».
- Олицетворение
(перенесение свойств человека на неодушевленные
предметы и отвлеченные понятия) – «публицистика
призвана будить; мысль общества не будится,
а усыпляется».
- Эпитет (слово,
определяющее предмет или действие и подчёркивающее
в них какое-либо характерное свойство,
качество) – «затертые слова» ; «глубокая,
свежая мысль».
- Градация
(синонимический повтор при последовательном
усилении/снижении общего компонента
лексического значения синонимов) – «в
сотый, в тысячный раз».
Синтаксические.
- Главные части
сложноподчиненных предложений с придаточными
изъяснительными – «Хорошо пишет не тот,
кто…»
- Обобщенно-личные
предложения (внутренняя интонация, собеседник
приобщается к переживанию) – «Хорошо
пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто
хорошо думает».
- Неопределенно-личные
предложения (повествователь – участник
событий, спускается в описываемый им
мир) – «Повторить описание всегда считалось
стыдным делом — это плагиат. Повторить
фабулу тоже опасались — это заимствование.
А вот мысль повторить в сотый, в тысячный
раз, да еще теми же затертыми словами,
— это почему-то не считается у нас зазорным».
- Риторические
вопросы (роль эмоционального центра текста)
– « Что такое публицистика?»
- Парцелляция
(мысль выражается не в единой синтаксической
структуре, а подается интонационно законченными
частями, отделенными друг от друга точками,
т.о. делается синтаксическая актуализация
части высказывания, логическое ударение)
– «Произведения такого рода называют
иногда бесполезными. Неправда. Бесполезное
вредно».
- Синтаксический
параллелизм (симметрия в расположении
одинаковых синтаксических структур на
равных отрезках текста) – «Повторить
описание всегда считалось стыдным делом
— это плагиат. Повторить фабулу тоже
опасались — это заимствование. А вот
мысль повторить в сотый, в тысячный раз,
да еще теми же затертыми словами, — это
почему-то не считается у нас зазорным».
- Анафора (лексический
повтор в равных отрезках текста – предложение,
абзац, вступление/заключение) – «Повторить
описание всегда считалось стыдным делом
— это плагиат. Повторить фабулу тоже
опасались — это заимствование. А вот
мысль повторить в сотый, в тысячный раз,
да еще теми же затертыми словами, — это
почему-то не считается у нас зазорным».
- Асидентон
(придает речи прерывистость, движение
толчками; возникает ощущение очень напряженной
речи) — «…композиция, язык, пейзаж, диалог,
портрет, — но без мысли, глубокой, умной,
желательно свежей, современного очерка
попросту нет; И когда, садясь за стол,
мы ищем новый поворот, новый сюжет, новые
слова…»
Морфологические.
- Местоимения
(возможность обозначить себя в тексте):
для меня; мы ищем; мы еще не умеем; тот,
кто.
- Глаголы восприятия,
речи, мысли, желания, внутреннего состояния
(глагол – это интерпретация содержания
с точки зрения говорящего ): думает, пишет,
считается, будится, усыпляется.
- Настоящее
время глаголов (актуализация события)
– А. Аграновский использует преимущественно
настоящее время – «Существует много
определений…»; «Мы ищем новый поворот…»
; «Наносит огромный вред…».
- Залог глагола
(форма интерпретации содержания):страдательный
залог – «Публицистика призвана будить
общественную мысль…»; «Повторение сказанного
выдается за постановку темы…»; «Мысль
общества не будится, а усыпляется…».
- Частицы,
в частности модальные (значение выявляется
через интонацию): «А вот мысль повторить…»
(значение указания) , «Теми же затертыми
словами…» (значение усиления), «Почему-то
не считается у нас зазорным…» (удивление).